Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе «Наш край»

1
0
Материал опубликован 21 January 2016
Муниципальное казенное образовательное учреждение

Рыбинская средняя общеобразовательная школа

Ольховского муниципального района Волгоградской области

ул. Центральная 52, с. Рыбинка Ольховский район, Волгоградская область, 403661.

Тел. (факс)8 – (84456) – 5 – 82 –01

E-mail: Rybinka2008@yandex.ru

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе

«Наш край»

Работу выполнила

учитель начальных классов

Сорокина Светлана Сергеевна

БЛАНК УЧАСТНИКА

Конкурса методических разработок

ФИО (полностью)

Сорокина Светлана Сергеевна

Контактные данные (телефон, электронная почта)

89377419214

xxxmoneta@yandex.ru

Место работы

МКОУ Рыбинская СОШ

Должность, стаж работы

Учитель начальных классов,

Предмет

Окружающий мир

Класс

Четвертый

Тема и номер урока в теме

«Наш край» №20

Базовый учебник

Окружающий мир. 4 класс, Учеб. Для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе В 2 ч. Ч.1/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с. : ил. – (Школа Росси). – ISBN 978-5-09-023204-3

Учебно-методический комплект

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012.

Цели и задачи: Систематизировать и расширить знания учащихся о природе и хозяйстве своего края, формировать первоначальные умения поиска и анализа необходимой информации, а также развит интерес к предмету «Окружающий мир».

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера AVer CP135, планшеты Digma, физическая карта РФ, административная Волгоградской области, физическая карта Волгоградской области.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

Сели правильно, выпрямили спинки, приготовились к уроку.

Слушают учителя.

Выпрямляют осанку.

Приложение №2, слайд № 1

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске видео с записью стихотворения:

« Мы живём между Волгой и Доном»

Мы живём между Волгой и Доном

На бескрайнем приволье степном

Волгоградская область – край сердцу так дорог!

Он один на всём шаре земном!

Бесконечные степи, леса и овраги…

Всё найдёшь в нашем крае родном.

А тюльпаны кругом, будто флаги,

Расстелились пёстрым ковром!

/Сорокина С. С./

Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался именно так? О чём мы будем сегодня говорить?

Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение раздела «Родной край – часть большой страны». Что бы вам хотелось узнать о родном крае? О том месте, где многие из вас родились и выросли?

Совершенно верно, об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Это и будет нашей целью.

Учащиеся смотрят видео и слушают запись стихотворения. Приложение № 1.

О нашем крае. О Волгоградской области.

Хотелось бы узнать о природе родного края, какие реки протекают в Волгоградской области, почему он так называется? Как живут и чем занимаются люди в нашем крае?

Проверка домашнего задания.

Но, прежде, чем перейти к новой теме, давайте проверим домашнее задание.

(Игра- обобщение полученных знаний, проводится на фоне презентации)

Проверка домашнего задания. Приложение №2, слайд № 2 – 12

Актуализация опорных знаний.

Посмотрите все на доску, что это перед нами?

Покажите границу российской федерации.

А на каком материке находится наша страна?

Вспомним, как называется столица нашей Родины?

А что мы ещё можем рассказать о нашей стране?

А чем Родина отличается от малой Родины?

Это карта России. Приложение №2, слайд № 13

Один ученик выходит и показывает границу РФ.

Наша страна находится на материке Евразия.

Столица нашей Родины – город Москва.

Наша страна – самая большая страна в мире. Если по ней путешествовать на поезде с востока на запад, то придется потратить не один день. Когда в столице нашей Родины утро, то на востоке нашей страны – в г. Владивостоке – ночь. В одно и то же время года, на севере нашей страны можно погулять по снегу, а на юге – позагорать и искупаться в море.

Родина – это страна, в которой человек родился. В это понятие входит вся страна, даже те места, где мы ещё не были. А малая родина – это то конкретное место, где человек родился, может быть прожил всю жизнь, где прошло его детство, где живут его друзья, родные и близкие люди. Малая Родина – родной сердцу уголок.

Изучение нового материала.

Перед вами карта нашей области Приложение №2, слайд № 14. Волгоградская область расположена на юго-востоке нашей страны и занимает территорию почти в 113 тысяч квадратных километров. Наша область расположена по обоим берегам Волги и Дона. Вспомните начало урока «Мы живём между Волгой и Доном…». На территории Волгоградской области имеются 33 административных района. Приложение №2, слайд № 15

Областной центр – город Волгоград. Самая северная точка нашей области в Николаевском районе, а самая южная в Котельниковском районе. Самый большой район – Палласовский, а самый маленький – Руднянский. А в каком районе живём мы? Приложение №2, слайд № 16

Найдите его на административной карте Волгоградской области.

А теперь давайте вместе посмотрим на карту и назовём области, с которыми граничит наша малая Родина. Приложение №2, слайд № 17


 


 


 


 


 


 


 

Волгоградская область – лишь малая часть нашей большой страны, но она очень богата. Приложение №2, слайд № 18

Ведь на её территории протекает около 200 рек различной величины.

Вот Волга – это самая большая река европейской части России. Длина реки более 3000 км, а ширина реки достигает 2 км. Волга река равнинная. Что это значит?


