12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бочарникова Оксана Александровна51
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нефтеюганск
0

Сборник игр и упражнений «Развиваемся, играя» для детей старшего дошкольного возраста

t1663216723aa.gif
 

t1663216723ab.gif
 


 


 


 


 

 

 

 

 

 


 


 

Уважаемые педагоги и родители!

 

Предлагаем Вашему вниманию сборник игр и упражнений «Развиваемся, играя» для детей старшего дошкольного возраста, который поможет подготовить воспитанников к успешному обучению в школе, сформировать у детей предпосылки к продуктивной учебной деятельности.

Данные игры и упражнения подобраны и систематизированы на основе заданий стартовой диагностики готовности к школе Н.В. Нечаевой.

Игры и упражнения помогут овладеть основными компонентами деятельности, сформировать интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого; фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями, представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

 

Желаем Вам успехов в работе с детьми!
 


 

 

Игры и упражнения к заданию «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)

 

«Воздушные шары»

Раскрась круглые шары в жёлтый цвет, овальные – в синий цвет.

Объедини в группы шары с одинаковым рисунком.

t1663216723ad.jpg

«Клоун»

Нарисуй на костюме клоуна 7 пуговиц так, чтобы пуговицы были разного цвета, и средняя пуговица была треугольной формы.


 

 

И

t1663216723ae.jpg

«Раскрась бусы»

Раскрась бусы так, чтобы вторая слева была зелёной, а пятая справа была красной.

t1663216723af.jpg

Раскрась бусы так, чтобы пятая слева была жёлтой, а первая справа была синей.

t1663216723ag.jpg

Раскрась бусы так, чтобы третья слева была красной, а пятая справа была зелёной.


 

t1663216723ah.jpg


 

«Найди пирамидку»

Помоги малышу найти свою пирамидку, если известно, что на ней пять колец, нижнее – красное, верхнее - зелёное.

t1663216723ai.jpg


 

«Варенье»

У детей карандаши разного цвета.

Разлей варенье в банки так, чтобы в больших банках было рябиновое варенье (оранжевый), в маленьких малиновое (красный), а в банке посередине черничное (чёрный).

t1663216723aj.jpg


 

«Зайчик»

         Зайчик прыгает с кочки на кочку.

Раскрась кочку, на которой он окажется после второго прыжка в жёлтый цвет.

Раскрась кочку, на которой он окажется после четвёртого прыжка в синий цвет.

Раскрась кочку, на которой он окажется после шестого прыжка в красный цвет.


 

t1663216723ak.gif


 


 

 

Игры и упражнения к заданию «Продолжи узор» (методика Г.Ф.Кумариной)

 

1. Раскрась одинаковые фигуры одинаковым цветом.

Цель: развитие восприятия, внимания, понимания отношения «общее частное», развитие умения устанавливать закономерность.

t1663216723am.gift1663216723an.gift1663216723am.gift1663216723an.gift1663216723ao.gif
 

 

t1663216723ap.gift1663216723ao.gift1663216723ap.gif
 

 

 

2. Составь и продолжи узор, используя игровой набор «Дары Фребеля».

Цель: развитие зрительного анализа, учить удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, учить самоконтролю.

t1663216723aq.gift1663216723as.gift1663216723ar.gift1663216723at.gif


3. Продолжи узор, используя палочки Кьюзенера.

Цель: Развитие зрительного анализа, учить удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, учить самоконтролю.

t1663216723au.gift1663216723av.gift1663216723aw.gift1663216723ax.gif


4. Составь и продолжи узор, используя игровой набор «Дары Фребеля».

Цель: Развитие зрительного анализа, учить удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, учить самоконтролю, самообучению.

 

t1663216723ay.gift1663216723az.gift1663216723ba.gift1663216723ay.gift1663216723az.gift1663216723ba.gif


 

Игры и упражнения к заданию «Продолжи узор» (методика Г.Ф.Кумариной)

 

5. Составь узор с помощью блоков Дьенеша.

Цель: Развитие зрительного анализа, учить удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, учить самоконтролю.

t1663216723bb.gift1663216723be.gift1663216723bc.gift1663216723bd.gif


6. Обведи узор по пунктирам.

Цель: Формирование графических навыков.

t1663216723bj.jpg

 

7. Раскрась забор в красный, синий и желтый цвета.

Цель: Развитие зрительного анализа, учить удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, учить самоконтролю.

t1663216723bk.png

8. Раскрась бусы, гирлянды, флажки и т.д.


 

t1663216723bl.jpg

9. Рисование по точкам различных узоров.

Цель: Развитие мелкой моторики, координирование движения мелких мышц, составляющих кисть руки.

Задания на штриховку, раскрашивание, рисование узоров по клеточкам, обведение контуров направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки.

t1663216723bm.jpg

10. Собери бусы, браслеты по образцу (образец на карточке).

t1663216723bn.gif


Игры и упражнения к заданию «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я.Чутко)

 

Игра «Танграм»

t1663216723bp.png

 

 

 

 

t1663216723bq.jpg

 

Первый этап

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например: из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

 

t1663216723br.jpg

 

t1663216723bs.jpg

 

 

 

Второй этап

 

 

Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

t1663216723bt.jpg

 

Третий этап

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (можно и раньше).

Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей…

Дальше, можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже сложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.

Это самые трудные фигуры в этой головоломке.

 

Четвёртый этап

Творческие задания - самому придумать и сложить фигуру.

Игры и упражнения к заданию «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я.Чутко)

 

Игра «Заколдованные фигуры»

У каждого ребёнка набор вырезанных из картона треугольников.

Задача: Разделить фигуры на группы. Признак, по которому происходит деление ребёнок объясняет (например, цвет, вид треугольника и др.). Для усложнения в данный набор можно добавить различные виды четырехугольников, либо других фигур.

Варианты заданий:

Разделите фигуры на несколько групп, чтобы в каждой группе были

одинаковые фигуры по внешнему виду.

Разделите фигуры на несколько групп, чтобы в каждой группе были

одинаковые фигуры по цвету.

Разложите 5 треугольников так, чтобы третья фигура была похожа на первую.

Разложите 4 треугольника в ряд, чтобы первая и третья фигуры были синими.

Разложите 7 треугольников так, чтобы средний треугольник был жёлтым.

 

t1663216723bu.jpg

 

Игра «Укрась ковёр»

 

 

Раскрась треугольники на коврике.

t1663216723bw.gif   t1663216723bx.gift1663216723bv.gif


 

 

t1663216723cf.gift1663216723cb.gift1663216723ch.gift1663216723cd.gift1663216723ce.gift1663216723cj.gif

t1663216723by.gift1663216723ci.gift1663216723cg.gift1663216723bz.gift1663216723ca.gift1663216723cc.gif


 

Игра «Зеркало»

Нарисуй рядом такой же узор.

 

 

t1663216723cb.gift1663216723ci.gift1663216723ca.gift1663216723cl.gift1663216723cg.gift1663216723by.gift1663216723ck.gif


 

 

 

Игра «Выложи узор»

(с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля», №7)

 

t1663216723cm.jpg

Раздать детям карточки с узором из разных видов треугольников.

Ребята у себя на планшете выложи такой же узор из фигур набора Фрёбеля.

t1663216723cn.gift1663216723co.gift1663216723cp.gift1663216723cq.gift1663216723cr.gift1663216723cs.gift1663216723ct.gift1663216723cu.gift1663216723cq.gift1663216723cr.gift1663216723cn.gift1663216723cv.gift1663216723cu.gif

 

 

t1663216723cw.gif

 

Игры и упражнения к заданию «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я.Чутко)

 

 

Игра «Узоры на ковре»

Раскрась узоры на ковре. Одинаковые узоры должны быть одного цвета.

t1663216723cx.jpg


 

 

Игры для младших групп к заданию «Заселение дома» (методика И.И. Аргинской) 

 

 

У ребёнка карандаши трёх цветов.

Раскрась разными способами остальных гусениц, так чтобы у каждой гусеницы были все три цвета.

 

t1663216723de.gift1663216723da.gift1663216723db.gift1663216723di.gif

       t1663216723de.gift1663216723dc.gift1663216723dc.gif  t1663216723dc.gif

      t1663216723de.gift1663216723dc.gift1663216723dc.gift1663216723dc.gif


 

Нарисуй предметы в квадратах так, чтобы в каждой строке и в каждом ряду не было одинаковых фигур.

