Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему «Имена прилагательные. Их разряды»

1
0
Материал опубликован 27 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Предварительный просмотр презентации

МОУ СОШ с. Перевесино-Михайловка Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему: «Разряды имён прилагательных». с. П.-Михайловка - 2017 Учитель русского языка и литературы Суслова Вера Дмитриевна.

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Самостоятельная часть речи В предложении имена прилагательные бывают определением или сказуемым. Начальная форма: им. падеж, муж. род., ед. число Обозначает предмет Изменяется по родам (в ед.числе), числам, падежам Вопросы: какой? чей? Имена прилагательные согласуются с существительным, к которому относятся. Например: весенний денёк, сильный дождь. Разряд - постоянный признак прилагательных.

Разряды прилагательных по значению Относительные Притяжательные Качественные

Качественные прилагательные Отвечают на вопросы какой? каков? Обозначают признаки, которые могут быть выражены у предмета в большей или меньшей степени: цвет, вкус, температуру, внешний вид, внутренние качества

Признаки качественных прилагательных Признаки качественных прилагательных Могут быть полными или краткими Например, забавные, забавны

Она показывает, что предмет обладает качеством, по которому он сравнивается, в большей или меньшей степени, чем другой предмет. Качественные прилагательные образуют степени сравнения: Сравнительную Превосходную Она показывает, что предмет обладает качеством, по которому он сравнивается, в большей или меньшей степени, чем другой предмет. Выше (простая форма), более высокий (составная форма) Она показывает, что предмет превосходит по сравниваемому качеству все другие предметы. Высочайший (простая форма) – самый высокий (составная форма)

Примеры степеней сравнения: Красивая роза Эта роза красивее Эта роза красивейшая

Сочетаются с наречием очень Качественные прилагательные Качественные прилагательные Например, очень вкусные (овощи)

Служат для образований наречий на -о, -е Качественные прилагательные Качественные прилагательные Например, забавный - забавно

Могут иметь антонимы Качественные прилагательные Например, весёлый – невесёлый, грустный

Качественные прилагательные Имеют уменьшительно – ласкательную Форму Например, тонкая – тоненькая (рябина)

При помощи суффиксов -от-, -изн-, -ость образуют отвлечённые существительные Качественные прилагательные Качественные прилагательные Например, доброта, белизна, мудрость

Проверяем себя. Докажите, что данные прилагательные являются качественными: удобный дорогое красивая

Относительные прилагательные Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак не прямо, а через его отношение к чему- нибудь

Относительные прилагательные Могут указывать на МАТЕРИАЛ Глиняный горшок – горшок из глины

Относительные прилагательные Могут указывать на ВРЕМЯ Весенний день – день весной

Относительные прилагательные Могут указывать на МЕСТО Пришкольный участок – участок при школе

Относительные прилагательные Могут указывать на количество Двухэтажный дом – дом в два этажа

Относительные прилагательные Могут указывать на назначение Волейбольный мяч – мяч для волейбола

Проверяем себя. Образуйте прилагательные от выделенных существительных, докажите, что они относительные. Люстра из хрусталя Статуэтка из фарфора Дождь в апреле День осени Прогулка утром

Притяжательные прилагательные Отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Обозначают принадлежность кому-нибудь: животному, человеку.

Притяжательные прилагательные Волчьи зубы Мамины сапоги

Притяжательные прилагательные Притяжательные прилагательные (Кому принадлежит?) Бабушкин альбом Альбом чей?

Притяжательные прилагательные Образуйте от существительных прилагательные с помощью суффиксов -ин-, -ын-, -ов-, -ий, -ск- очки бабушки хвост лисы перчатки боксёра нора барсука

Притяжательные прилагательные, образованные от собственных существительных, пишутся с прописной буквы. Например, альбом Ирины – Иринин альбом В притяжательных прилагательных на –ий окончание – нулевое, а –ий является суффиксом. Сравните: им. п.: лисий (-ий - суффикс), род. п.: лисьего ( -его - окончание)

Относительные, притяжательные прилагательные приобретают качественное значение, если употребляются в переносном значении. Сравните: Волчий хвост –притяжательное (-ий -суффикс) Волчий аппетит – качественное (-ий -окончание) Медвежий след - притяжательное (-ий -суффикс) Медвежий угол - качественное (-ий -окончание) Каменный дом – относительное Каменное сердце – качественное

Вкусная малина ? Определи разряды прилагательных. Проверяем себя.

Вкусная малина Малина вкуснее, вкуснейшая, очень вкусная – качественное

Серебряное кольцо ?

Серебряное кольцо Кольцо из серебра – серебряное – относительное

лисий хвост ?

Лисий хвост Хвост (чей?) лисий - притяжательное

кислый лимон ?

Кислый лимон лимон кислее, кисленький, очень кислый - качественное

Бабушкина шаль ?

БАБУШКИНА шаль Шаль (чья?) бабушкина - притяжательное

Кирпичный дом ?

Кирпичный дом Дом из кирпича- относительное (указывает на материал)

1.Сколько разрядов у прилагательных? Проверяем себя. У прилагательных три разряда : качественные, относительные, притяжательные.

2.Разряд – это постоянный или непостоянный признак? Проверяем себя. Разряд – это постоянный признак прилагательного.

3.Найдите «лишнее» по разряду прилагательное и докажите, почему оно «лишнее» великий Галинина холодный барсучья белый щучья Проверяем себя. железный железный лунная лунная

4.Запишите текст, вставляя вместо точек прилагательные. Укажите их разряд. Подчеркните как члены предложения. На солнце нельзя было взглянуть. ……… потоками оно лилось с вершины. По ……… небу плыли облака, словно кучи снега. …….. ветерки свежи. Перед домом лопнули почки на ………. тополях. В саду из разогретой земли лезла ……… травка, весь луг подернулся ……… и ……… звёздочками. Проверяем себя.

5. Найдите грамматические ошибки и запишите предложения в исправленном виде. Для неподготовленного ученика урок длится более длиннее. Володя выбрал более кратчайший путь. Его считали самым талантливейшим шахматистом. Шипулин является наиболее известнейшим биатлонистом. Проверяем себя.

ВОРОНЬЕ ГНЕЗДО 6. Среди данных пар картинок укажите ту, к которой можно применить данное сочетание слов как притяжательное прил.+ сущ. Проверяем себя.

Медвежий след- медвежий угол (захолустье) 7. Среди данных пар картинок укажите ту, к которой можно применить данное сочетание слов как притяжательное прил.+ сущ. Проверяем себя.

Картина Исаака Левитана «Цветущие яблони»

Рассмотрите пейзаж ,ответьте на вопросы: - Что изображено на картине? - Почему картина называется «Цветущие яблони»? -Какие краски подобрал Левитан? -Подберите имена прилагательные, характеризующие предметы изображённые на картине (небо, земля деревья…) - Определите разряд прилагательных

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации