Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Разряды прилагательных»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: «Разряды прилагательных»
Учитель – Юдинцева Светлана Сергеевна
Цели:
1. Сформировать понятие о разрядах прилагательных, о
принципах деления прилагательных на разряды.
2. развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
развивать коммуникативные способности учащихся.
3.воспитывать положительное отношение к процессу познания;
интерес к родному языку.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
- уметь различать прилагательные по значению.
2. Метапредметные:
Познавательные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- давать определения понятиям;
- объяснять языковые явления;
- строить рассуждение;
- приводить примеры в качестве доказательства;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности;
- составлять план действий, работать по плану;
- прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- выдвигать версии решений задачи;
- анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
- уметь сотрудничать в группе;
- учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
- высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией.
3. Личностные:
- выражать положительное, осознанное отношение к учению;
- оценивать собственную учебную деятельность;
- применять правила сотрудничества в группе
Ход урока:
1. Оргмомент. Психологический настрой на урок
2. Словарная работа Слово «минута» (слайд 2)
Народная мудрость гласит: «Знай минутам цену, секундам счет». Предлагаю, не теряя ни минутки, продолжить работу по теме.
3. Актуализация знаний по теме «Степени сравнения имен прилагательных»:
А) Устный рассказ по теме «Степени сравнения имен
прилагательных» (слайд 3)
Б) Распределительный диктант
Задание: записать словосочетания с прилагательными в нужный столбик:
Сравнительная степень |
Превосходная степень |
||
простая |
составная |
простая |
составная |
|
|
|
|
Саша веселее Серёжи; более строгий учитель; умнейший ребёнок; самый мудрый капитан.
В) Задание на конструирование: устно образуйте все возможные формы степеней сравнения от слова широкий (Волга шире Урала, более широкая река, широчайшая река, самая широкая река)
4. Проблемная ситуация: образуйте все возможные формы степеней сравнения от слова школьный ( невозможно выполнить задание)
Учитель:
- Нам предстоит ответить на вопрос: «Почему не все прилагательные имеют степени сравнения?»
5. Тема
Учитель:
- У меня в руках ваза. Опишите её, используя различные прилагательные.
Учитель запиcывает прилагательные в три столбика.
новая голубая красивая симпатичная прозрачная дорогая |
зимняя новогодняя подарочная стеклянная |
мамина бабушкина |
Учитель:
- Слова я записала в три столбика. Почему?
Выдвижение версий. Работа с версиями.
- В третьем столбике вопрос чья?
- А в 1 и 2 вопрос какая?
- Почему тогда 2 столбика?
Версии. Работа с версиями.
Учитель:
Попробуем ответить на этот вопрос. Для этого предлагаю провести лингвистический эксперимент и найти, в каком столбике слова соответствуют заданным параметрам:
1. Прилагательные имеют краткую форму 2. Имеют степени сравнения 3. Имеют синонимы и антонимы 4. Могут образовывать сложные прилагательные путём повтора 5. Употребляются с приставкой не- 6. Сочетаются со словом очень |
6. Работа в группах. Лингвистический эксперимент. (слайд 4)
Вывод: слова первого столбика соответствуют заданным параметрам.
Учитель:
- У меня три таблички с названиями трех разрядов прилагательных: притяжательные, относительные, качественные. Как назовём каждый разряд? (слайд 5)
Версии. Работа с версиями.
- Притяжательные прилагательные «притягивают» признак, обозначают принадлежность лицу или животному.
- Относительные прилагательные имеют «отношение» к материалу, месту, времени.
- Качественные прилагательные обозначают признак, который проявляется в большей или меньшей степени. (слайд 6)
7. Первичное закрепление
Определите разряды прилагательных (устно) (слайды 7-14)
(Автомобиль) новый, спортивный, братов
(котенок) пушистый, домашний, Танин
(сервиз) фарфоровый, кофейный, бабушкин
8. Закрепление
А) Упражнение 290 (1 абзац)
Найти все качественные и относительные прилагательные. Доказать принадлежность к тому или иному разряду.
Проверить по контрольной карте. (слайд 15)
Контрольная карта к упражнению 290
Берёзовыми (отн.) Туманная (отн.) Вечернем (отн.) Тонкие (кач.) Плакучих (отн.) |
Б) Упражнение 294. Записать относительные прилагательные по 3 слова в каждый столбик:
Материал |
Место |
Время |
Признак по действию |
деревянный глиняный серебряный |
городской сельский передний |
сегодняшний завтрашний вчерашний |
отрывной точильный набивной |
Проверить по контрольной карте. (слайд 16)
9. Рефлексия (слайд 17)
- Что нового узнали на уроке?
- Чем был интересен урок?
- Оцените свою работу на уроке.
10. Домашнее задание(слайд 18)
Параграфы 50, 51, упражнение 295 + 10 словарных слов.