Урок окружающего мира «Растениеводство нашего края» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока. Растениеводство Республики Крым.
Подготовила Смирнова Н.П.
Класс: 4 а
Тип урока. открытие нового знания
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач
методы и формы обучения. объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная и групповая.
Технологии: методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, проблемное обучение, технология развития критического мышления.
Оборудование. Проектор, компьютер; гербарий полевых культур; зерна полевых культур; рисунки и фотографии с изображением растений; схема «Растениеводство»
Основные понятия. Полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство, сорта культурных растений
Ход урока.
Мотивация.
Звучит в записи песня «Что нам осень принесёт» (слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной)
– О чём поётся в песне?
– Мы узнаем, как появились культурные растения, какие группы культурных растений выделяют, познакомимся с отраслями производства.
Актуализация опорных знаний.
Тест «Жизнь пресного водоема»
1.Какое растение корнями не прикрепляется ко дну водоема?
а)рогоз б)ряска в)кувшинка
2.У какого растения листья плавают на поверхности водоема?
а)у стрелолиста б)у водорослей в)у кубышки
3.Укакого растения семена собраны в коричневый початок?
а)у камыша б)у рогоза в)у тростника
4.Ягоды какого растения собирают на болотах?
а)клюкву б)малину в)чернику
5.Какое растение является хищным?
а)ряска б)рогоз в)росянка
6.Почему клопы-водомерки не тонут?
а)они очень легкие б)они умеют плавать в)их ножки покрыты жиром
9.Кого ученые называют живыми «фильтрами»водоемов?
а)раков б)лягушек в)моллюсков
10.Кого ученые называют санитаром водоема?
а)прудовика б)рака в)цаплю
Проверь себя:
1-б 6-в
2-в 7-а
3-б 8-а
4-а 9-в
5-в 10-б
Изучение нового материала.
а) Беседа по подготовке к введению нового материала.
- Как называется наш регион?(Республика Крым)
- В какой природной зоне он находится? (в зоне степей)
- Какой вид почв преобладает в этой природной зоне? (чернозём)
- Какая весна в этой зоне?( дождливая и теплая)
- А лето? (жаркое и сухое)
- А кто знает, сколько в Крыму солнечных дней в году? (287 дней)
- Вывод: В зоне степей наличие плодородной почвы, много света и тепла, осадки, что создаёт необходимые условия для роста …чего? (растений)
- Их ещё называют «лёгкие планеты, организмы - … производители».
Все растения делятся на две группы:
- одни самостоятельно размножаются и растут ..
- за другими ухаживает человек.
- К каким группам относятся эти растения?(дикорастущие и культурные)
б) Постановка проблемного вопроса.
- Всегда ли были культурные растения?
( Конечно же нет. Когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие.
Люди отбирали, сохраняли и размножали лучшие из этих растений.
в) Постановка целей урока.
Как вы думаете , о чём мы с вами будем сегодня вести речь, что нового узнаем?
– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.
– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов?(Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.)
– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.
Физминутка.
г) Беседа..
Растениеводство делится на несколько основних отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
- познакомимся с каждой отраслью.
- Назовите. Из каких растений готовят каши и хлебные изделия? (пшеница, рожь, ячмень, просо, овёс, кукуруза, гречиха) с.189
Главные полевые культуры – зерновые.
Культура из которой получают крахмал, …, сахар, … подсолнечное масло, … производят ткань…
- Вспомните, какие это культуры?
Вывод: Эти растения выращивает отрасльполеводство.
Но в Крыму ещё выращивают рис (Раздольненский р-н), рапс.
Бахчевые культуры – арбузы, дыни, тыквы.
-Из каких культур готовят борщ, суп, салат (капуста, морковь, томаты.огурцы, лук и чеснок…) – овощные культуры.
Вывод: Эти растения выращивает отрасль овощеводство.
- Из каких культур готовят компоты, варенье, а полезнее употреблять их в сыром виде? (плодовые культуры)
например, ….
Вывод: Эти растения выращивает отрасль плодоводство.
- Они дарят нам эстетическое наслаждение своей красотой и нежным запахом?) Работа с учебником. Прочитайте статью на с. 192.
Вывод: Это цветочные культуры или декоративные. Почему?
(Обратитесь к справке.Чайная роза и лаванда)
В Крыму выращивают чайную розу, из которой изготавливают варенье, получают масло, используют её в парфюмерии.
Лаванда и польза для здоровья
Эфирное масло лаванды обладает успокаивающим ароматом, помогает в лечении: мигрени, головной боли, а также свойство против бактерий.
Учитель. В Крыму развита ещё одна отрасль…
Отгадайте: эти гроздья очень сладки,
высохли и он изюм (виноград).
А отрасль называется виноградорство.
Практическая деятельность.
– Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.
1. Балерина вышла, Сборки да оборки. Складки да подкладки… А имя у артистки – Небесной прописки. (Астра, цветоводство.) 2. Росло – красно, цвело – бело, А снял зерно – почти черно. (Гречиха, полеводство.) 3. В садочке есть плод, Он сладок, как мед, Румян, как калач, Но не круглый, как мяч, – Он под самой ножкой Вытянут немножко. (Груша, плодоводство.) 4. Закутан ребенок В сто пеленок (Капуста, овощеводство.) 5. Солнце жжет мою макушку, Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.) |
6. Вырастаю всем на диво, Высока, стройна, красива. Прячу в светлые перчатки Золотистые початки. (Кукуруза, полеводство.) 7. В чистом поле – не в лесу Хворостинок припасу: Чтоб семья оделась, Чтобы вкусно елось, Чтобы хата грелась. (Лен, полеводство.) 8. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина, плодоводство.) 9. Живет в поле усан – Ус длиннее, чем сам. Пока молодой – ус золотой, А как перемелется – Цвет изменится. (Рожь, полеводство.) |
10. Не корень, а в земле; Не хлеб, а на столе; И к пище приправа, И на микробов – управа. (Чеснок, овощеводство.) 11. Три сестры. Летом зеленые, К осени одна краснеет, Другая белеет, третья чернеет. (Смородина, плодоводство.) 12. Щеки красные, нос белый, В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редис, овощеводство.) 13. Посадили зернышко, Вырастили солнышко. (Подсолнечник, полеводство.) 14. На клумбе у окошка Посажена картошка, Цветы ее огромные, И светлые, и темные. (Георгин, цветоводство.) |
Итог. Рефлексия. Подведём итог. Выставление оценок.
– Над какой темой работали?
– О каких отраслях растениеводства вы узнали?
– Для чего вам нужна данная информация?
– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?
– выполнение каких заданий не вызвало затруднений?
– Как оцениваете свою деятельность?
Домашнее задание.
Учебник, с. 201–207. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории Республики Крым.