Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе «Наш край»
Рыбинская средняя общеобразовательная школа
Ольховского муниципального района Волгоградской области
ул. Центральная 52, с. Рыбинка Ольховский район, Волгоградская область, 403661.
Тел. (факс)8 – (84456) – 5 – 82 –01
E-mail: Rybinka2008@yandex.ru
Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе
«Наш край»
Работу выполнила
учитель начальных классов
Сорокина Светлана Сергеевна
БЛАНК УЧАСТНИКА
Конкурса методических разработок
ФИО (полностью) |
Сорокина Светлана Сергеевна |
Контактные данные (телефон, электронная почта) |
89377419214 xxxmoneta@yandex.ru |
Место работы |
МКОУ Рыбинская СОШ |
Должность, стаж работы |
Учитель начальных классов, |
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
Четвертый |
Тема и номер урока в теме |
«Наш край» №20 |
Базовый учебник |
Окружающий мир. 4 класс, Учеб. Для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе В 2 ч. Ч.1/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с. : ил. – (Школа Росси). – ISBN 978-5-09-023204-3 |
Учебно-методический комплект |
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012. 2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012. |
Цели и задачи: Систематизировать и расширить знания учащихся о природе и хозяйстве своего края, формировать первоначальные умения поиска и анализа необходимой информации, а также развит интерес к предмету «Окружающий мир».
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера AVer CP135, планшеты Digma, физическая карта РФ, административная Волгоградской области, физическая карта Волгоградской области.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап. |
Вот и прозвенел звонок, Сели правильно, выпрямили спинки, приготовились к уроку. |
Слушают учителя. Выпрямляют осанку. Приложение №2, слайд № 1 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
На доске видео с записью стихотворения: « Мы живём между Волгой и Доном» Мы живём между Волгой и Доном На бескрайнем приволье степном Волгоградская область – край сердцу так дорог! Он один на всём шаре земном! Бесконечные степи, леса и овраги… Всё найдёшь в нашем крае родном. А тюльпаны кругом, будто флаги, Расстелились пёстрым ковром! /Сорокина С. С./ Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался именно так? О чём мы будем сегодня говорить? Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение раздела «Родной край – часть большой страны». Что бы вам хотелось узнать о родном крае? О том месте, где многие из вас родились и выросли? Совершенно верно, об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Это и будет нашей целью. |
Учащиеся смотрят видео и слушают запись стихотворения. Приложение № 1. О нашем крае. О Волгоградской области. Хотелось бы узнать о природе родного края, какие реки протекают в Волгоградской области, почему он так называется? Как живут и чем занимаются люди в нашем крае? |
Проверка домашнего задания. |
Но, прежде, чем перейти к новой теме, давайте проверим домашнее задание. (Игра- обобщение полученных знаний, проводится на фоне презентации) |
Проверка домашнего задания. Приложение №2, слайд № 2 – 12 |
Актуализация опорных знаний. |
Посмотрите все на доску, что это перед нами? Покажите границу российской федерации. А на каком материке находится наша страна? Вспомним, как называется столица нашей Родины? А что мы ещё можем рассказать о нашей стране? А чем Родина отличается от малой Родины? |
Это карта России. Приложение №2, слайд № 13 Один ученик выходит и показывает границу РФ. Наша страна находится на материке Евразия. Столица нашей Родины – город Москва. Наша страна – самая большая страна в мире. Если по ней путешествовать на поезде с востока на запад, то придется потратить не один день. Когда в столице нашей Родины утро, то на востоке нашей страны – в г. Владивостоке – ночь. В одно и то же время года, на севере нашей страны можно погулять по снегу, а на юге – позагорать и искупаться в море. Родина – это страна, в которой человек родился. В это понятие входит вся страна, даже те места, где мы ещё не были. А малая родина – это то конкретное место, где человек родился, может быть прожил всю жизнь, где прошло его детство, где живут его друзья, родные и близкие люди. Малая Родина – родной сердцу уголок. |
Изучение нового материала. |
Перед вами карта нашей области Приложение №2, слайд № 14. Волгоградская область расположена на юго-востоке нашей страны и занимает территорию почти в 113 тысяч квадратных километров. Наша область расположена по обоим берегам Волги и Дона. Вспомните начало урока «Мы живём между Волгой и Доном…». На территории Волгоградской области имеются 33 административных района. Приложение №2, слайд № 15 Областной центр – город Волгоград. Самая северная точка нашей области в Николаевском районе, а самая южная в Котельниковском районе. Самый большой район – Палласовский, а самый маленький – Руднянский. А в каком районе живём мы? Приложение №2, слайд № 16 Найдите его на административной карте Волгоградской области. А теперь давайте вместе посмотрим на карту и назовём области, с которыми граничит наша малая Родина. Приложение №2, слайд № 17
Волгоградская область – лишь малая часть нашей большой страны, но она очень богата. Приложение №2, слайд № 18 Ведь на её территории протекает около 200 рек различной величины. Вот Волга – это самая большая река европейской части России. Длина реки более 3000 км, а ширина реки достигает 2 км. Волга река равнинная. Что это значит?
Всё верно. Ещё одна крупнейшая река, которая протекает в Волгоградской области – это Дон. Может кто-нибудь из вас слышал выражения: «Волга – матушка», «Дон Батюшка»? Дон – великая река. Приложение №2, слайд № 19 И Волга и Дон славятся своими рыболовными угодьями, ведь в этих реках обитает около 70 видов рыб: осетровые породы рыб, которые занесены в красную книгу, а также сельдь, вобла, судак, жерех и многие другие. Приложение №2, слайд № 20 Есть ещё несколько крупных рек, которые расположены на территории нашей области – это река Хопёр, река Ахтуба и река Медведица. Приложение №2, слайд № 21
Все они славятся своей рыбалкой и живописным видом. А как вы думаете, для чего нужны реки? Всё верно! Для того, чтобы вырастить сельскохозяйственные культуры на земле, а на территории нашей области выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу, бахчевые культуры, горчицу, занимаются садоводством, необходим полив. Если площадь земли большая, то и воды потребуется много. Вот для этого и нужно орошение! Орошение земель осуществляется при помощи специальных машин. Реки здесь играют очень большую роль. Волгоградская область расположена в степной и полупустынной природных зонах. Здесь преобладают чернозёмные и каштановые почвы, которые и определяют растительный покров нашей местности. А что это за почвы? Кто помнит? Приложение №2, слайд № 23 Совершенно верно. В связи с этим, на черноземных почвах растительный мир более разнообразен. Весной в степи зацветают красные и жёлтые тюльпаны, а также низкорослые ирисы. К концу весны эти растения исчезают, а на смену им приходят душистый шалфей, типчак, мятлик узколистный, калерия тонкая. Приложение №2, слайд № 24-25 Также в Волгоградской области произрастают леса. Есть леса, которые растут сами по берегам рек, а есть такие, которые посадил человек, их называют лесополосами. Приложение №2, слайд № 26 Не менее богат и разнообразен животный мир нашей области. Многие животные и растения Волгоградской области занесены в красную книгу, например: степной орел, рябчик русский, скопа, журавль-красавка, дрофа, филин и многие другие растения и животные. Обо всём этом более подробно мы поговорим на следующих уроках. Приложение №2, слайд № 27 Посмотрите на карту Волгоградской области. Что мы ещё можем сказать, глядя на условные и топографические знаки? Всё верно, только в пределах Ольховского района находится 8 нефтяных месторождений, 5 месторождений мела, природных запасов твердых полезных ископаемых, пригодных для изготовления строительных материалов, два месторождения строительного песка, 10 источников подземных вод и месторождения карбонатного сырья. Также в нашей области много природных заповедников и уникальных природных памятников. Посмотрите на экран. |
Слушают учителя. Мы живём в Ольховском районе. Ищут Ольховский район на административной карте Волгоградской области. Показывают на карте. Наша область граничит с Саратовской, Ростовской, Астраханской, Воронежской областями, а также с республиками Калмыкия и Казахстан. Учащиеся смотрят на физическую карту Волгоградской области на доске.
Это значит, что река протекает на равнине, на Восточно-европейской равнине. Реки питают почву, это место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек. По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество. Берут в руки планшеты, ищут в энциклопедическом словаре значение слова орошение. ОРОШЕНИЕ - подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, для создания сельскохозяйственным растениям оптимального водного режима. Для орошения строят оросительные системы. Орошение - непременное условие развития хлопководства, рисосеяния, овощеводства и др. Своими словами, орошение – это искусственный полив. Это такие виды почв. Чернозём темно – коричневый, почти чёрный, а каштановые почвы бывают от светло-коричневого до темно-коричневого цветов. Чернозёмные почвы боле плодородные, т.к. в них больше перегноя. На территории области много полезных ископаемых. Нефть, природный газ, песок, глина, уголь, известняк, фосфориты, минеральные соли. Смотрят видео «Уникальные места и памятники природы Волгоградской области». Приложение №3. |
Физкультминутка. |
Приложение №4 |
Выполняют задание физкультминутки. |
Первичное усвоение новых знаний. |
Работа с кроссвордом. А теперь давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Перед вами кроссворд с заданиями. Давайте попробуем его разгадать. |
Ученики разгадывают кроссворд вместе с учителем. Приложение№5. |
Работа в группах. А теперь поработаем в группах. У вас на столе карточки со значками полезных ископаемых. При помощи карты, обвести и подписать названия только тех полезных ископаемых, месторождения которых есть в нашей области. |
Ученики работают в группах. Первую готовую работу вместе с учителем разбирают , рассматривая ее через документ-камеру. Приложение №6 |
|
Закрепление. |
Приложение №2, слайд № 28-39 Мультимедийный Тест. Посмотрите на интерактивной доске тест. Сейчас каждый из вас выберет себе облачко с вопросом. И ответит на него. |
Ученики отвечают на вопросы теста. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Запишите домашнее задание. Стр. 147-153, вопрос 1, 3 «Проверь себя». |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Рефлексия. |
Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Что вас заинтересовало на уроке больше всего? Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения? Попробуйте оценить вашу работу на уроке, поднимите карточку с нужным цветом. |
Ученики цветом показывает свою активность на уроке. Зеленый – активная работа, желтый – хорошая работа, красный – неудовлетворенность своей работой. |
Список литературы:
Окружающий мир. 4 класс, Учеб. Для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе В 2 ч. Ч.1/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с. : ил. – (Школа Росси). – ISBN 978-5-09-023204-3
Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и технологические карты О-51 уроков по учебнику А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой /авт.-сост. И. В. Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2014. – 364 с.
Интернет – ресурсы:
http://www.pokurortam.ru/0109091003914/
http://m.volgograd.kp.ru/daily/26126/3018858/
http://cramtravel.ru/region/volgogradskaya-oblast
http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/55-sinyaya-gora.php
http://oblkompriroda.volganet.ru/folder_9/Folder_13/