Самоанализ урока истории в 5 классе по теме «Как жили ремесленники и земледельцы Египта»
Самоанализ урока
Учитель: Ненев Олег Сергеевич
Дата проведения урока: 08.10.15.
Класс: 5
Предмет: История
Тема: "Как жили ремесленники и земледельцы Египта"
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
- организовать понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации;
- дать представление о жизни земледельцев и ремесленников в Древнем Египте;
- формирование интереса к изучению исторического материала;
- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Оборудование: учебник, доска, мел, рабочая тетрадь, карта в учебнике, иллюстративный материал в учебнике.
Методы, приемы, используемые на уроке: устный опрос, работа с терминами и понятийным аппаратом, устный рассказ по иллюстрации, беседа, работа с картой, работа с текстом учебника, поиск материала по учебнику, ответы на вопросы, работа с исторической картой.
Характеристика урока:
1) Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
На предыдущем уроке начали изучать раздел "Древний Египет". Проведенный урок связан с предыдущим тем, что после изучения географического положения, климата и возникновения государства Древний Египет мы плавно перешли к изучению основных групп населения древнеегипетского общества. Познакомившись на уроке 08.10.15. с жизнью земледельцев и ремесленников, планируется на следующих уроках изучение жизни других групп общества: вельможи, фараоны, рабы, жрецы и т.д.
2) Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
В 5 классе заезда 28 сентября - 20 октября 2015 года обучается 16 учащихся. На уроке присутствовало 15 учащихся, 1 ученик заболел и был на лечебных мероприятиях. Для этого заезда проведенный урок был четвертым. Все учащиеся приехали с учебниками. Один учащийся приехал без тетради, на первом занятии ему предоставил тетрадь для ведения записей на уроках. Дети приехали с разными учебниками, но большинство привезли учебник ФГОС "История древнего мира", авторы - А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. На уроках, в том числе на данном, я учитывал наличие разных учебников и подходил к детям, показывал нужные страницы. Учебники, соответсвующие ФГОС, были на всех партах как минимум один учебник на парту. На проведенном 08.10.15. уроке учебники и тетради были у всех учащихся. Класс средний, выделяются 4 сильных ученика, умеющие давать подробные развернутые ответы, и есть 3 слабоуспевающих, к которым применяется индивидуальный подход. То есть при планировании уркоа учитывалось наличие разных по успеваемости детей и наличие разных учебников.
3) Структура урока
Структура урока включала в себя следующие этапы:
1. Организация начала занятия. Учащиеся и учитель к началу урока были полностью готовы к началу учебного занятия.
2. Опрос по предыдущей теме.
Дети объяснили термины, нарисовали карту-схему Дрервнего Египта на доске по памяти, отвечали на вопросы учителя. Учащиеся были активны, поднимали руки. Было оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Я как учитель выявил пробелы и скорректировал их, исправил ошибки в некоторых ответах учащихся.
3. Подготовка к основному этапу урока.
Как дидактические задачи были проведено целеполагание и мотивация деятельности учащихся. Дети по теме уркоа сами поставили цель урока и с помощью учителя доказали важность изучения данной темы. Учащиеся оказались готовы к активной познавательной деятельности по изучению новой темы. Дети расшифровали все слова в названии темы урока. Вспомнив историю первобытного общества, изученную ими в сентябре, рассказали, кто такие земледельцы и ремесленники, когда и как зародились земледелие и ремесло. Тем самым была связь с предыдущими темами и был совершен переход к изучению новой темы через целеполагание и актуальность.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Дети работали с новыми терминами, отвечали на вопросы, работали с иллюстрациями в учебнике, составляли устные рассказы по иллюстрациям, работали с текстом учебника. Максимально использовалась самостоятельная деятельность учащихся в добывании знаний, особенно это выражалось в составлении устных рассказов по иллюстрациям. Дети были очень активны, поднимали руки, выдвигали свои версии. Я ликвидировал типичные ошибки и неверные представления учащихся, тем самым дети шли от незнания к знанию. Дети самостоятельно выполнили ряд заданий. Учащиеся развивали коммуникативные способности, сравнивали, выделяли главное. Обратная связь имела место на протяжении всего урока. Для учащихся были созданы условия для их самореализации.
5. Закрепление знаний, повторительно-обобщающий контроль.
В конце урока закрепили полученные знания, сделали выводы. Похвалил детей за проделанную работу.
6. Организационные условия на уроке.
На уроке были созданы комфортные психологические условия для совместной деятельности ученика с учеником, для сотрудничества ученика с учителем. Была открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, т.е. рефлексия. На уроке полностью соблюдались санитарно-гигиенические условия: кабинет проветривался, доска к началу урока была чистая, кабинет был чистым. Соблюдались начало и конец урока, время использовалось рационально. Дети были обеспечены учебниками и тетрадями.
7. Подведение итогов занятия.
После проведенного урока состоялась беседа с присутствовавшим на уроке учителем из комиссии. Были даны анализ и оценка успешности достижения цели, намечены перспективы для последующей работы. Усвоил для себя, что нужно дальше работать по новой программе ФГОС, активно вовлекать учащихся в самостоятельную добычу знаний.
Вывод. Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока были логически связаны друг с другом, что позволило формировать интерес к изучению исторического материала. Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Новое знание дети получили в результате работы с текстом учебника, терминами и иллюстративным материалом, под руководством учителя. Новые факты они пытались выразить своими словами. На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (география, история), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса. В завершении подвел итоги обсуждения новой темы. В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (дети объяснили, что считают общественное неравенство в древнееегипетском обществе несправедливым). Вместе с тем в будущем собираюсь уделять при изучении новой темы большего количества времени самостоятельному поиску учащимися нового материала, развитию их умений находить важное в тексте, работать в группе, делать самооценку, это моя цель для дальнейшего саморазвития. Считаю, что поставленные цели на уроке были реализованы.