С чего начинается Родина, или размышления классного руководителя о патриотизме
С чего начинается Родина, или размышления классного руководителя о патриотизме.
Все мы с детства слышали воспитательные речи о патриотизме. Все классики, которых мы проходили по программе, безусловно, горячо любили родину. Всем нам учителя терпеливо объясняли, что хорошо учиться, примерно себя вести, участвовать в массовых мероприятиях-это есть проявление любви к родине, которая столько нам дала, что страшно сказать.
Едва осознав себя, мы уже оказывались в долгу. Но что-то подсказывало, что быть в долгу и любить-не одно и то же.
С тех пор в пропаганде патриотизма ничего особенного не изменилось.
Но любовь-чувство глубоко личное и трудно проверяемое. Вряд ли кто-нибудь отважится написать в отчете: «Я провел 10 мероприятий, и теперь мои ученики любят Родину.» Да и можно ли воспитывать любовь?!
Выдающийся русский религиозный философ Ильин сказал: «Никто не может указать человеку его Родину...Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно... Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке.»
Решая проблему патриотического воспитания, учитель, на мой взгляд, должен ставить перед собой вполне конкретные цели:
- воспитывать интерес к прошлому через изучение быта, культуры людей разных эпох;
- дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности
- организовывать участие ребят в решении общественных проблем ( на возможном для школьников уровне)
- формировать гражданскую позицию-понимание связи с людьми, живущими в обществе;
- формировать умение противостоять нетерпимости.
Все это вместе можно выразить одним словом-сопричастность.
Распространенные сценарии и методики воспитательной работы не всегда учитывают современную общественную ситуацию и личный опыт ребенка.
Например, учителю приходится работать над нейтрализацией негативного воздействия СМИ и пропаганды на детей.
Во всех странах мира, за исключением разве что самых бедных, специалисты отмечают падение роли школы и семьи в социализации детей. Все больше информации и впечатлений дети получают посредством СМИ и Интернета.
В этих условиях важной задачей воспитательной работы становится развитие навыков критического анализа информации.
К сожалению, массовая и телепродукция отличается огромным содержанием насилия. Часто для смакования насилия используется вроде бы патриотическая тематика-героическое прошлое, будни современной армии или правоохранительных органов. Это приводит к закреплению у детей агрессивного поведения, вызывает бессознательное подражание. Относительно к устойчивой к воздействию насилия в СМИ может лишь личность, усвоившая идею, что конфликт лучше разрешать без применения насилия. В этих условиях школа призвана противопоставить культу силовых методов и победы любой ценой акцент на культуре ненасилия и переговоров.
Совсем не безобидно явление в детской и подростковой среде, получившее название буллинг (англ. хулиган, драчун). Есть агрессивные дети, которым доставляет удовольствие мучить других учеников без какого-либо повода. Систематические издевательства происходят в форме насмешек, физического насилия, угроз, порчи вещей. Жертвы буллинга-чаще всего самые физически слабые, скромные, застенчивые дети. При этом даже ученики, над которыми непосредственно не издевались, приучаются к мысли, что насилие и унижение-норма жизни. Тем не менее жестоким мучителям, как правило, хочется иметь оправдание своих действий. Издевательство над ослабленным ребенком оправдывают тем, что он должен готовиться к армейской дедовщине.
Недопустимо использование какого-либо идеологического оправдания для таких явлений. Учитель должен выявлять случаи травли и пресекать их.
Культ силы в подростковом сообществе очень опасен. Юноши, оказывающиеся на вершине иерархии, по статистике попадают в группу риска по преступности и наркомании. Те же, кто оказался внизу мальчишеской иерархии, имеют больше шансов очутиться в рядах национал-экстремистов.
Попытки взрослого вмешаться во взаимоотношения подростков скорее всего обречены на неудачу. Но можно предоставить ученикам возможность выделиться за счет самостоятельности, ответственности, интеллекта. Это покажет ребятам, что авторитет может быть основан не только на грубой силе. Важно помнить, что поднять авторитет подростков невозможно через поощрение послушных исполнителей, как это нередко происходит в школе.
Обилие крупных, масштабных программ, посвященных патриотической тематике, может создать ложное впечатление, что эта тематика только и существует в рамках больших мероприятий. При этом возникает опасность подмены личных чувств привычкой к формальным ритуалам.
Напротив, именно локальность мероприятия, привязка к личному опыту, уникальным местным событиям, семейной памяти является самым действенным воспитательным средством.
И последнее. Если кто не знает, наиболее яростным противником патриотизма был Л.Н. Толстой. В школе этого не проходят. Вот что буквально утверждает граф в одной из своих статей, помещенной в 9 томе Собраний сочинений: «Патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное...»
Вроде бы черным по белому все ясно. Ясно, да не совсем. Потому что тому же Льву Толстому принадлежит знаменитое выражение: «Скрытая теплота патриотизма». Всем, кто прочитал «Войну и мир», фраза эта знакома. Вот вам и парадоксы патриотизма.