Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста «Развиваем речь»
Автор: Учитель-логопед МДОУ № 20 комбинированного вида г. Железногорска Курской области Трашенкова Людмила Владимировна.
Предмет: логопедия
Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Аудитория: данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих общее недоразвитие речи и обучающихся в группе компенсирующей направленности, а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей общеразвивающих групп. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей. Некоторые разделы лэпбука: «Весёлая гимнастика», «Весёлый футбол» и «Говорящие дорожки» могут использоваться в работе с детьми с 3-х летнего возраста.
Цель: активизация и развитие речи детей с ОНР; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Задачи:
- Формировать правильный речевой выдох;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Развивать мимику;
- Закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
- Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже;
- формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных;
- формировать умение образовывать относительные прилагательные;
- Расширять и обогащать глагольный словарь;
- Расширять и обогащать словарь признаков;
- Формировать и закреплять правильное произношение звуков русского языка;
- Развивать связную речь.
Лэпбук «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная папка-раскладушка, которая включает в себя различные игровые задания и игры в кармашках, различных «книжках-раскладушках», «книжках-гармошках» и т.д. и является незаменимым помощником логопеда в работе.
Разделы лэпбука:
1. «Весёлая гимнастика» Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.
2. «Весёлый футбол» «Весело играть в футбол - задувать в ворота гол». Эта увлекательная игра, которая никогда не надоест детям, сколько бы раз в неё ни сыграл. Простая, но очень эффективная и интересная. Позволяет формировать у ребёнка правильный речевой выдох, который необходим для правильного звукопроизношения. За каждый гол ребёнок получает фишку – награду.
3. «Один – много» Игра позволяет обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже.
4. «Большой - маленький». С помощью игры у детей формируется умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных.
6. «Говорящие дорожки» Игра содержит подвижные элементы (машинка, жук, змейка). Ребёнок передвигая предметы по дорожкам, одновременно изображает голосом, как «жужжит жук: ж-ж-ж», как «шипит змея: ш-ш-ш», как «гудит машина: др-р-р-р» и движется по дорожкам к конечной цели. В процессе игры отрабатывается произношение отдельных звуков, а также правильное речевое дыхание.
7. «Собери картинку» и «Придумай рассказ» Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке
8. «Какой?» Данное игровое задание расширяет активный словарь признаков ребёнка, актуализирует пассивный словарь. Игра формирует у детей умение подбирать признаки к предмету, опираясь на различные его характеристики (вкус, цвет, форма, размер и т.д.). Цветные карточки с изображением различных предметов скреплены в виде гармошки. Ребёнок самостоятельно выбирает себе понравившуюся картинку и пробует описать её и ответить на вопрос (Какой?)
9. Игровая карусель «Сколько?» Игра учит детей правильно согласовывать числительные с существительными, а также позволяет закрепить навык счёта. С помощью вращающегося импровизированного циферблата дети самостоятельно находят пары предметов – правильно их называют. Все детали подвижные и съёмные.
10. «Что делает?» Эта игра позволяет уточнить и расширить глагольный словарь ребёнка. В более старшем возрасте дети самостоятельно могут читать карточки и соотносить их с нужными картинками. Карточки могут быть использованы по-разному, в зависимости от целей, которые ставит учитель-логопед.
11. «Из чего это сделано?» Игровое упражнение позволяет формировать умение образовывать относительные прилагательные, использовать их в активной речи.
Данный лэпбук стал незаменим в моей работе. Он создаёт отличную мотивацию у детей к занятиям, позволяет логопеду решить сразу множество коррекционных задач. При этом отпадает необходимость использовать множество различных пособий, которые не всегда удаётся держать под рукой. Лэпбук «Развиваем речь» – замечательный помощник в моей работе.
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!
Дементьева Ирина Михайловна
Трашенкова Людмила Владимировна
Карине Рафаеловна
Трашенкова Людмила Владимировна
Федорова Людмила Ивановна
Бабченкова Оксана Алексеевна