Практическая работа по русскому языку на тему «Правописание причастий. Морфологический разбор причастия» (7 класс)

8
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

Практическая работа по теме «Причастие».

Повторение §12–25 (УМК М.Баранов, Т.Ладыженская и др.)

Учитель диктует небольшой текст. Просит учеников найти и подписать все причастия, выделить обособленные определения (если их несколько). Первое причастие записывается на доске, выполняется морфологический разбор, остальные причастия дети разбирают самостоятельно. Когда работа выполнена, обучающиеся получают карточку и проверяют первое задание.

Самооценка, две отметки: за правильность написания текста и за выполнение морфологического разбора причастий.

Когда выполнены все задания, то выставляется третья отметка, обучающиеся за урок выводят общий балл, оценивают свою работу на уроке, как они усвоили пройденный материал.

Если учитель планирует выполнить данную практическую работу в течение одного урока, тогда задания 2 и 3 можно записать в тестовой форме.

Задание 1. Проверьте текст. Выполните морфологический разбор причастий.

Только что пребывали* мы в цивилизованном мире мощёных и заасфальтированных улиц и площадей, в мире высотных зданий, автобусов и троллейбусов, переполненных спешащими людьми. Но стоило перебраться через большой неподвижный водоём, как мы очутились в царстве природы. Каменные ступени, стёртые тысячами человеческих шагов, вели на самое дно ущелья. (По Н. Ткаченко)

*Пребывать – быть, находиться где-либо.

Прибывать – где-то появиться в определённое время.

I. Троллейбусов (каких?) переполненных.

Н.ф. – переполненный; переполнить+^ЕНН(ый).

II. Пост.пр.: страд., прош.вр., сов.в., невозвр.

Непост.пр.: в полн.ф., во мн.ч., в род.п.

III. Троллейбусов (каких?) переполненных (определение).

I. Людьми (какими?) спешащими.

Н.ф. – спешащий; спешить+^ащ(ий).

II. Пост.пр.: действ., наст.вр., несов.в., невозвр.

Непост.пр.: во мн.ч., в тв.п.

III. Людьми (какими?) спешащими (опред.).

I. Ступени (какие?) стёртые.

Н.ф. – стёртый; стереть+^Т(ый).

II. Пост.пр.: страд., прош.вр., сов.в., невозвр.

Непост.пр.: в полн.ф., во мн.ч., в им.п.

III. Ступени (какие?) стёртые (опред.).

Задание 2.

1. Спишите, определите часть речи выделенных слов.

а) Незнакомец оказался раненным в ногу.

б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно было покупать новые.

в) Замасленные олифой руки оттирались только песком.

г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых блинов.

2. Спишите, объясните написание Н и НН в словах.

Можно предложить ученикам выполнить это задание, распределив слова с пропущенными буквами (Н или НН) по группам.

Здесь тоже есть варианты: по частеречной принадлежности или Н и НН.

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень.

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное блюдо.

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната украше..на

3. В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две буквы н?

а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка.

б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик.

в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь

г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выполне..ное обещание.

Задание 3.

1. Выпишите выделенные слова, которые являются краткими причастиями.

1) Платье длинно, дело сделано, решение революционно.

2) Уборка закончена, событие описано, пуговица оторвана.

3) Трава зелена, лицо румяно, поступь величественна.

4) Девушка болезненна, пропасть бездонна, дверь затворена.

5) Дом не убран, всё истинно мудрое – просто, торжественно ступают.

6) Награда заслужена, решение согласовано, собрание сорвано.

7) Шумит таинственно, соревнование организовано, внимание отвлечено.

8) Законно требовать, отвечать устно, заявлять письменно.

Задания 4.

Укажите номер(а) предложения(ий), в котором(ых) на месте пропуска должна стоять одна н.

1) Туман засеребрился под лу_ым светом.

2) Тополи_ый пух летит в долину.

3) Осе_ий полдень светел, и на север уходят тучи.

4) Как изменилось всё под утре_им солнцем.

5) Ветря_ая мельница появилась в Европе в X веке.

6) Чтобы быть верными друзьями, надо быть увере_ыми друг в друге.

7) Пламе_ое чувство изъясняется кротко, но сильно.

8) Нет ничего счастливее беспричи_ого счастья.

Использованная литература

Касатых Е. А. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Касатых. – М.: Просвещение, 2014.

 Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.