Статья «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 16 March 2019

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мелкая моторика –это целый, хорошо скоординированный комплекс действий. В этом действии принимает участие нервная, костная, мышечная и зрительная система. К мелкой моторике можно отнести разнообразные движения пальцами, кистями рук и ног, и даже всем нам привычные жесты. На коре головного мозга примерно треть составляет именно проекция кистей рук и расположена она рядом с речевой зоной. От того как развита мелкая моторика напрямую зависит сформированность речи.

Развивать мелкую моторику рук ребенка надо последовательно, постепенно.

В начале учим тянуться за предметом, а потом и манипулировать им

Стучать предметом о предмет

Брать мелкие предметы пальцами и рассматривать их

Вытаскивать мелкие предметы из емкости

Строить башню (кубик на кубик)

Пытаться рисовать прямые линии и т.д

При недоразвитии мелкой моторики могут наблюдаться и следующие проблемы:

Нарушение техники движений

Нарушение двигательной координации и ловкость, силы и быстроты движений

Трудность при использовании ножниц

Неумение держать карандаш

Недостаточная развитость навыков самообслуживания

Итак, предлагаю родителям в домашних условиях протестировать ребенка. Попросите его выполнить несложные упражнения:

Читаем потешку, выполняем действие руками, а потом просим повторить

Паучок ходил по ветке

А за ним ходили детки

Руки скрещены, а пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а потом по предплечью другой руки

Дождик с неба вдруг полил

Руки свободно опущены, выполняем стряхивающие движения кистью рук

Паучков на землю смыл

Хлопаем по коленям

Солнце стало пригревать

Пальцы растопырены. Качаем руками –солнышко светит

 

Паучок ползет опять ,

А за ним все детки.

Что бы погулять на ветке

Действия как в начале потешки «паучки ползут до головы»

Пошагать по столу пальцами (изображая шаг человечка)

Посмотрим, как загибает пальчики поочередно, начиная с мизинца

Сорока белобока

Указательным пальцем правой руки круговые движения по ладошке левой руки

Кашу варила .

На порог скакала

Гостей зазывала

Обеими руками машем, зовем гостей

Гости не бывали

Кашки не едали

Разводим руки в сторону,

Изображаем сожаление

Всю кашку теткам отдала :

 

Этому на ложке

Загибаем 5–ый пальчик

Этому –на поварешке

Загибаем 4–ый пальчик

Этому –на ухватке

Загибаем 3–ий пальчик

Этому- на лопатке

Загибаем 2–ой пальчик

   


 

Если ребенок испытывает трудности или вообще не может выполнить задания, то с малышом надо заниматься, иначе это негативно скажется на его дальнейшем речевом развитии.

Приемы развития мелкой моторики

Ребенку с 3 лет можно предлагать собирать:

мозаики

пазлы

конструктор


 


Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики можно и нужно сочетать с опорой на

стихи

потешки.

скороговорки

Я использую яркие, красивые носовые платочки. Мы изображаем «фокусника». Задача ребенка: без помощи второй руки, используя только возможности своих пальчиков, быстро сжать (спрятать) платочек в кулачке.


 

 

Первое время будет нормой -повторение движений за педагогом. Но, затем на занятиях, слыша знакомое стихотворение или потешку, в котором уже заложено задание, ребенок начинает выполнять все самостоятельно.

Такую работу по развитию мелкой моторики рекомендую проводить по 5 мин несколько раз в день.

Отличных результатов можно добиться, используя и лепку, и рисование, и конструирование. На таких занятиях можно попутно изучать цвет, форму и формировать мышление, восприятие, речь.

Только совместными усилиями педагогов и родителей развитие мелкой моторики детей может быть успешным.

Удачи вам !

учитель-логопед

нейродефектолог

С.С.Белякова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации