Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР «Сбор урожая» (5–6 лет)

0
0
Материал опубликован 17 October

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска

 

 

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5-6- лет

 


 

Тема: «Сбор урожая»

 

 

                                       

                                                                        Учитель-логопед

Прохоренкова Марина Юрьевна

 

 

 

Смоленск, 2024

 

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ТНР 5-6 лет по теме «Сбор урожая».

Задачи:

1)      коррекционно – образовательные: расширять и активизировать словарь по теме «Сбор урожая», закрепить употребление обобщающего понятия «овощи», употреблять мн.ч. существительных в И.п.; подбирать прилагательные к существительным;  учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить согласовывать существительные с числительными; учить употреблять существительные в творительном падеже; учить отвечать полным предложением по схеме.

2)      коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти.

3)      коррекционно – воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, воспитание любви к труду.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация).

План:

I.       Организационный момент

- игра с мячом «Сбор урожая»

II.      Сообщение темы

III.     Изучение нового материала:

- беседа об овощах и сборе урожая с рассматриванием картины

- игра «Подбери признак»

- игра с мячом «Один — много»

- игра «Назови ласково»

IV.    Физкультминутка

V.      Закрепление изученного материала

- игра «Грядка с чем?», «Грядка без чего?»

- игра «Сосчитаем овощи»

- игра «Четвертый лишний»

- составление предложений

VI.    Итог

Ход занятия

I. Организационный момент. Игра с мячом «Сбор урожая»

Дети передают мяч по кругу и называют овощи.

Л.: Собирали мы у бабушки в огороде… (морковь, свеклу, репу, огурцы и т.д.)

II. Сообщение темы занятия (слайд 2)

Показ картинки «Сбор урожая».

Л.: Посмотрите на картинку. На ней можно увидеть, как собирают урожай. Сегодня мы поговорим об осеннем сборе урожая.

III. Изучение нового материала:

- беседа об овощах и сборе урожая с рассматриванием картины

Посмотрите на картину. Какое время года нарисовано (осень)? Что делают люди? (собирают урожай) Какие овощи они собирают? Куда складывают? Назовите, какие овощи вы еще знаете. Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках) Зачем люди выращивают овощи?  В каком виде их можно есть? Что можно приготовить из овощей? (Суп, салат, винегрет) Как называют овощи, которые созревают в земле? (…корнеплоды). Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи). Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью. (картофель, морковь, лук, чеснок) Какие овощи люди срывают? ( кабачки, перец, помидоры, баклажаны) Какой овощ срезают? (капусту)

Как можно сохранить все овощи на зиму? (Овощи на зиму солят, маринуют, консервируют)  Где хранятся зимой заготовки и овощи? (в  овощехранилище)
- игра «Подбери признак»

Л.: Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.

Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

- игра с мячом «Один — много»

Л.: поиграем с мячом. Я называю один овощ, а вы несколько. Например, помидор – помидоры.

Дети перебрасывают друг другу мяч и называют какой-нибудь овощ или фрукт. Тот, кто ловит мяч, должен образовать множественное число: 

огурец — огурцы

кабачок — кабачки

редька – редьки

перец – перцы и т.д.

- игра «Назови ласково»

помидор – помидорчик

морковь-морковка

огурец – огурчик

тыква – тыковка

лук – лучок

свёкла – свёколка

чеснок – чесночок

капуста – капустка

горох – горошек и т.д.

IV. Физкультминутка

Тук! Тук! Тук!                                   (ритмичные удары ребром

Раздается в доме стук.                      ладоней по столу;

Мы капусту нарубили,                     хватательные движения

Перетерли,                                         обеими руками;

Посолили                                           трем «щепотку»;

И набили плотно в кадку.                удары руками по столу;

Все теперь у нас в порядке.             отряхиваем руки)

V.      Закрепление изученного материала

- игра «Грядка с чем?», «Грядка без чего?»

Л.: Ребята, в огороде очень много грядок с овощами. Посмотрите, эта грядка с чем? (Грядка с капустой). А эта? (с морковкой)

Аналогично другие овощи.

Л.: А теперь соберем урожай. Эта грядка без чего? (Грядка без капусты). А эта? (грядка без свеклы) И т.д.

- игра «Сосчитаем овощи»

Л.: Ребята, мы собрали овощи с грядок. Давайте их сосчитаем, сколько огурцов положили в корзинку.

Один огурец, два огурца, …. пять огурцов.

Аналогично с другими овощами.

- игра «Четвертый лишний»

Л.: Я вам покажу картинки, а вы посмотрите и скажете, какая картинка не нужна и почему.

Капуста, картошка, груша, перец

Лопата, вилы, грабли, игла

Корзина, ведро, тележка, аквариум

- составление предложений

Л.: Ребята, давайте составим предложение по схеме, как мы собираем урожай (предлагаемся схема с картинками).

Я выкапываю свеклу лопатой.

Я срезаю капусту ножом.

Я тяну морковь руками.

Я выкапываю картошку.

Я срезаю кабачки.

Я срезаю тыкву.

V. Итог занятия

 

Литература:

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я – человек»). Кн.2. Старшая группа. – М.: Школьная Пресса, 2004.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.

Смирнова Л.В. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез»; М.: ТЦ Сфера, 2003.

Комментарии
Комментариев пока нет.