 


 


 


 

Всё верно. Ещё одна крупнейшая река, которая протекает в Волгоградской области – это Дон. Может кто-нибудь из вас слышал выражения: «Волга – матушка», «Дон Батюшка»? Дон – великая река. Приложение №2, слайд № 19

И Волга и Дон славятся своими рыболовными угодьями, ведь в этих реках обитает около 70 видов рыб: осетровые породы рыб, которые занесены в красную книгу, а также сельдь, вобла, судак, жерех и многие другие. Приложение №2, слайд № 20

Есть ещё несколько крупных рек, которые расположены на территории нашей области – это река Хопёр, река Ахтуба и река Медведица. Приложение №2, слайд № 21

Все они славятся своей рыбалкой и живописным видом. А как вы думаете, для чего нужны реки?
Также реки используют для орошения земель, давайте посмотрим в словарях на ваших планшетах, что такое орошение?
Приложение №2, слайд № 22

Всё верно! Для того, чтобы вырастить сельскохозяйственные культуры на земле, а на территории нашей области выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу, бахчевые культуры, горчицу, занимаются садоводством, необходим полив. Если площадь земли большая, то и воды потребуется много. Вот для этого и нужно орошение! Орошение земель осуществляется при помощи специальных машин. Реки здесь играют очень большую роль.

Волгоградская область расположена в степной и полупустынной природных зонах. Здесь преобладают чернозёмные и каштановые почвы, которые и определяют растительный покров нашей местности. А что это за почвы? Кто помнит?

Приложение №2, слайд № 23

Совершенно верно. В связи с этим, на черноземных почвах растительный мир более разнообразен. Весной в степи зацветают красные и жёлтые тюльпаны, а также низкорослые ирисы. К концу весны эти растения исчезают, а на смену им приходят душистый шалфей, типчак, мятлик узколистный, калерия тонкая. Приложение №2, слайд № 24-25

Также в Волгоградской области произрастают леса. Есть леса, которые растут сами по берегам рек, а есть такие, которые посадил человек, их называют лесополосами. Приложение №2, слайд № 26

Не менее богат и разнообразен животный мир нашей области. Многие животные и растения Волгоградской области занесены в красную книгу, например: степной орел, рябчик русский, скопа, журавль-красавка, дрофа, филин и многие другие растения и животные. Обо всём этом более подробно мы поговорим на следующих уроках.

Приложение №2, слайд № 27

Посмотрите на карту Волгоградской области. Что мы ещё можем сказать, глядя на условные и топографические знаки?

Всё верно, только в пределах Ольховского района находится 8 нефтяных месторождений, 5 месторождений мела, природных запасов твердых полезных ископаемых, пригодных для изготовления строительных материалов, два месторождения строительного песка, 10 источников подземных вод и месторождения карбонатного сырья.

Также в нашей области много природных заповедников и уникальных природных памятников. Посмотрите на экран.

Слушают учителя.

Мы живём в Ольховском районе.

Ищут Ольховский район на административной карте Волгоградской области. Показывают на карте.

Наша область граничит с Саратовской, Ростовской, Астраханской, Воронежской областями, а также с республиками Калмыкия и Казахстан.

Учащиеся смотрят на физическую карту Волгоградской области на доске.


 


 

Это значит, что река протекает на равнине, на Восточно-европейской равнине.

Реки питают почву, это место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек. По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Берут в руки планшеты, ищут в энциклопедическом словаре значение слова орошение.

ОРОШЕНИЕ  - подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, для создания сельскохозяйственным растениям оптимального водного режима. Для орошения строят оросительные системы. Орошение - непременное условие развития хлопководства, рисосеяния, овощеводства и др.

Своими словами, орошение – это искусственный полив.

Это такие виды почв. Чернозём темно – коричневый, почти чёрный, а каштановые почвы бывают от светло-коричневого до темно-коричневого цветов. Чернозёмные почвы боле плодородные, т.к. в них больше перегноя.

На территории области много полезных ископаемых. Нефть, природный газ, песок, глина, уголь, известняк, фосфориты, минеральные соли.

Смотрят видео «Уникальные места и памятники природы Волгоградской области». Приложение №3.

Физкультминутка.

Приложение №4

Выполняют задание физкультминутки.

Первичное усвоение новых знаний.

Работа с кроссвордом.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Перед вами кроссворд с заданиями. Давайте попробуем его разгадать.

Ученики разгадывают кроссворд вместе с учителем. Приложение№5.

 

Работа в группах.

А теперь поработаем в группах. У вас на столе карточки со значками полезных ископаемых. При помощи карты, обвести и подписать названия только тех полезных ископаемых, месторождения которых есть в нашей области.

Ученики работают в группах. Первую готовую работу вместе с учителем разбирают , рассматривая ее через документ-камеру.

Приложение №6

Закрепление.

Приложение №2, слайд № 28-39 Мультимедийный Тест.

Посмотрите на интерактивной доске тест. Сейчас каждый из вас выберет себе облачко с вопросом. И ответит на него.

Ученики отвечают на вопросы теста.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Запишите домашнее задание. Стр. 147-153, вопрос 1, 3 «Проверь себя».

Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия.

Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Что вас заинтересовало на уроке больше всего?

Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения?

Попробуйте оценить вашу работу на уроке, поднимите карточку с нужным цветом.

Ученики цветом показывает свою активность на уроке. Зеленый – активная работа, желтый – хорошая работа, красный – неудовлетворенность своей работой.

Список литературы:

Окружающий мир. 4 класс, Учеб. Для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе В 2 ч. Ч.1/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с. : ил. – (Школа Росси). – ISBN 978-5-09-023204-3

Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и технологические карты О-51 уроков по учебнику А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой /авт.-сост. И. В. Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2014. – 364 с.

Интернет – ресурсы:

http://www.pokurortam.ru/0109091003914/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5

http://m.volgograd.kp.ru/daily/26126/3018858/

http://cramtravel.ru/region/volgogradskaya-oblast

http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/55-sinyaya-gora.php

http://pedsovet.su/load/244

http://oblkompriroda.volganet.ru/folder_9/Folder_13/

Комментарии
Комментариев пока нет.