Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных. Обобщение»

5
0
Материал опубликован 14 October 2019 в группе

6 класс

Русский язык

Урок-путешествие в Пчелиный Рай

Тема. Разряды имен прилагательных. Обобщение

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: повторение и обобщение изученного о разрядах имен прилагательных.

Задачи:

1) закрепить и обобщить знания о разрядах имён прилагательных, полученные на предыдущих уроках;

2) формировать умения определять разряды имён прилагательных;

3) приобщать к самостоятельности в выполнении заданий путем вовлечения в творческий поиск и решения проблемы развивать логическое мышление посредством грамматических разборов;

4) на языковом материале (стихотворения, иллюстрации) воспитывать любовь к окружающему миру – природе, животным, к предмету.

Форма урока: урок-путешествие с использованием мультимедийной презентации.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный, дифференцированный подход.

Технология: технология личностно-ориентированного образования, компьютерные технологии, технология вопросно-ответного единства и обратной связи.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная.

Оборудование: ноутбук (программа Power Point), мультимедийный проектор, экран для проектора, карточки с дифференцированными заданиями, смайлики-подсолнухи, дидактический раздаточный материал, листы самооценивания.

 

Ход урока

І. Организационный момент (Слайд №1)

1. Вступительное слово учителя. Эмоциональная подготовка класса к работе. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Уже звонок нам дал сигнал:

Громко многое сказал.

И мы время не теряем

И к работе приступаем!

А чтоб легче всем училось,

Неприятность не случилась,

Подарите мне улыбку,

А еще соседу, другу,

Однокласснице, подруге.

Я дарю улыбку вам,

И успех придет к нам сам!

 

Ребята, как вы думаете, класс готов к уроку? Спасибо. Покажите, пожалуйста, смайлики-подсолнухи: какое у вас настроение? Молодцы! У меня тоже радостное, приподнятое настроение, урок будет очень интересным и увлекательным. Итак, мы начинаем!

 

2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Ребята, подводя итог изученного материала о разрядах имен прилагательных, мы с вами отправляемся в удивительное путешествие. Чтобы узнать, какой путь нас ждёт впереди, я предлагаю отгадать вот эти загадки. (Слайд №2)

 

Едут пчёлы на гастроли
И летают там на воле.
Вместе табором живут.
Как посёлок тот зовут? (Пасека)

 

Загадаю вам загадку:
Вкусный он и очень сладкий,
Быть здоровым помогает,
Его пчелы собирают. (Мед)

 

Собирать с цветов нектар,
В том пчелиный редкий дар.
Придет зима. На окнах лед,
А на столе душистый … (Мед)

 

Что за облако летит,
Всё оно жужжит, жужжит,
Покружит над головой,
Улетит к себе домой. (Рой)

 

Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после в улей мчится пулей
И что-то прячет в уголок? (Пчела)

 

Ребята, на какую они тему? Все вы видели пчел, что вы знаете о них? Хотите подружиться с ними?

(Слайд №3) Сегодня нам будут помогать пчелки Майя и Марта. Вот они, знакомьтесь.

(Сценка)

Майя. Я веселая пчела.
Я красива и мила.
Я летала по цветам
Побывала тут и там.
На полях и на лугах —
Без конца жужжу в трудах.
Из цветков нектар беру,
Вам душистый мед дарю.

Марта.

Я – старательная Пчелка,
Я из улья прилетела,
Потому что к вам на праздник
Я сегодня захотела.
Я в наряде полосатом,
А за спинкой – два крыла.
Я в подарок всем ребятам
Мед из улья принесла!

 

Учитель. Готовы ли вы путешествовать в Пчелиный Рай? Но в нашем улье, ребята, случилась беда. Заболела Королева пчел. Для того, чтобы ее вылечить, мы должны с вами преодолеть несколько препятствий. Если мы с ними справимся, то попадем в Пчелиный Рай.

На предыдущих уроках мы изучили разряды прилагательных. Основная цель нашего урока – повторить и обобщить изученное. Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.

ІІ. Основная часть урока

Учитель. Ребята, обратите внимание на то, что перед вами лежат листы самооценивания. Вы сегодня будете оценивать сами себя. В конце урока каждый из вас поставит себе оценку. Запишем в наших тетрадях сегодняшнее число и тему урока. И я предлагаю перед путешествием немного размяться и преодолеть препятствие №1. (Слайд №4)

Минутка чистописания.

Задание: запишите пословицы и поговорки, найдите прилагательные, укажите их разряд.