 

 

 

 

t1663216723el.gif

 

 

 

 

t1663216723em.gif

 

 

 

 

t1663216723en.gif

 

 


 

 

      Какая фигура лишняя? Почему?

t1663216723er.gift1663216723eo.gift1663216723ep.gift1663216723eq.gif

t1663216723es.gif

 

 

 

 

Засели в дом буквы так, чтобы они на всех шести этажах они жили в разном порядке.

А

П

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения к заданию «Разметка» (методика Н.К. Индик, Н.А. Цирулик)

 

 

«Строим дом»

Ребёнку предлагаются листы «макеты стены дома», блоки Дьенеша (прямоугольные красные большие, прямоугольные синие маленькие).

Задание: определить, сколько кирпичей определенного цвета нужно для строительства дома.

Условие – большая стена из больших кирпичей, маленькая из маленьких.

 

«Печенье»

Ребёнку предлагается «противень», макеты печенья разной формы и размеров (квадраты, прямоугольники).

Задача: Мальвина решила испечь печенье для своих друзей, помогите ей, уместить как можно больше печенья на противне.

 

«Снеговики-друзья»

Детям предлагается аппликация с изображением двух снеговиков, лист белой бумаги, шаблоны кругов трёх размеров.

Задание: Обвести на листе бумаги круги (по 2 штуки каждого размера) для изготовления аппликации «Снеговики-друзья».

- Ребята, давайте в подарок малышам к Новому году сделаем вот такую аппликацию «Снеговики – друзья».

После окончания работы проанализировать, с какого по размеру кружка лучше начинать обводить, как располагать шаблон на листе бумаги, чтобы получилось как можно больше кругов.

«Флажки»

Детям предлагается лист белой бумаги, шаблон флажка прямоугольной формы.

- Ребята, в Простоквашино скоро праздник и дядя Фёдор со своими друзьями решили украсить всю деревню разноцветными флажками, но бояться, что не успеют и просят вас о помощи.

- Вы хотите им помочь?

- Я предлагаю вам помочь вырезать из бумаги флажки вот такой формы (показывает прямоугольник).

- Перед вами лист бумаги. Не забывайте, что флажков нужно много.

- Поэтому, прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы это будете делать.

После окончания работы проанализировать, у кого, сколько флажков получилось и почему количество флажков разное.

 

Игры и упражнения к заданию «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)

1. Назначение задания: выявить уровень фонетического анализа слов, а так же способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае с помощью фишек и цифр.

Инструкция к заданию: - Ребята, сейчас с помощью карточек и фишек мы с вами определим количество звуков в слове (определили). А теперь рядом поставьте цифру соответствующую количеству звуков в слове.

Например, Ау – 2 звука, ставлю цифру 2; Дом – 3 звука, ставлю цифру 3; Рука – 4 звука – ставлю цифру 4 и т.д.

t1663216723fz.jpg

2. Назначение задания: выявить уровень фонетического анализа слов, а так же способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае с помощью счетного материала.(цветочки , грибочки бабочки и т.д.)

Инструкция к заданию: - Ребята, я вам предлагаю определить количество звуков в слове с помощью грибочков. Выложите столько грибочков, сколько услышали звуков в слове.

Например, слово Ус – слышу два звука, выкладываю 2 грибочка и ставлю цифру 2; слово Рак – слышу 3 звука, выкладываю три грибочка и ставлю цифру 3, слово Аист – слышу 4 звука, ставлю цифру 4, и т.д.

t1663216723ga.jpg


 

Игры и упражнения к заданию «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)

3. Назначение задания: выявить уровень фонетического анализа слов, а так же способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае с помощью хлопков (постукивания, притопывания). Инструкция к заданию: - Ребята, я назову слово, а вы прохлопайте столько раз, сколько звуков услышите в слове. Например, Да – я сделала 2 хлопка, потому что 1-ый звук Д, 2-ой звук А; в слове Сыр – я сделала 3 хлопка, потому что 1-ый звук С, 2-ой звук Ы, 3 –ий звук Р; и т.д.

t1663216723gb.jpg 

4. Назначение задания: выявить уровень фонетического анализа слов, а так же способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае с помощью карточки с предметами.

