Самоанализ урока русского языка в 6 классе на тему «Разряды имен прилагательных по значению»
САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Класс: 6
Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению»
Место урока в календарно-тематическом планировании:
Данный урок является заключительным уроком темы «Разряды имен прилагательных по значению»
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Общая характеристика класса:
При планировании урока учитывались психолого-возрастные особенности 6 класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся класса.
Цели и задачи урока:
Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в разделе «Морфология ».
Основная цель урока:
- обобщение и систематизация знания о разрядах имен прилагательных по значению.
Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
- развитие личностных компетенций школьников (самоопределение, способность к сознательному выбору, самооценка, определение границы собственного знания и незнания);
- совершенствование умений работать с различными источниками информации (рабочий лист, наглядный материал, карточки, компьютерная презентация и др.);
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные:обучающийся научиться выражать положительное осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающийся научится ставить цель собственной учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) выполнять необходимые действия, операции; действовать по плану;
Познавательные: обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи, понимать и перерабатывать информацию, представленную из различных источников, строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства;
Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлЕксии по изученной теме; осуществлять совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно-познавательных задач; аргументировать собственную точку зрения, корректно оппонировать, приходить к общему решению.
Предметные: узнает разряды прилагательных, их отличительные признаки; научится различать прилагательные по значению.
Структура урока
Структура урока выстроена с учетом требований технологии системно - деятельностного подхода.
Урок включает в себя следующие этапы:
1.Инициация (знакомство).
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
3. Этап актуализации и пробного учебного действия;
4. Этап определение темы урока.
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
6. Рефлексия и оценивание планируемых достижений.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
На уроке были использованы различные методы и приёмы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа, игровые приёмы.
Этап мотивации к учебной деятельности осуществлялся совместно с детьми. Учащимся был предложен диалог из комедии Фонвизина «Недоросль». Данная форма позволила ребята «раскрепоститься» и настроиться на работу.
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия также осуществлялось совместно с учащимися. В процессе игры «Найди свою семью» дети смогли определить разряды имен прилагательных, выявить их особенности.
Совместный выход на тему урока осуществлялся в зоне ближайшего развития школьников. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения. На данном этапе учащиеся выполняли задания, работали в группе. Обучающиеся учились ориентироваться в своей системе знаний и умело применять их на практике. Они анализировали, делали выводы. Выводы не формулировались мной, а являлись результатом деятельности самих учащихся.
«Линейка достижений» позволил систематизировать имеющиеся у учащихся знания по теме, подвести итог урока. Ребята сами оценили свою деятельности на уроке. Данный приём подведения итогов урока – рефлексия - способствовала развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, групповая работа по составлению и корректировке плана совместной работы, логическая цепочка были направлены на развитие у детей регулятивных УУД, коммуникативных УУД (умение работать в группе, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (понимать и перерабатывать информацию, представленную из различных источников, строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства).
На уроке прослеживалась межпредметная связь с уроками литературы и обществознания.
Общие выводы:
При проектировании и проведении данного урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:
- принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
- принцип доступности. Урок построен с учётом возраста шестиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.
- принцип наглядности. На уроке использовала изобразительно-звуковую (работа с учебной презентацией), раздаточный материал, карточки.
- принцип связи обучения с практикой.
Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций.
Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовала различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, групповой , фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес.
Я старалась построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным. Взаимодействие с учениками строила с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировала заинтересованное отношение к успехам детей.
Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась мною на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия.
Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно, личностно значимо для каждого. Задания вызывали у них интерес.
Дисциплина на уроке была хорошая, дети умеют работать в группе,
В целом урок прошёл динамично и интересно.
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. Мой урок соответствует требованиям ФГОС