Доброго человека пчела не жалит. (Качественное)

Маленькая пчела человека большому уму учит. (Качественные)

На хороший цветок и пчелка летит. (Качественное)

Пословица в разговоре, как сладкий мед в горшке. (Качественное)

Пчела – Божья угодница. (Притяжательное)

Учитель. Ребята, во время выполнения заданий я прошу вас отмечать в листе самооценивания количество баллов за свои достижения и недочёты:

5 баллов - я дал правильный ответ

4 балла - я почти верно ответил (допускается одна ошибка)

3 балла – я выполнил задание с несколькими ошибками

0 баллов - мне не удалось правильно выполнить задание или ответить.

 

(Слайд №5) Препятствие №2.

Шуточные стихотворения.

Прочитайте шуточные стихотворения и ответьте на вопрос: какой разряд имени прилагательного мог так метко описать своё назначение?

Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный. (О.Головко) -
КАЧЕСТВЕННЫЕ

 

Я отношенье к действию имею,
С материалом, временем дружу,
Назначеньем мастерски владею – 
Вот что я вам, братцы, расскажу.

Я французский иль немецкий,
Сельский или городской.
Я английский иль турецкий,
Деревянный иль стальной. (О.Головко) -
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
 

Притягивать предметы – моя слабость.
На принадлежность я вам укажу.
Я чувствую такую, право, сладость,
Когда про свою сущность говорю.
Я собачий, волчий, Гутин,
Зятев, мамин и отцов,
Иванов, Медведев, Путин,
Пушкин, Лермонтов, Кольцов. (О.Головко) -
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
 

Учитель. Ребята, не забывайте выставить себе баллы в лист самооценивания.

 

(Слайд №6) Препятствие №3.

Игра «Конструктор».

У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у первой пары получились признаки качественных, относительных, притяжательных прилагательных.

(Работа выполняется в парах.)

Разряды имён прилагательных.

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

 

Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.

 

Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

 

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.

 

Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

 

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?

 

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, СЛИШКОМ.

 

Обозначают материал, из которого сделан предмет: пространственные, временные признаки предмета.

 

Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/ -ЫН-, -ИЙ-/ -Й-.

 

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой НЕ-

 

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ.

 

Прилагательные мужского рода в Им. и Вин. падежах единственного числа имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в единственном и множественном числе имеют окончания кратких прилагательных.

 

Учитель. Ребята, запишите результаты в лист самооценивания. Сейчас мы с вами немножко отдохнем и проведем физминутку.

 

Физминутка «Трудолюбивая пчелка»

 

Пчелка трудится весь день

(Руками рисуем перед собой круг)

И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)

От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу,

(Круговые движения по животу)

Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)

За день много соберет,

(«Раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей

(Изображают поле)

И назад вернется пулей,

(Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед)

В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами)

Скоро ведь зима придет,

(Поеживание)

Будет пчелкам, чем питаться.

(Имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты)

 

(Слайд №7) Препятствие №4. Самодиктант «Наполни соты медом»

Распределительный словарный самодиктант.

Нужно заполнить соты правильным медом.

 

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

 

 

 

 

Трудолюбивые пчелы, майский мед, ароматный мед, соседовы пчелы, желтая пыльца, горный мед, прозрачный мед, каменный мед, злые пчелы, дедушкина пасека, лопуховый мед, сладкий нектар, пчелиная семья, цветочный сок, деревянный улей.

 

Учитель. Ребята, обратите внимание на слайд с правильными ответами. (Слайд №8)

 

(Слайд №9) Препятствие №5. Дифференцированные ситуативные задания

Работа с карточками. (Учащийся высокого уровня работает у доски)

 

Карточка №1

(для учащихся среднего уровня)

Из слов составить предложения, подчеркнуть прилагательные как члены предложения, указав разряд.

 

Кушать, пчелки, цветочный, пыльца, и, нектар. Нам, они, также, известный, по, сладкий, мед. (Кушают пчелки цветочную (о.) пыльцу и нектар. Нам они также известны (к.) по сладкому (к.) меду) (10б.)

 

Карточка №2

(для учащихся среднего уровня)

Из слов составить предложения, подчеркнуть прилагательные как члены предложения, указав разряд.

 

Существовать, каменный, мед. Его, собирать, дикие, пчелы, устраивающие, свои, гнезда, в расселины, утесы. (Существует каменный (о.) мед. Его собирают дикие (к.) пчелы, устраивающие свои гнезда в расселинах утесов.) (10б.)
 

Карточка №3

(для учащихся достаточного уровня)

В предложениях подчеркнуть прилагательные как члены предложения, обозначить род, число, падеж.

Гречишный (м.р., ед. ч., И.п.) мед имеет очень яркий (м.р., ед.ч., В.п.) аромат и вкус. Темного (м.р., ед.ч., Р.п.) оттенка может быть и лопуховый (м.р., ед.ч., И.п.) мед, и черничный (м.р., ед.ч., И.п.). (15б.)

