Урок импровизация « Самое важное в жизни - время…»
Щербакова И.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ№1г.Петровска
Саратовской области»
Урок импровизация « Самое важное в жизни - время…»
Цель: создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего
Задачи:
-способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;
-подвести к нахождению связи прошлого, настоящего и будущего, иметь представления о возможности учиться на своем прошлом опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;
-способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции и здорового образа жизни.
Инструментарий : проектор, компьютер, видеоролик «Две минуты о жизни... » , рабочий лист-«Билет в музей», цветная бумага и маркеры.
Ожидаемый результат:
способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни; осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл своего бытия в этом мире и свое место в нем.
Методы: проблемно-поисковый, интерактивный
Технология : ситуативного анализа, моральной дилеммы, проблемного обучения.
Обучения в сотрудничестве,
Ход урока.
Учитель.
Здравствуйте уважаемые ребята! Мне очень приятно , что эти 20минут мы проведем вместе и надеюсь с пользой. Удачи нам всем!
-Ребята, были ли вы в музее? Если да, то в каком?
Я хочу вас сегодня пригласить в очень необычный музей, точнее в картинную галерею, в которой всего три зала, каждый из которого разного цвета: красный, зеленый и белый. Для этого необходим билет.
/ учитель раздает рабочие листы –«билеты в музей»
Задание: на «билете» забыли написать название нашего музея, поэтому совершив экскурсию, я предлагаю исправить этот недочет.
Итак, я приглашаю вас в зал №1. Красный.
Олицетворением этого зала стала репродукция картины Сальвадора Дали « Мягкие часы» или «Постоянство памяти
- Почему, как вы думаете? Что хотел передать нам автор?
Варианты ответов детей: Часы нам говорят о времени, о событиях минувших лет, напоминают о приятных и не очень моментах жизни. Это символ человеческого переживания времени и памяти.
Учитель. Значит , о каком периоде человеческой жизни нам рассказывает этот зал?
Ответ. О прошлом…
Учитель. Почему этот зал окрашен в красный цвет?
Возможные ответы. Красный цвет, как предупреждение человеку о том, чтобы он не забывал прошлого ,не делал ошибок, извлекал уроки
Учитель. Молодцы.
Задание. Предложите такие картины, которые были бы уместны именно в этом зале. /Детям предлагаются на выбор репродукции картин исторического жанра, портреты исторических личностей , героев и антигероев, которые они размещают на доске: Жуков Г.К., Гитлер, «Апофеоз войны» Верещагин, Петр 1, « Боярыня Морозова», Гагарин, Невский, Атомный взрыв в Японии –Нагасаки, собственные варианты, воспоминания из своей жизни. Дают комментарии к своему выбору.
Значит, как называется одним словом этот зал?
Ответ. ПРОШЛОЕ
(дети делают запись названия красного зала в рабочем листе)
Учитель. Зал №2 -зеленого цвета и олицетворяет другое время.
- Как вы думаете, какое?
Ответ. Это зал НАСТОЯЩЕГО времени /делается запись в рабочем листе/
-Почему нам важно посетить его?
Ответ. Нам это близко, потому что это происходит в режиме реального времени.
Учитель. Именно в режиме реального времени я предлагаю вам встречу с современником.
Задание.
1.Посмотрите ролик « 2минуты о жизни» , раскройте его главный смысл.
2.Предлагаю вам в рабочем листе-«Билете»отметить те позиции , с которыми ваша точка зрения совпадает с мнением героя ролика :УЧЕБА -ДРУЗЬЯ - ЛЮБОВЬ - ЖИЗНЬ
3.Представьте свою позицию.
(идет обмен мнениями)
- Можно ли его назвать героем нашего времени?
-Как вы думаете, он счастливый человек? Почему?
Вывод. Действительно, наше СЕГОДНЯ и есть многообразие и противоречивость , как ,собственно, ваши представленные полярные точки зрения.
3 зал
Учитель. Заключительным этапом нашей экскурсии является посещение белого зала. В нем вы не увидите ни одной картины.
- Как вы думаете , почему?
Варианты ответов. Потому что, этот зал посвящен БУДУЩЕМУ времени.
Дети делают запись название зала в рабочем листе.
