Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе «Растениеводство в нашем крае»
Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе
в соответствии с требованиями ФГОС.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: урок открытия новых знаний, изучение нового материала.
Тема урока: «Растениеводство в нашем крае»
Цель: Сформировать представление о растениеводстве нашего края; познакомить обучающихся с понятием «сорт», «растениеводство» и его отраслями; создать условия для формирования понятия «растениеводство» и понимания его значения в жизни человека, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности осознание ценности природы родного края и необходимости нести ответственность за её сохранение; развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
Метапредметные:
овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией в разных источниках; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Р.- определять тему урока с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое мнение, предположение.
П.-извлекать информацию из текста; делать выводы; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
К.- оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уважать мнения одноклассников; приходить к общему решению при работе в группе и парах.
Предметные:
Базовый уровень
Овладение системой знаний по теме: знать отрасли растениеводства нашего края, называть растения каждой отрасли, сорта культурных растений; рассказывать об особенностях труда людей родного края, понимать зависимость особенностей растениеводства в регионе от природных условий; уметь находить информацию.
Повышенный уровень
Овладение системой знаний и необходимыми учебными действиями; умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, умения работать с информацией, представленной в разных формах.
Высокий уровень
Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов растениеводства на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установление причинно-следственных связей в окружающем мире на многообразном материале природы родного края.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: Окружающий мир 4 класс» (1 часть). УЧЕБНИК Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс.
с. 187-193; ПК, интерактивная доска; методическое обеспечение; дидактический материал; раздаточный материал.
В классе присутствовало ____ человек.
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями обучающихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по окружающему миру.
На уроке использовались наглядные пособия для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Работа в группах позволила организовать взаимодействие обучающихся между собой, создать условия для самообучения и взаимообучения .
Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и обучающихся. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у обучающихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.
Организационный момент включал в себя элемент стихотворной формы, что создало психологический настрой обучающихся на продуктивную работу и обеспечение нормальной обстановки на уроке. Актуализация знаний помогла осуществить проверку ранее пройденного материала и плавно перейти к самоопределению к деятельности. Цели урока определяли обучающиеся с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На основном этапе при изучении новых знаний и способов действий для восприятия, осмысления и запоминания новых знаний, разнообразила виды деятельности. Работа с учебником и карточками предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность обучающихся. Они отвечали на вопросы, принимали участие в игре, делали выводы.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности. Учебная информация была привлекательна для обучающихся. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности в достижении поставленных целей на уроке.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена поз, видов деятельности, упражнения для снятия мышечной нагрузки, проведена физминутка в виде физических упражнений, которая помогла в дальнейшей работе выполнения мыслительных операций.
На уроке прослеживается влияние сельского хозяйства и, в частности, растениеводства на жизнь человека, межпредметные связи. Все содержание урока носит развивающий характер, способствует развития аналитического мышления (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение), развитию устной речи, творческой самостоятельной деятельности. Кроме того, мобилизует память, внимание обучающихся. На уроке используется способ самоконтроля. Дети оценивают результаты своих действий. Исправляют ошибки.
На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы. Урок получился очень динамичным за счет применения ЭСО (электронных средств обучения – интерактивные тренажер, тематическая викторина, мутимедийная презентация), а также внесения в урок элемента соревновательности.
Применение игровых технологий вызывает у обучающихся положительный эмоциональный фон, желание выполнять задание, осуществлять поиск необходимой информации, извлекать ее, трудиться на уроке. Он рождает эмоции и чувства, побуждает к действию, формирует познавательные мотивы, желание узнать что-то новое.
Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.
В целом урок прошел на хорошем уровне.
Обучающиеся показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.