Статья «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мелкая моторика –это целый, хорошо скоординированный комплекс действий. В этом действии принимает участие нервная, костная, мышечная и зрительная система. К мелкой моторике можно отнести разнообразные движения пальцами, кистями рук и ног, и даже всем нам привычные жесты. На коре головного мозга примерно треть составляет именно проекция кистей рук и расположена она рядом с речевой зоной. От того как развита мелкая моторика напрямую зависит сформированность речи.
Развивать мелкую моторику рук ребенка надо последовательно, постепенно.
В начале учим тянуться за предметом, а потом и манипулировать им
Стучать предметом о предмет
Брать мелкие предметы пальцами и рассматривать их
Вытаскивать мелкие предметы из емкости
Строить башню (кубик на кубик)
Пытаться рисовать прямые линии и т.д
При недоразвитии мелкой моторики могут наблюдаться и следующие проблемы:
Нарушение техники движений
Нарушение двигательной координации и ловкость, силы и быстроты движений
Трудность при использовании ножниц
Неумение держать карандаш
Недостаточная развитость навыков самообслуживания
Итак, предлагаю родителям в домашних условиях протестировать ребенка. Попросите его выполнить несложные упражнения:
Читаем потешку, выполняем действие руками, а потом просим повторить
Паучок ходил по ветке А за ним ходили детки |
Руки скрещены, а пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а потом по предплечью другой руки |
Дождик с неба вдруг полил |
Руки свободно опущены, выполняем стряхивающие движения кистью рук |
Паучков на землю смыл |
Хлопаем по коленям |
Солнце стало пригревать |
Пальцы растопырены. Качаем руками –солнышко светит
|
Паучок ползет опять , А за ним все детки. Что бы погулять на ветке |
Действия как в начале потешки «паучки ползут до головы» |
Пошагать по столу пальцами (изображая шаг человечка)
Посмотрим, как загибает пальчики поочередно, начиная с мизинца
Сорока белобока |
Указательным пальцем правой руки круговые движения по ладошке левой руки |
Кашу варила . На порог скакала Гостей зазывала |
Обеими руками машем, зовем гостей |
Гости не бывали Кашки не едали |
Разводим руки в сторону, Изображаем сожаление |
Всю кашку теткам отдала : |
|
Этому на ложке |
Загибаем 5–ый пальчик |
Этому –на поварешке |
Загибаем 4–ый пальчик |
Этому –на ухватке |
Загибаем 3–ий пальчик |
Этому- на лопатке |
Загибаем 2–ой пальчик |
Если ребенок испытывает трудности или вообще не может выполнить задания, то с малышом надо заниматься, иначе это негативно скажется на его дальнейшем речевом развитии.
Приемы развития мелкой моторики
Ребенку с 3 лет можно предлагать собирать:
мозаики
пазлы
конструктор
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики можно и нужно сочетать с опорой на
стихи
потешки.
скороговорки
Я использую яркие, красивые носовые платочки. Мы изображаем «фокусника». Задача ребенка: без помощи второй руки, используя только возможности своих пальчиков, быстро сжать (спрятать) платочек в кулачке.
Первое время будет нормой -повторение движений за педагогом. Но, затем на занятиях, слыша знакомое стихотворение или потешку, в котором уже заложено задание, ребенок начинает выполнять все самостоятельно.
Такую работу по развитию мелкой моторики рекомендую проводить по 5 мин несколько раз в день.
Отличных результатов можно добиться, используя и лепку, и рисование, и конструирование. На таких занятиях можно попутно изучать цвет, форму и формировать мышление, восприятие, речь.
Только совместными усилиями педагогов и родителей развитие мелкой моторики детей может быть успешным.
Удачи вам !
учитель-логопед
нейродефектолог
С.С.Белякова