Самостоятельная работа русского языка по теме «Причастие»
Самостоятельная работа по теме «Причастие»
Перед вами несколько предложений. Прочитайте их и выполните указанные задания.
Задание №1.Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные.
1. Не умолкая шумел прилив. 2. Набегали гр..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла. 4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу. 6. Пошёл гул, послышалось бормоч..щее ш..пение, ш..рох, треск лома..щихся глыб. 7. Надв..галось (не)укр..щё(н,нн)ое стоногое чудовище – буря. 8. Передовые льдины сжатые нап..равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 9. Движение ледя..ной массы встрет..вшее огромную пр..граду превратилось в колоссальную энергию разрушения. 10. И через несколько минут лома(н,нн)ыми очертаниями поднялись новые громады.11. Вдруг опять разъяре(н,нн)м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.
- Дополните одну из колонок таблицы причастиями, поставив их в краткую форму.
Задание № 2.
Найдите предложения, в которых есть причастные обороты. Выпишите номера этих предложений, выполните синтаксический разбор одного из них.
Задание № 3.
Перестройте 2 и 4 предложения так, чтобы получились 2 сложных предложения. Выполните синтаксический разбор одного из них.
Дополнительный вопрос: в записанных предложениях найдите слова, в которых произносится звук ш (успокоившиеся, тяжкая)
Задание № 4.
Выпишите из текста причастия со следующими орфограммами:
Гласные в приставках пре, при.
Чередующиеся гласные в корнях слов.
Не с причастиями.
- Выполните морфемный разбор следующих причастий, дополните каждый ряд причастий словами такой же части речи с указанными орфограммами
придавленные, напиравшей, неукрощённые
Задание № 5. Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор.
Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
Поэма состоит из (не)завершённых глав.
Нужная книга (не)прочитана.
(Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.
(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.
Ответ на запрос до сих пор (не)получен.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
Задание № 6. Замените предложенные слова синонимами без НЕ и объясните написание:
Негодующий -
Неистовствующий -
Недоумевающий -
Ненавидящий –
Задание № 8.
Тест.
1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:
А. люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
Б. стро..щийся дом, иголки кол..тся
В. крас..щие вещества, травы стел..тся
Г. пен..щиеся волны, соседи разбуд..т
2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:
А. дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья
Б. подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду
В. та..щий снег, постро..ное здание
Г. выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы
3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:
А. подсуше..ое бельё, стари..ые вещи
Б. не выуче..ы уроки, связа..ый свитер
В. нечая..ый взгляд, кури..ый бульон
Г. ути..ая охота, кова..ая лошадь
4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:
А. ненавид..щие войну, мы не испорт..м
Б. мягко стел..щий, разделяя..щий людей
В. та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд
Г. движ..мый ветром, окно занавеш..но
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.
1,2
2,3
1,2,3
1,4
Селиванова Галина Геннадьевна