Сборник кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией
Камышлов, 2020
Сборник игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией /сост. А. В. Штульберг – Камышлов: ГБПОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2020.
Руководитель: Кочнева Г.Н. преподаватель.
Рецензент:
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования пальчиковых игр, для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией. Данный сборник упражнений предназначен для воспитателей, логопедов дошкольных образовательных организаций, при проведении занятий, для включения данных упражнений в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией средствами игровой деятельности может быть органично включено в работу различных студий и кружков; упражнения могут быть внесены в содержание различных занятий.
©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………… | |
Раздел 1………………………………………………………………….. | |
Раздел 2…………………………………………………………………. | |
Раздел 3………………………………………………………………… | |
Раздел 4………………………………………………………………… | |
Раздел 5…………………………………………………………………. | |
Список литературы…………………………………………………….. |
Пояснительная записка
Сборник упражнений построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей данного возраста, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.
В связи с вступлением ФГОС ДО на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС ДО, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является речевое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Сборник направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики ребёнка с раннего возраста.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Известно, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Цель сборника: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией посредством кинезиологических упражнений.
Задачи:
1. накопление опыта детей в процессе проведения кинезиологических упражнений;
2. активизация мелкой моторики у младших дошкольников посредством участия в кинезиологических упражнениях.
3. развитие умений понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей.
Сборник состоит из пяти разделов упражнений, которые позволяют включить детей в разные виды деятельности, что является необходимым для развития мелкой моторики. Данные разделы выделены в соответствии с классификацией кинезиологических методов, а также с учётом возрастных особенностей младших дошкольников. Подобранный материал будет интересен и полезен при развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с алалией.
1 раздел. Пальчиковые игры;
2 раздел. Артикуляционно-пальчиковые упражнения;
3 раздел. Упражнения с тренажёрами;
4 раздел. Кинелогические физминутки.
5 раздел. Массаж/самомассаж пальчиков
Данные разделы, как и упражнения в них, расположены в таком порядке, от простого к сложному, чтобы игры легко воспринимались детьми данного возраста.
В сборнике представлены упражнения , направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Данный сборник предназначен для многоцелевого использования: воспитателями детского сада, логопедами, родителями для организации самостоятельной игровой деятельности детей; студентами педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольного образования для прохождения «Преддипломной практики». Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошкольников.
Предложенные упражнения могут использоваться в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности.
Раздел 1
Пальчиковая гимнастика
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.
- «Домик»
Инструкция: Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик, | (соедините ладони шалашиком) |
Там живет веселый гномик. | (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) |
В колокольчик позвоним. | (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; |
Двери нам откроет гномик, | (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) |
А на нем - дубовый стол. | (левая рука сжата в кулак, |
Рядом - стул с высокой спинкой. | (направить левую ладонь вертикально вверх, |
На столе - тарелка с вилкой. | (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, |
И блины горой стоят - Угощенье для ребят. | ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены |
2.Барашки.
Инструкция: Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
3.Моя семья
Инструкция: Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
4. Хлеб
Муку в тесто замесили, | Сжимают и разжимают пальчики |
А из теста мы слепили: | Прихлопывают ладошками, «лепят». |
Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - | Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. |
Всё мы испечем в печи | Обе ладошки разворачивают вверх. |
Очень вкусно! |
5. Фруктовая ладошка
Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, | Поочередно разгибают пальчики из кулачка,начиная с большого. |
Фрукт для вас и для нас. | Показывают ладошками вокруг и на себя. |
6. Дом и ворота
На поляне дом стоит, | «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. |
Ну а к дому путь закрыт. | Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). |
Мы ворота открываем, | Ладони разворачиваются параллельно друг другу. |
В этот домик приглашаем. |
7. Птички зимой
Прилетайте, птички! | «Зовущие» движения пальцами обеих рук |
Сала дам синичке. | «Режущие движения» одной ладони по другой |
Приготовлю крошки, | Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб |
Хлебушка немножко. | Тереть подушечки пальцев друг о друга |
Эти крошки – голубям, | Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью |
Эти крошки – воробьям | Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью |
Галки да вороны Ешьте макароны | Тереть ладонь о ладонь |
8. Зимние забавы
Раз, два, три, четыре, пять | Загибаем пальчики по одному |
Мы во двор пришли гулять. | «Идём» по столу указательным и средним пальчиками |
Бабу снежную лепили, | («Лепим» комочек двумя ладонями |
Птичек крошками кормили, | Крошащие движения всеми пальцами |
С горки мы потом катались, | Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р. |
А ещё в снегу валялись. | Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой |
Все в снегу домой пришли. | Отряхиваем ладошки |
Съели суп и спать легли. | Движения воображаемой ложкой, руки под щёки |
Раздел 2
Артикуляционно-пальчиковая гимнастика
Цель - развивать мелкую моторику и улучшить подвижность органов артикуляции (губ и языка) у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.
