Технологическая карта урока русского языка «Разряды имён прилагательных» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 14 February 2017

Технологическая карта к уроку русского языка

Разряды имен прилагательных

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип урока:

УМК: Т.А. Ладыженская

Дата: 27.01.17

Методы: исследовательский, частично-поисковый, ИКТ

Приёмы: анализ, сравнение, наблюдение

Цели:

обучающие: 

закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных;

знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных;

отрабатывать умение определять разряды;

уметь обосновывать свое мнение;

развивающие: 

развитие творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи;

развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету;

развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал;

делать выводы;

воспитывающие:

 учить находить что-то новое, интересное, увлекательное в каждой теме;

воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе.

развитие речи: 

составление словосочетаний;

включение прилагательных в текст;

работа с текстом.

Тип урока: закрепление материала с использованием полученных ранее умений и навыков.

Форма урока: практическое закрепление материала.

Оборудование: Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Планируемые результаты:

1. Предметные:

знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;

уметь различать прилагательные по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

извлекать информацию из различных источников;

давать определения понятиям;

объяснять языковые явления;

строить рассуждение;

приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности;

составлять план действий, работать по плану;

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать в парах;

учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;

высказывать и отстаивать свою точку зрения;

договариваться, задавать вопросы по теме;

выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

выражать положительное, осознанное отношение к учению;

оценивать собственную учебную деятельность;

применять правила сотрудничества в группе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Самоопределение к деятельности (мотивация).


 


 


 


 


 

Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

- Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к изучаемому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы разделимся на группы и проведём небольшое состязание, проверив тем самым домашнее задание.

Организовывают свое рабочее место.


 

Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.


 

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


 


 

II.Актуализация знаний. Подготовка к изучению новой темы.

Цель:

Актуализировать опорный материал.

Создать ситуацию для постановки учащимися целей для изучения темы.

Мотивировать учащихся к изучению темы, создав эмоциональные предпосылки к более глубокому восприятию содержания.

Мы с вами продолжаем путешествовать по стране морфологии.

У каждой пары на столе лепестки от ромашки.

На лепестках написаны разные признаки. И только на одном лепестке верные признаки прилагательного.

Каждая пара, посоветовавшись, выбирает лепесток

и приклеивает его к цветку на доске. Таким образом, собирается ромашка с признаками имени прилагательного.

1. Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Прилагательные отвечают на вопросы Какой? Чей?

3. Прилагательное изменяется по родам (только в ед.ч), числам и падежам.

4. В предложении прилагательное является определением и сказуемым.

5. В тексте прилагательное выступает в роли эпитета.

6. Прилагательные могут употребляться в полной и в краткой форме.

7. Прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную.

ТАКИМ ОБРАЗОМ,…

Создание проблемной ситуации.

Что мы еще не назвали?

- Правильно, разряды прилагательных. Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?

Формулирование темы урока.

Разряды имён прилагательных.

- Какую цель вы поставили бы к уроку?

Цель:

1 Обобщить, на какие разряда делятся имена

прилагательные. Отличительные особенности

разрядов.

2. Научиться определять разряд.

А для чего нам это нужно?

Чтобы наша речь была грамотной, красивой

Учащиеся указывают морфологические признаки (род, число, падеж — непостоянные признаки прилагательного),его синтаксическую роль;

с помощью учителя формулируют тему урока.

Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).


 


 

Цель: включение учащихся в

деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка

учащихся к изучению нового

материала через создание

проблемной ситуации

УУД:

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я

должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного

сотрудничества с учителем и

со сверстниками

IΙΙ.Закрепление ранее изученного

Цель:

обобщить признаки и понятия о прилагательном,

ликвидировать типичные ошибки и неверные представления у учащихся.


 

ΙV.Самостоятельная работа.

Цель: формировать навык по разграничению разрядов прилагательных.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

VI. Контроль качества усвоения содержания.

Цель:

систематизировать знания о разрядах имен прилагательных,

их лексико-грамматических признаках.

VII. Рефлексивная деятельность.

Цель:

научить школьников: осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом;

верно определять степень усвоения нового материала; соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание.

Цель: дать установку на тренировку определенных умений.

Вы получаете задания разной степени сложности.

Приложение №1

Определить разряды имён прилагательных.

По слайдам устно (красные – качественные, зеленые – относит., жёлтые - притяжат.)

Подчеркнуть словосочетания разными цветами на интерактивной доске.

Красивая девочка, волчий хвост, зимний лес, рыбья чешуя, сильный соперник, молодой человек, морской берег, джинсовая куртка, лисья нора, родительский дом, орлиный клюв, строгий директор, заячьи уши, оловянный солдатик, собачья будка, тёплый день, соломенная шляпа, хрустальная ваза, бабушкины очки, сладкий арбуз, добрый человек, учительский стол.