Карточка №4

(для учащихся достаточного уровня)

В предложениях подчеркнуть прилагательные как члены предложения, обозначить род, число, падеж.

Цветочную (ж.р., ед.ч., В.п.) пыльцу пчелы собирают в специальные (мн.ч., В.п.) «корзиночки», находящиеся у них на задних (мн.ч., П.п.) ножках. Пыльца похожа (ж.р., ед.ч., И.п.) на небольшие (мн.ч., В.п.) зернышки и может отличаться по форме и цвету. (15б.)

 

Карточка №5

(для учащихся высокого уровня)

В предложениях подчеркнуть прилагательные как члены предложения, обозначить род, число, падеж, разряд.

Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий (м.р., ед.ч., В.п., кач.) цветочный (м.р., ед.ч., В.п., отн.) сок-нектар и переносят на лапках цветочную (ж.р., ед.ч., В.п., отн.) пыльцу. После зимнего (м.р., ед.ч., Р.п., отн.) сна нектар цветов кажется пчёлам особенно вкусным (м.р., ед.ч., Т.п., кач.). (20б.)

 

(Слайд №10) Препятствие №6.

«Волшебное дерево» (устная работа)

ЛИНГВОФИЗМИНУТКА
В необычном саду выросло необычное дерево с разноцветными плодами. Ваша задача; разложить урожай по корзинкам. (Приготовлены три корзинки с буквами К - качественные, П - притяжательные, О - относительные).
Учащиеся по одному человеку, друг за другом срывают плод, переворачивают его, читают записанное на нем прилагательное, определяют разряд, кладут в соответствующую корзинку.

(Учитель в это время контролирует правильность выполнения задания, комментирует каждому ученику заработанные баллы.)
 

Кожаный портфель, твердый характер, Катин учебник, золотая осень, оконная рама, юный пианист, бабушкин пирог, волчья тропа, каменный уголь, свободный человек, серебряное кольцо, хитрый лис, лисий хвост, добрые дела, папин заказ.

 

Молодцы! Какие аппетитные фрукты вы собрали в корзинки. На нашем уроке присутствуют необычные гости (яблоко, апельсин, лимон), цвет которых совпадает с некоторыми нашими фруктами в корзинках. Давайте отгадаем, какие же фрукты пришли к нам сегодня в гости. (Слайд №11)


ОН. Чуть шершавый господин 
Солнышка как будто сын. 
Яркий, сочный, ароматный,
А на вкус такой приятный

(Учитель угощает учащихся апельсинами)

 

ОНО. Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видно семечки насквозь!

(Учитель угощает учащихся яблоками)

 

ОН. С этим гостем не шутите,
Но в аптеку не ходите.
Если в горле запершит-
Чудо доктор исцелит!

(Учитель угощает учащихся лимонами)

ІІІ. Итог урока.

Ребята, мы сегодня с вами прекрасно справились с препятствиями. Напоили Королеву пчел целебным медом, теперь она выздоровела, и мы попали в Пчелиный Рай.

Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски. Подсчитайте то количество баллов, что вы заработали на уроке. Оцените себя. Шкала оценивания есть в ваших листах самооценивания.

Ребята, назовите, какие оценки вы сегодня получили на уроке. (Учащиеся называют свои оценки)

(Слайд №12)

Внимание! А сейчас скажите, пожалуйста, чему мы сегодня научились на уроке. Я буду начинать фразу, а вы её продолжайте:

На уроке я

повторил (а)…

узнал (а)…

понял (а)…

испытал (а) трудности…

не умел (а), а теперь умею…

меня восхитило…

(Слайд №13)

ІV. Домашнее задание (по выбору)

Составить небольшой текст о целебных свойствах меда, используя прилагательные разных разрядов по значению.

Составить сенкан или акростих о пользе меда или пчелы, используя имена прилагательные разных разрядов по значению.

Учитель. А сейчас послушайте рекомендации наших пчелок.

Майя.

Если к вам болезнь пришла,
Тело жаром пышет,
Врач по имени Пчела
Вам рецепт пропишет:
— Поскорей от гриппа вы
Мед примите липовый!

Марта.

Пчёлок мерное жужжанье,
Их весёлый дружный рой –
Это символ мирозданья,
Это радость и покой!


А ещё зимою сладость,
Золотой тягучий мёд,
Вот какую дарит радость
Пчёлки маленькой полёт!

 

 

(Слайд №14)

Учитель. С каким настроением вы сегодня уходите с урока? (Дети показывают смайлики-подсолнухи)

 

 

Приложения к уроку

t1571056185aa.pngt1571056185ab.png

 

 

 

t1571056185ac.png

t1571056185ad.png

 

t1571056185ae.png

t1571056185af.png

t1571056185ag.pngt1571056185ah.pngt1571056185ai.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации