Урок окружающего мира по теме «Растениеводство» (3 класс)
FLIPCHART / 36.2 Мб
Тема урока: Растениеводство
Цель: Узнать об одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве.
Задачи: познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь, познавательную активность, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства
Планируемые результаты:
Предметные: формирование понятия растениеводства; умения различать культурные растения, приводить примеры культурных растений.
Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.
Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе, исследование и описание растения по плану; анализировать, обобщать и делать выводы; выявлять связь растениеводства и промышленности.
Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди занимаются растениеводством, какие группы культурных растений изучаем; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.
Личностные
• Развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
• Способствовать развитию умения работать в группе;
• Способствовать расширению словарного запаса детей.
Метапредметные
• Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• Обучать детей действиям сравнения, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, самостоятельно делать выводы, умение работать с наглядным материалом.
Предметные
• Систематизировать и расширять знания детей о растениеводстве;
познакомить со структурой растениеводства как отрасли сельского хозяйства, группами культурных растений.
Оборудование:
гербарий культурных растений, компьютер, проектор, интерактивная доска,
блюдца с крупами ( гречневой, рисовой, ячневой, перловой и т . д.).
Ход урока.
I. Этап мотивации ("Отсроченная догадка")
(Дети стоят в кругу, учитель раздает детям кусочки пазла и читает стихотворение)
Я держу в ладошках солнце
И дарю его друзьям!
Улыбнитесь, это просто,
Лучик солнца - это вам!
Подставляйте солнышку ладошки!
Собирайте лучики в карман!
А затем, с любовью понемножку,
Раздавайте, близким и друзья!
Доброго утра! Удачного дня! И от солнышка, и от меня!
- Ребята, посмотрите, какие предметы я принесла на урок? (полотенце, сено, хлеб)
- Как вы думаете, что их объединяет? (я думаю, что в течении урока, мы сможем узнать о..........)
Сейчас мы с вами составим пазл, но для этого надо разделится на группы. Те, у кого пазл зелёного цвета сядет в первую группу, те, у кого пазл голубого цвета сядет во вторую группу, а те, у кого пазл желтого цвета, сядет в третью группу.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- На столах у вас лежат большие листы. Соберите пазл и наклейте его в центре листа.
- Что у вас получилось? (пшеница, клевер, лён) (флипчарт)
- Как, одним словом назвать эти иллюстрации? (Растения)
- Что ещё вы знаете об этих растениях? (их выращивает человек, растут в поле - это культурные растения)
- Так о чём мы будем говорить на уроке? Уточним основное понятие.
Тема нашего урока: "Растениеводство" (составьте сложное слово
растение разводить)
- Ребята, а вы знаете, что такое растениеводство
Давайте, заглянем в словарь Ожегова
(растениеводство – работа со словарём)
III. Целеполагание, постановка проблемы
- Разделите растения, которые вы видите на экране.
- Дайте названия этим группам растений?
- В чём возникли затруднения? Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Какие цели поставим на урок:
(узнать к каким группам относятся культуры растениеводства и понять какую пользу они приносят человеку)
- Что нам нужно для этого? (Получить новые знания).
- Где мы можем добыть новые знания? (В учебнике, словаре, энциклопедии, в интернете, в журнале, т.е. информацию можно получать с разных источников).
- Чтобы приобрести новые знания о растениях, я предлагаю на время урока превратить наш класс в лабораторию.
- Ребята, а кто работает в лаборатории? (научные сотрудники, лаборанты-исследователи)
А чем занимаются научные сотрудники в лаборатории?
Ведут исследования
Обмениваются результатами исследования
Пополняют свои знания новыми сведениями
Проверяют свои догадки.
Сегодня мы с вами будем в роли учёных - исследователей.
- Так что же будет предметом нашего исследования? (растения)
IV. Поиск путей решения проблемы
Работа в группах
- В нашей исследовательской лаборатории будет работать несколько групп.
- Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно соблюдать правила, по которым работают все научные сотрудники. (флипчарт)
- На ваших столах находится всё необходимое для работы: это листы – тексты с информацией, предметы растениеводства.
- Вы самостоятельно изучаете информацию по предложенному вам плану.
- Затем полученные данные вносите в лист – исследования.
- После то, как вы поработаете с информацией, ваша группа должна будет защитить свой проект по предложенному плану.
Защита проекта - инфографика. Обобщения после каждой группы.
ВОПРОСЫ для групп
1. Как называется группа культурных растений, которые вы исследовали?
2. Какие растения входят в эту группу?
3. Что интересного вы узнали о пшенице?
3. Как человек использует эти растения?
(После выступления прядильные)
Видеографика о хлопчатнике.
V. Решение проблемы
Почему они так называются? (пища для человека, корм для животных и культуры, из которых производят ткань)
(флипчарт)
- Дети, давайте вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока?
Физминутка
Жил один полевод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
-Дети, давайте попробуем определить, какие же семена принёс полевод.
(Дети подходят к столам и рассматривают семена)
ДОПОЛНЕНИЕ-пояснение
(Полба - каша из сказки. Многим полба знакома по известной сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда говорит: «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно. В год за три щелка тебе по лбу. Есть же мне давай варёную полбу». Как наешься ты своей полбы, Собери-ка с чертей оброк мне полный». Полба - прародительница пшеницы.Между тем, это весьма ценный продукт, который был распространен по всему миру в древности.)
VI. Коррекция
- Почему человек стал заниматься разведением культурных растений? Т.е. - заниматься растениеводством?
Сельскохозяйственный труд очень тяжёлый, поэтому мы должны с уважением относиться к сельским труженикам - нашим кормильцам. Только тот, кто любит растения, землю, может быть хорошим растениеводом.
VII. Объяснение домашнего задания
- Ребята, вам понравилось быть исследователями?
- Замечательно, тогда я вам предлагаю дома продолжить исследовательскую деятельность, провести некоторые опыты и поработать с энциклопедиями. Чтобы ответить на все вопросы. (флипчарт)
Домашнее задание (по выбору)
Какие ещё группы культурных растений вы знаете?
Выполните задание 2 с помощью плана в рабочей тетради с.33
Подберите интересные факты о культурных растениях, подготовьте небольшое сообщение.
Узнайте, какие виды растениеводства развиты в ЯНАО
Составить кроссворд, викторину по теме "Растениеводство"
Население планеты увеличивается с каждым годом, накормить нужно всех, значит надо ….. увеличивать урожайность культурных растений. Так нужны ли сельскому хозяйству профессии умственного труда? (учёные – селекционеры, которые выводят новые сорта растений, учёные биологи)
О Вавилове (приложение ОМ) к домашнему заданию
VIII. Оценивание
Учащиеся самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) (флипчарт)
X. Рефлексия учебной деятельности
- Ребята, какие предметы были у нас в начале урока.
- Как они связаны с вашими исследованиями и наблюдениями.(ответы детей)
Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом. Сначала нужно вырастить зерно, собрать его, смолотить и с получившейся муки выпечь хлеб. Тысячи людей различных профессий заняты в этих сложных процессах. Множество дней и ночей проходит прежде, чем испекут этот вкусный и душистый хлебушек.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он Хлебушко душистый.
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал — пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем (Учитель угощает учеников караваем и благодарит всех за урок)