Подберите к данным существительным по одному качественному, относительному и притяжательному прилагательному.

Образец: СТОЛ – красивый, деревянный, дедушкин.

ПОРТФЕЛЬ –

ТАРЕЛКА -

МОЛОКО –

ПЛАТЬЕ –

ОЧКИ –

Выполнить задание по карточкам

Приложение №2

Работа в группе. Работа с текстом.

Приложение № 3

Тест


 


 


 


 


 


 

Подведём итоги.

Можем ли мы поставить оценку?

- Что узнали нового на уроке?

В начале урока мы поставили две цели:

1 Вспомнить, на какие разряда делятся имена

прилагательные. Отличительные особенности

разрядов.

2.Научиться определять разряд.

Как вы думаете у нас всё получилось?

Выполняют задание. Приложение № 4

Составить тест по теме разряды имен прилагательных.

Составить кроссворд по теме разряды имен прилагательных.

 

Работа с учебником.

Составление кластеров по заданной теме.

Афиширование.


 


 


 

Учащиеся осуществляют взаимопроверку, объясняют орфограммы, отмечают относительные прилагательные, называют их опознавательные признаки.


 


 


 

УУД:

Личностные:

-готовность поддерживать в

форме состояние своего

здоровья

Регулятивные:

--волевая саморегуляция

УУД:

1) Регулятивные:

- целеполагание как

постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать

знания, постановка и

формулировка проблемы.

3) Коммуникативные:

умение осознанно и

произвольно строить речевые

высказывания


 


 


 


 

Регулятивные: оценка –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание уровня и качества усвоения.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.


 

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.


Приложение № 1

Составьте кластер о разрядах имени прилагательного

Разряд имени прилагательного


Составьте кластер о разрядах имени прилагательного, подпишите признаки каждого разряда

Разряд имени прилагательного

Составьте кластер о разрядах имени прилагательного, подпишите признаки каждого разряда, приведите примеры

Разряд имени прилагательного

Приложение № 2

Текст №1 (только относительные)

Песцов называют---------------- лисицами. Зимой они кочуют. Они идут вдоль ------------- побережий на юг к Ледовитому океану. Песцы - хищники. Их добыча ----------- животные.

Слова для справок: морские, лягушачьи, полярный, северный, голодный.

Текст №2 (только притяжательные)

Построил бобер у ручья плотину. Разлился пруд. Завелись в нем рыбки. На берегу появились ------------ гнезда. Радостно зазвучало ------------- щебетанье и -------------- кваканье. Молодец, бобер!

Слова для справок: птичий, полярный, ласточкин, обычный, утиный, лягушачий.

Текст №3 (только качественные)

------------ пища тигра - олени и кабаны. Но тигр ест даже орехи. Это очень ----------- зверь. Он подражает голосу оленя и может заманить его. Тигры способны переплыть ------------- реки.

Слова для справок: обычный, утиный, голодный, лягушачий, хитрый, большие.

Приложение № 3

Староалександровка - небольшое село. Оно очень красивое. Дома в основном деревянные, но есть и каменные. В центре села возвышается двухэтажное здание нашей любимой школы.

Красиво наше село во все времена года. Весной разливается наша река Тобол, становится широкой-широкой. А зимой на полях, в лесу можно увидеть заячьи, лисьи, волчьи следы.

Летом Староалександровка радует нас своей зеленью. На лугах пестреют разные цветы: белые ромашки, голубые васильки, желтые купальницы.

Золотая осень дарит нам свою прелесть, хотя в осенние дни чаще всего погода ненастная.

Деревенская жизнь трудна, но именно в селе чувствуется близость людей к природе.

Сформулируйте тему и основную мысль текста.

Каждая группа получает задание.

1 группа.

1.Выпишите из текста качественные прилагательные

2.Употребите со словом очень.

3. Образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

На основании данных заданий сделайте вывод:

группа

1.Выпишите из текста относительные прилагательные

2. Подобрать антонимы.

3. Употребить со словом очень.

4. Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

На основании данных заданий, сделайте вывод:

группа

1.Выпишите из текста притяжательные прилагательные.

Попробуйте:

2.Поставить их в краткой форме.

3. Подобрать антонимы.

4.Употребить со словом очень.

5.Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

Вывод:

Приложение № 4

За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому

что…………………………………………………………

………………………………………………………..

Прилагательные, которыми я могу охарактеризовать

наш урок:……………

……………………………………………………………

…………………

Что нового я узнал

Чему я научился Где мне пригодятся полученные знания

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации