12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никитина Евгения Викторовна38

Урок литературы в 10 классе

Никитина Е.В.

учитель русского языка и литературы

лицея им.Н.В.Гоголя

г.Кишинева РМ

I дидактическая степень



Тема: «С Гоголя водворился на Руси совершенно новый язык».


Тип урока комбинированный, урок изучения новой темы

Ведущие методы: поисковый, репродуктивный, исследовательский

Цель: - открыть учащимся своеобразие творчества, неповторимость, оригинальность языка Н.В.Гоголя;

- пробудить интерес к чтению его произведений; раскрыть значение авторского присутствия в поэме и ранних произведениях;

- приобщить учащихся к исследовательской работе;

- совершенствовать умение строить высказывание на заданную тему.

- основные проблемы, поставленные писателем в поэме;

- выделять элементы композиции;

- развивать умение сопоставлять героев, произведения;

- определить специфику жанра произведения;

- развивать умение составлять характеристику героя, используя цитаты;

- развивать навыки работы в парах, группах, умение оценивания и самооценивания.

Оборудование:

выставка произведений Н.В.Гоголя; репродукции и иллюстрации к его произведениям, музыка А.Шнитке по мотивам гоголевских произведений; высказывания великих современников о произведениях Гоголя, представленные в форме плакатов.



Эпиграф:


Пушкин и Гоголь – вот поэты,

о которых нельзя сказать: «Я уже читал!»,

но которых, чем больше читаешь, тем больше приобретаешь.

В.Г.Белинский



Содержание урока:


I. Мотивационный этап

1. Приветствие, проверка готовности к уроку

2. Вызов. Вступительное слово учителя. На фоне музыки Шнитке.

Каждый большой художник – это целый мир. Войти в него, ощутить его многогранность и неповторимую красоту – значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую ступень духовного и эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя – драгоценный источник духовного и эмоционального обогащения.

Особая роль в этом отношении принадлежит Гоголю. «Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя», - писал Чернышевский.

Гоголь был одним из самых удивительных и своеобразных мастеров художественного слова. Одна из особенностей нравственного облика писателя – сознание величайшей ответственности за сказанное. Ему свойственны наиболее выразительные приемы стиля. Гоголевский язык, гоголевский пейзаж, гоголевский юмор, гоголевская манера в изображении портрета – эти выражения стали уже литературоведческими определениями.

И тем не менее изучение стиля, художественного мастерства все еще остается загадкой. Ведь Гоголь – один из самых сложных писателей мира. Чтобы хоть немного приблизиться к пониманию его творчества, мы открываем своеобразную исследовательскую лабораторию. У нас созданы четыре творческие группы, каждой из которых было предложено свое произведение для исследования. И каждая группа определили круг вопросов, разрешение которых позволит нам достичь цели урока: открыть своеобразие творчества писателя, пробудить интерес к чтению его произведений, раскрыть значение авторского присутствия в произведениях, восхититься удивительным языком Гоголя, неповторимым юмором, мастерски созданным пейзажем, а также своеобразной манерой в изображении портрета героев

3. Работа с эпиграфом.

- Согласны вы со словами В.Г.Белинского? Обоснуйте свой ответ.

II. Актуализация знаний. Реализация выбранного проекта. Реализация домашнего задания. Работа по группам. Представление результатов работы.

1) Глава первая. «Начало» - «Вечера на хуторе близ Диканьки».


Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувственность!

А.С.Пушкин

1. История создания и краткая характеристика сборника. Сообщение ученика.

2. Анализ повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

Есть в сборнике одна повесть, которая благодаря резкому отличию от других, занимает особое положение. Это повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

- В чем особенность этой повести?

(Здесь нет фольклорных элементов и какого-либо сходства со сказкой. В повести торжествует быт и современность. В ней с большой достоверностью описаны современная жизнь и современные характеры).


Первая группа учащихся определила круг вопросов:

Как гоголевский язык и юмор помогают нам увидеть формирование характера Ивана Федоровича и качества, которыми он обладает?

Как сказалась гоголевская манера в описаниях тетушки, Сторченка, его матушки, Ивана Ивановича? (выделить детали, свидетельствующие о поразительном искусстве портретной живописи)

Как проявился гоголевский юмор в создании мира поместного дворянства?

Есть ли описание природы? С какой целью вводит его писатель в повествование? Как меняется его интонация? (гоголевский пейзаж)

Как заканчивается повесть? Действительно ли действие обрывается? Докажите, что оно вполне закончено.


Характер Ивана Федоровича – в полном отсутствии характера. Духовный мир совершенно ничтожен. Добрый, мягкий, улыбчивый, он совершенно не приспособлен ни к какому делу. Ему противопоказано любое умственное напряжение. Он не в состоянии ни о чем думать, ни о чем говорить. Бездна юмора в сцене сватовства. (чтение по ролям или инсценировка).

В повести писатель выводит разнообразные типы:

а) тетушка Василиса Кашпоровна – деловитая женщина;

б) Григорий Григорьевич Сторченко – бойкий и пройдошливый сосед, чем-то подсказывает нам Ноздрева;

в) матушка Григория Григорьевича – неутомимая хлопотунья;

г) говорливый Иван Иванович.