Инструкция к заданию: - Ребята я назову слово, а вы посчитайте, сколько звуков в этом слове. А теперь подберите карточку с таким количеством предметов, сколько было звуков в слове. Например, слово Ау- 2 звука, беру карточку с двумя паровозами, слово Лук – 3 звука, беру карточку с тремя корабликами и т.д.

t1663216723gc.gif

 

 

t1663216723gd.jpg

Игры и упражнения к заданию «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)

 

 

5. Назначение задания: выявить уровень фонетического анализа слов, а так же способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае с помощью бумаги в клетку и карандаша.

Инструкция к заданию: - Ребята, не смотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов не буквами, а точками, каждое новое слово пишем под предыдущим.


Упражнения к заданию «Чтение схем слов» (методика Н. В. Нечаевой)

 

 

Открывайте шире двери – в гости к нам прибудут звери,

Кто на лодке, кто в авто, догадайтесь, где же кто?

Соедени линиями названия картинок животных с подходящим количеством окошек на транспорте»

 

t1663216723gh.png

 

t1663216723gi.gif


 

t1663216723gj.png


 

 

t1663216723gk.png


 

t1663216723gl.pngt1663216723gm.png


 

 

t1663216723gn.png


 

t1663216723go.png


 

 

t1663216723gp.png


 

t1663216723gq.png


 

 

 

t1663216723gr.png

 

 

Соедени линиями названия картинок с подходящим колечком в пирамиде»

t1663216723gs.gif


 

Игры и упражнения к заданию «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской)

Упражнения к заданию «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)

Цель: выявить представления детей о геометрических фигурах и счете.

 

1.Разложите на столе столько же кругов, сколько на столе игрушек. (Например, можно использовать игрушки из киндер сюрприза)


 

t1663216723ha.jpg

t1663216723hb.gift1663216723hb.gift1663216723hb.gift1663216723hb.gift1663216723hb.gif
 

 

2. Нарисуйте на листе бумаги столько же кругов, сколько предметов перед вами

3. Разложите на столе 4 квадрата, а теперь выложите круги, но на 1 больше, чем квадратов. (Количество зависит от возраста детей).

t1663216723hc.gift1663216723hc.gift1663216723hc.gift1663216723hc.gif
 

t1663216723hd.gift1663216723hd.gift1663216723hd.gift1663216723hd.gift1663216723hd.gif
 


4.Разложи 5 кругов, а теперь разложи треугольники, но на 2 меньше чем кругов. (Количество зависит от возраста детей)

t1663216723hd.gift1663216723hd.gift1663216723hd.gift1663216723hd.gift1663216723hd.gift1663216723he.gift1663216723he.gift1663216723he.gif
 

 

Упражнения к заданию «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)

5.Обведи красной линией 6 квадратов, синей линией 3 круга

 

t1663216723hf.gift1663216723hf.gift1663216723hf.gift1663216723hf.gift1663216723hf.gift1663216723hf.gif
 


 

t1663216723hg.gift1663216723hg.gift1663216723hg.gift1663216723hf.gift1663216723hf.gift1663216723hf.gif
 


 

t1663216723hg.gift1663216723hg.gift1663216723hg.gift1663216723hh.gift1663216723hh.gift1663216723hh.gif
 



 

Список использованной методической литературы

 

Название

Авторы

Издательство, год издания

1.

Учебное издание «Логика».

С.Е. Гаврина,

Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина

«ЭКСМО-Пресс», Москва, 2000

2.

Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения.

Н.В. Заводнова

«Феникс», Ростов-на-Дону, 2005

3.

Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

Е.Н. Панова

ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006

4.

«Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5-6, 6-7 лет» (часть 1,2).

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина

«Ювента», 2009

5.

«Игралочка. Математика для детей 3-4, 4-5 лет» (часть 1,2).

Л.Г. Петерсон,

Е.Е. Кочемасова

«Ювента», 2008

6.

«Занимательная математика».

Г.В. Попова,

В.И. Усачёва

«Учитель», Волгоград, 2006

7.

Методические рекомендации к игровому набору «Дары Фрёбеля».

В.В. Кожевникова, А.В. Соколова

«Варсок», Москва, 2012

8.

«Тренируем внимание и память». Тесты и упражнения для детей 5-7 лет.

М.В. Ильина

«АРКТИ», Москва, 2005

9.

«Учимся думать»

Н.Т. Салмина

«Москва», Москва, 1995

10.

«Грамматика в картинках»

 

С.Н.Федорова

Олма-Пресс, 2005

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.