1.Яблоки соберем в корзины.
Инструкция: Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает вашим действиям. Дети переплетают пальцы рук «корзинкой». Язык сгибают «чашечкой».
Яблоки кислые!
(Машут рукой - эх! Морщатся и слегка высовывают язык).
Дома сварим из яблок варенье
(большой палец правой руки поднимают вверх - жест одобрения.
Улыбаются и облизывают верхнюю и нижнюю губу).
Мы поставим в печь пирог
(дети вытягивают по одной руке в стороны ладонями наверх).
Очень ароматный,
(делают вдох-выдох).
Из трубы идет дымок.
(вращают кистями, поднимают руки вверх).
Он такой приятный!
(делают вдох-выдох).
Там за лесом, у реки…
(делают волнообразные движения рукой).
Пекарь Булочка живет.
(показывают руками большой живот).
По утрам печет пирог он.
(переворачивают ладони вверх-вниз).
В гости всех к себе завет.
(делают манящие движения руками к себе).
2.Под яблоней растут грибы.
Инструкция: Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает вашим действиям. Дети делают языком упражнение «грибок»: присасывают язык к небу.
У одних грибов ножки толстые…
(щепотью одной руки показывают толстую ножку,
ладонью другой - шляпку. Меняют положение рук).
Соберем грибы в корзины.
(пальцы рук переплетают «корзинкой». (Язык «чашечкой») ).
3. Упражнение «Дудочка», «Заборчик»
Исходное положение: кисти ладонями вниз. На счёт раз: губы вытягиваются вперед, все пальцы собраны в щепоть. На счёт 2: губы растягиваются в стороны, показывая зубы (сильно растягивать губы не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед), пальцы врозь. Упражнение выполнять 3-4 раза без перерыва. |
4. Упражнение «Дудочка играет»
Исходное положение: губы вытягиваются вперед трубочкой («дудочка») пальцы каждой руки собираются в щепоть. На счёт раз: дудочка двигается вправо, собранные пальцы двигаются вправо (движение двумя кистями вправо одновременно). На счёт два: дудочка двигается влево, собранные пальцы двигаются влево (движение двумя кистями влево одновременно). Упражнение повторяется 3-4 раза. Движения губ и кистей синхронизированны. |
5. Упражнение «Расчёсочка»
Исходное положение: кисти рук ладонями вверх. Нижние зубы касаются внешней стороны верхней губы и легко почёсывают её. Кисти рук (ладонями вверх) неподвижны, пальцы рук сгибаются-разгибаются. Затем такое же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Пальцами рук выполняют те же движения. |
6. Упражнение «Качели»
Исходное положение: рот открыт, язык лежит у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз. На счёт раз: язык поднимается за верхние зубы. На счёт два: опускается в и.п. Синхронно выполняются движения ладонями вверх-вниз. |
- Упражнение «Конфетка»
Исходное положение: губы сомкнуты. Указательные пальцы рук вытянуты, остальные пальцы сжаты в кулак. На счёт раз: кончиком языка коснуться внутренней левой стороны щеки и надавить на неё. На счёт два: внутренней стороны правой щеки и надавить на неё. Синхронно с движениями языка выполняются движения пальцами вправо-влево. (остальные пальцы сжаты в кулак). |
8. Упражнение «Маляр»
Исходное положение: рот полуоткрыт, язык у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельны столу. На счёт раз: высунуть язык. На счёт два: облизать верхнюю губу по кругу. На счёт три: облизать нижнюю губу по кругу. На счёт четыре: язык убрать, рот закрыть. Упражнение выполняется по часовой и против часовой стрелки. Кистями рук выполняются вращательные движения, синхронные с движениями языка. |
Раздел 3.
Игры для пальчиков с тренажерами
Цель - развитие мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией. Развитие тонких движений пальцев рук.