Каждый из этих персонажей – характер, метко подмеченный и мастерски нарисованный пером 22-летнего автора. Различные по своему характеру, темпераменту и нраву, они близки друг другу, представляя разные грани помещичьего бытия.

Весело и, казалось бы, добродушно рисует Гоголь картину ничтожного в своей пошлости поместного быта. Он вроде бы ничего не осуждает и не обличает, он лишь лукаво усмехается над всем этим беспросветным убожеством, которое царит здесь. (письма, стремление завладеть землей, представления о красоте, разговор за обедом).

Один раз только обращает Гоголь свой взор на природу. И здесь нет иронии, все пронизано лиризмом, что свидетельствует о глубокой любви писателя к природе, родине. Здесь, в этой картине, и прославление труда (зачитать).

Безусловно, повесть закончена. Гоголь пародирует художественный прием, к которому нередко прибегали писатели-романтики (усилить ощущение недосказанности, загадочности, таинственности). Картина помещичьего быта нарисована кратко, но с почти исчерпывающей теплотой. Что бы ни случилось с героями дальше, ничего нового это не прибавит к их характеристикам. Оборванность сюжета – лишь кажущаяся, мнимая. Ничего существенно нового произойти не может в этом застойном, окостеневшем мире. Незачем и продолжать повесть. Все и так уже ясно.


Итог наших наблюдений.

Почему из первого сборника мы выбрали именно эту повесть? «Шпонькой» Гоголь открывал в своем творчестве обширную галерею персонажей, в которых отразились различные стороны современной ему пошлой действительности. Здесь писатель отошел от фантастики, обратившись к реальному изображению современного быта. С этой повестью связаны истоки гоголевского реализма.


2) Глава вторая. «Продолжение» - «Миргород».


Гоголь не щадит ничтожества, не скрывает и не скрашивает его безобразия, ибо, пленяя изображением этого ничтожества, возбуждает к нему отвращение.

В.Г.Белинский


1.История создания и краткая характеристика сборника.


Сборник «Миргород» (1835), над которым Гоголь работал в течение 1833-34 гг., стал новым важным этапом в творческом развитии к реализму. В сборник вошли четыре повести: «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики». Если две последние из названных повестей носят бытовой и реалистический характер, а повесть «Вий» своей сказочной основой напоминает повести «Вечеров…», то «Тарас Бульба» представляет собой по жанру историческую и героическую повесть. Сильное героическое начало повести по контрасту связывает ее с бытовыми повестями сборника. Героическое прошлое народа противопоставляется Гоголем пошлой действительности, в которой оказываются возможными такие истории, какая случилась между двумя Иванами.

Вторая группа учащихся определила следующие вопросы:


Какие детали подчеркивает в портретной характеристике героев Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича Гоголь? Что скрывается за авторской иронией? (юмор, манера).

Что говорит автор о городе Миргороде? Какова атмосфера в нем, достопримечательности? (язык)

Что выделяет в описании чиновников? (судья, городничий). (манера, юмор)

Есть ли пейзаж? Какую функцию выполняет? Какое настроение создает? (пейзаж)

Каков финал повести? Что хочет сказать Гоголь последней фразой? (гоголевский язык)


Поведение героев (Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича) возбуждает в писателе чувство горечи и гнева. «Скучно на этом свете, господа!» - эта резкая замена юмористической тональности сатирической с предельной ясностью раскрывает смысл повести. С виду забавный анекдот превращается в сознании читателя в глубоко драматическую картину действительности. Гоголь как бы хочет сказать: люди, подобные Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу, к сожалению, не игра фантазии писателя, а реально существующие люди, они живут среди нас, и потому жизнь наша так печальна.


Пятый вопрос ребята определяют как итог наблюдений и предлагают свой вывод:


«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - это не просто реализм, а обличающая правда (критический реализм). Гоголю и смешно, и больно оттого, что есть люди, погрязшие в мелочах и поставившие эти мелочи на место смысла жизни.


3) Глава третья. «Картины, исполненные истинного трагизма» - «Петербургские повести».


В петербургском цикле Гоголя русская повесть обрела простор и емкое социальное содержание, ее герои стали выразителями острых общественных конфликтов.

В.Г.Белинский


История создания сборника и краткая характеристика повестей.


В каждой из гоголевских повестей раскрывается какая-то существенная грань Петербурга, его бытового или общественного уклада. В этом отношении особенно примечательна повесть «Нос».

Третья группа учащихся определила следующие вопросы:


Нелепое, фантастическое происшествие дало возможность писателю заглянуть в самые потаенные углы Петербурга и сделать важные обобщения. Какие это обобщения? (главная тема произведения)

Что позволяет нам воспринимать фантастический сюжет вполне реально? Какие сцены подтверждают реальность ситуации?

На кого обрушивает свою сатиру Гоголь? Подтвердите это текстом.

Сформулируйте итог своих наблюдений.