Вряд ли мы знаем, как сложится наша дальнейшая жизнь или хотя бы ближайшее будущее. Но у всех есть мечты и желания, которые могут никогда не осуществиться, пока мы не поставим перед собой конкретные цели. Человек сам художник своей жизни , поэтому я предлагаю КТД Задание . КТД- коллективное творческое дело.
Все участники разделены на 3 команды , каждая из которых в течении 3 минут должна нарисовать картину , олицетворяющую желания и мечты в будущем.
Для этого нужно выбрать цвет (цветная бумага) и с помощью маркера выполнить рисунок.
( работа в группах по составлению картины будущего на музыкальном фоне)
Участники размещают свои «картины» в третьем зале и дают свои комментарии
Итак, наш третий зал оформлен ! Пусть все желания ваши обязательно сбудутся.
Заключение.
Учитель. Итак, ребята, я думаю, что вы уже готовы исправить тот недочет, о котором мы говорили в начале.
-В каком же музее мы сегодня с вами побывали?
Ответ. В наших руках находится билет в музей … ВРЕМЕНИ.
(делается запись названия музея на рабочем листе)
Учитель. Значит, прав был Константин Щемелинин, говоря, что « Самое важное в жизни – время»…Такова была тема моего урока импровизации часа.
Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые слова и умные мысли!
Методическая составляющая
Понятие "урок-импровизация" стало знакомо учителям, участвующим в различных конкурсах педагогического мастерства как одна из форм презентации опыта педагога.
Он имеет несколько особенностей:
1. Это урок необычного вопроса, оригинальной постановки интересной проблемы, открытия для себя в обычном удивительного, нового
2.Это урок , позволяющий выйти за рамки предмета на уровень философского обобщения и показать свою гражданскую зрелость, кругозор, образованность, умение увлечь детей манерой объяснения материала.
3. Цель такого урока : В споре дойти до истины. Расширение представлений о мире
Задачи носят не предметный, а развивающий, мировоззренческий характер
4.Темой урока является афоризм или чье-то яркое, интересное высказывание, особенно если оно содержит в себе проблему.Афоризм концентрирует в себе некое знание, высказывание, которое можно доказать и опровергнуть.
Можно озвучить тему в начале, в конце, в середине урока
5. Урок не должен быть стандартным, состоящим из определенных, всем известных, этапов. При этом вовсе не обязательно излагать в полном объеме в соответствии с заданной темой ее содержание и требовать от аудитории полного ответа. Умение найти «золотую» середину, владение содержанием, способность использовать его в необходимом контексте определяют в конечном счете профессионализм учителя.
6.Такой урок требует: Доверительных отношений . Отсутствие оппозиции «я» - «вы».Разновидности беседы: «вопрос – ответ», «тезис – антитезис», провокационные вопросы, высказывания, стимулирующие эмоциональный отклик, мыслительный процесс Следить за ходом беседы, чтобы она не ушла в сторону
9. В результате урока рождается некий «продукт»
Основные критерии оценки урока-импровизации
Общая культура учителя: эмоциональные проявления, поведение (естественность);речь; эрудиция. |
Создание оптимальной психологической атмосферы на уроке: контакт с аудиторией; владение инициативой; умение создать необходимый эмоциональный настрой; активность аудитории. |
Авторский почерк: оригинальность творческого замысла: авторские находки и идеи; |
Профессиональное мастерство: интеллектуальный уровень, обращение к другим областям знаний; метапредметная направленность занятия, формирование целостной картины мира; методический уровень урока: владение содержанием, использование разных типов и видов источников знаний; импровизационность. |
Подобный урок позволяет формировать следующие метапредметные компетенции:
когнитивная – способность добывать знания и считать их ценностью, готовность видеть (осознавать) и решать проблему;
компетенция в решении проблем – способность видеть проблему и готовность ее решать;
аксиологическая – способность осуществлять ценностный выбор, предпочитая «добро» «злу»;
социально-мировоззренческая – способность формировать мировоззрение на современной научной основе и воплощать «активную гражданскую позицию»;
коммуникативная – способность взаимодействовать с Другими участниками урока
культуроведческая (культуросообразность) – способность нести, развивать и транслировать культуру, исходить из нее при анализе любых явлений как из некоего камертона.