Катать по столу горошины или бусины указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем. | Бусинки-горошки Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки. |
Перебирать по кругу два грецких ореха, зажав их в ладони. | Орехи Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. |
Катать горошинки между указательным и средним пальцами | Игра с горошком Дома я одна скучала, Горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать: - Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. |
Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш. | Карандаш Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. |
Вести пальчик или карандаш по дорожкам. | Дорожки Трудно пальчик мне вести Прямо по дорожке, Так и хочется ему Спрятаться в ладошке. Я ему грожу, грожу, Я его стыжу, стыжу, Пальчик постыдился, Взял и научился. |
Со счетными палочками. Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательного – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке. | Очень длинный клюв у цапли, 2-й - 2-й Вы длинней найдете вряд ли. 3-й – 3-й Клювом меряться пришли 4-й – 4-й Аисты и журавли. 5-й – 5-й |
С решеткой. Лес – решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам). На каждый ударный слог стиха делая по шагу. | «В лес идем мы погулять». Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять! За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. |
С пробками. Берем пластмассовые крышки от бутылок (4штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук. | Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули. Смена рук И пошли по переулку На веселую прогулку. Смена рук Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки. Смена рук Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. |
Раздел 4
Кинезиологиеские физминутки
Цель – улучшать память, внимание, пространственные представления, речь, мелкую и крупную моторику у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.
«Молоток и полочка».
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком,
Получилась полка.
Во время чтения стихотворения (на каждую строчку) дети меняют положение рук.
Правая рука – «молоток»: ладонь повернуть к себе, пальцы крепко сжать в кулак; предплечье опустить вниз перпендикулярно полу. Левая рука – «полочка»: руку согнуть в локте и поднять на уровне груди, предплечье параллельно полу. На каждую строчку смена положений рук.
«Веселые обезьянки»
Детям предлагают левой рукой взяться за кончик носа. А правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Выполнить 4 – 6 раз.
«Ладушки-оладушки»
Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки
– жарили оладушки,
так пожарим, повернем
и опять играть начнем».
«Дом-ёжик-замок»
Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы соединить.
«Ёжик»
Поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки расположить между пальцами другой руки
«Замок»
Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
«Фонарик»
Фонарики зажглись- пальцы выпрямились. Фонарики погасли – пальцы сжались.
«Зайчик».
Указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Скачет зайчик по стене. И подмигивает мне.
«Стул».
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
«Стол».
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Раздел 5.
Массаж пальчиков
Цель - развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с алалией.
1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.
Дети любят всех зверей: | большой палец |
Птиц, и ящериц, и змей | указательный палец |
Пеликанов, журавлей | средний палец |
Бегемотов, соболей | безымянный палец |
Голубей и глухарей | мизинец |
Меняем руку | |
И клестов, и снегирей | большой палец |
Любят горного козла | указательный палец |
Обезьянку и осла | средний палец |
Дикобраза и ежа | безымянный палец |
Черепаху и ужа | мизинец |
- Массаж (самомассаж) фаланг пальцев
Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.
По-пу-гай | мизинец |
во-ро-бей | безымянный |
пе-ли-кан | средний |
со-ло-вей | указательный |
пти-цы | Большой |
А-на-нас | Мизинец |
аб-ри-кос | Безымянный |
а-пель-син | Средний |
ман-да-рин | Указательный |
фрук-ты | большой |
- Массаж (самомассаж) прижимающий
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Правая рука | |
Шел медведь к своей берлоге | мизинец |
Да споткнулся по дороге | безымянный |
«Видно очень мало сил | средний |
Я на зиму накопил» | указательный |
Так подумал и пошел | Большой |
Левая рука | |
Он на поиск диких пчел | Большой |
Все медведи – сладкоежки | Указательный |
Любят есть медок без спешки | Средний |
А наевшись, без тревоги | Безымянный |
До весны сопят в берлоге | мизинец |
- Потягивание за кончики пальцев
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Тянут – тянут | мизинец |
Бабка с дедкой | безымянный |
Из земли | средний |
Большую репку. | указательный |
Вот пришла бы | Большой |
Наша внучка, | Большой |
Помогла б | Указательный |
Собака Жучка | Средний |
Где же кошка? | Безымянный |
Мышка-крошка? | Мизинец |
Хоть держалась крепко, | одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу |
Вытянута репка! |
5. «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.
Вариант 1
На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)
Вариант 2
Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугались щелчка –
Разбежались кто куда!
6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии.
Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу
Я катаю колобок,
У него румяный бок,
Круглый бок, румяный бок,
Вот так чудо – колобок!
7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии
Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
8. Самомассаж бусинками
Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.
Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й
Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й
Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й
Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й
Смена руки
Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й
Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й
Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й
Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й
Список литературы
- Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.
- Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., С. В. Леонтьева. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Волгоград: «Учитель», 2009.
- Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2012.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
- Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2002.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001.
- Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999.