Гоголевский Петербург сложен, его образная структура пестра. Прежде всего город воспроизведен как некое единство, очень противоречивое, но единство. Величие и поэтичность пушкинского Петербурга превратились здесь в устрашающую нерасторжимость личности с миром вещей, внешнего порядка, искусственной, фальшивой системы поведения. Гоголь стремится показать некую фантастичность реального в Петербурге. Именно отсюда все странности происходящего в повестях.

Где пролегают в искусстве границы художественной условности? Ответ на этот вопрос – гениальное выражение творческой смелости Гоголя. Он необычайно раздвинул границы условности, которая определена реальной жизнью и служит познанию последней. Коллежский асессор Ковалев, потерявший свой нос и случайно нашедший его, безуспешно пытающийся уговорить его вернуться к своему хозяину – вся эта фантастическая история совершенно реальна в художественном смысле. Если в этом нелепом, в сущности, безумном обществе все определяется чином, то почему нельзя, считает Гоголь, эту фантастически-нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Ведь нос коллежского асессора Ковалева не хочет возвращаться к хозяину потому, что приобрел более высокий чин, носит мундир, шитый золотом, что «он считался в ранге статского советника» (ранге, куда более высоком, чем у Ковалева). Сцена могла бы стать просто смешной клоунадой, если бы она точно не передавала суть чиновных взаимоотношений.


Итоги наблюдений сводятся к следующему:


Сатирическая природа повести – в резкой деформации обыденного, в смелом соединении действительности и абсурдного. С первого предложения повести, фиксирующего это единство, с нарастающим эффектом развивается сатирическая тема, завершение которой – в самой последней фразе повести, где устранена констатация исключительности события: «Что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, - редко, но бывают».



4) Глава четвертая, но не последняя, хотя должна быть первой. «Мертвые души».


Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих; читая их во второй раз, точно знаешь новое, никогда не виденное произведение.

В.Г.Белинский


История создания поэмы.


У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них семнадцать лет были отданы работе над «Мертвыми душами».


Задание для четвертой группы.


Экскурсия по губернскому городу NN. Маршрут прогулки Чичикова по городу.

Кто правит городом? Чиновники губернского города.

«Автор любит чрезвычайно быть обстоятельным во всем», - утверждает Гоголь. Докажите это, опираясь на текст ( общество, обед, игра)

Каким мы представляем автора после прочтения первой главы?



Итоги наблюдений – ответ на четвертый вопрос.


Автор ничего не пропускает. В его пространной, отчасти торжественной характеристике героя заметно какое-то лукавство. Он думает больше, чем говорит нам. Он не все до конца выговаривает словами. Мы хорошо видим автора – видим на лице его тонкую улыбку.




III. Рефлексия.


Вы видите жизнь, а кто видел жизнь, тот не может не вздыхать.

В.Г.Белинский


Согласны ли вы с утверждением, что без «Вечеров на хуторе близ Диканьки», без «Миргорода», без петербургских повестей не было бы «Мертвых душ»? В чем Гоголь остался верен себе?

В Гоголе Щедрин видит «великого юмориста, обладающего «энергическим, беспощадным остроумием». В чем же проявилось это остроумие? Каковы особенности гоголевского языка? Какая фраза, выражение, образное средство вам запомнилось?

Чем сложен язык произведений Гоголя? (необходим комментарий: и лексическое толкование, и историческое. И стилистическое)

Какую истину вы определили для себя после сегодняшнего нашего разговора? (каждый ученик делает свой вывод)


YI. Итоги урока.

Заключительное слово.


Что такое каждая из его повестей? Смешная комедия, которая начинается глупостями и оканчивается слезами и которая, наконец, называется жизнью. И таковы все его повести: сначала смешно, потом грустно! Сколько тут поэзии, сколько философии, сколько истины! В.Г.Белинский


Гоголь любил повторять, что не будут живы его образы, если каждый не почувствует, что они взяты «из того же тела, из которого и мы». А чтобы почувствовать это, надо помнить, что Гоголь, как никто другой, нуждается в медленном чтении, в таком, при котором ничто не пропадет: ни единое слово, ни единая мелочь, которая всегда может быть существенно важной для понимания художественного целого.

И если сегодняшний урок помог вам увидеть богатство и выразительность гоголевского языка, если вам захотелось перечитать те произведения, о которых мы говорили: «Я уже читал!», то задача нашего урока выполнена. Значит, Гоголь не оставил вас равнодушными, а нам равнодушными по отношению к нему быть нельзя.



Домашнее задание:

Мини-сочинение «Как я читал 1 главу во второй раз» (изменилось ли ваше отношение к поэме после урока?).

Определить, какую роль играет 1 глава в раскрытии идейного замысла поэмы.

Прочитать (перечитать) 2 главу поэмы «Мертвые души».

Подготовить рассказ о Манилове (первое впечатление; особенности внешности, манеры поведения, речи; отношение к хозяйству; любимые занятия; жизненные цели; сделать выводы).

Перспективное задание художникам: иллюстрации к самым запомнившимся эпизодам, образам.

6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.