Анализ примерной образовательной программы ДО «Мир открытий» с позиции выявления возможностей использования кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики детей с моторной алалией дошкольного возраста
Анализ примерной образовательной программы ДО « Мир открытий» с позиции выявления возможностей использования кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики детей с моторной алалией дошкольного возраста.
Для определения значимости использования кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики детей с моторной алалией дошкольного возраста возникает необходимость в осуществлении анализа примерных образовательных программ ДОО.
Выводы, сделанные по итогам анализа, позволят определить практическую значимость и возможности применения в образовательной деятельности по коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии.
Проанализируем образовательную программу ДОО « Мир открытий » Науч.рук. Л.Г. Петерсон/под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016г по которой работает МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №14» КГО (место работы) в г.Камышлове Свердловской области. Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов[3].
Проанализировав программу, можно сказать, что она предусматривает осуществление образовательной деятельности по коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии.
Этому способствует реализация:
- Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
- Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
В данных программах отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья, преемственность в работе специалистов ДОУ и воспитателей.
Цель коррекционной работы: создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов обучения, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.
В целом программа представляет различные направления и содержание коррекционно-развивающей работы. В нее входит большое количество задач, не предусмотренных в более ранних вариантах программы. Это следующие задачи: определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы; разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении адаптированной образовательной программы; организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении образовательной программы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на основе комплексных диагностических данных.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.
Условия, необходимые для коррекционно-развивающей работы:
Использование специальных образовательных программ исходя из категории детей с ОВЗ, а так же специальных методов и приёмов обучения, и воспитания:
Адаптированной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Организация и проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий всеми специалистами ДОУ.
Обеспечение доступной развивающей предметно-пространственной среды.
Проанализируем входящую в методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы - примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. 2-е изд., испр. и дополн. - СПб., 2015.
Теоретической основой «Программы» стали:
- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский);
- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
- концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка(В.М. Солнцев);
- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);
- современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
При разработке «Программы» учитывалось, что приобретение дошкольниками с ТНР социального и познавательного опыта осуществляется, как правило, двумя путями: под руководством педагогов (учителей логопедов, воспитателей и других специалистов) в процессе коррекционно развивающей работы и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Программное содержание обеспечивает организацию и синтез разных видов деятельности, которые помогают ребенку овладевать средствами и способами получения элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта деятельности. Это позволяет детям в игре, труде, общении усвоить некоторые общие понятия и затем перейти к выделению частных представлений и отношений. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ТНР в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ТНР, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий.
На занятиях по коррекции целесообразно использовать современные технологии, приёмы, средства, игры и упражнения для развития общей, ручной и артикуляторной моторики:
- формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики
- обогащение двигательного опыта детей в процессе упражнений в ходьбе, беге, прыжках, в действиях с предметами.
- развитие праксиса позы (по подражанию и самостоятельно).
- выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержание двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений.
- обучение выполнению правил в подвижных играх, согласованию своих движений с движениями других детей. (При определении содержания работы по развитию общей моторики на логопедических занятиях учитель-логопед исходит из программных требований образовательной области «Физическое развитие».)
- развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).
- формирование кинестетической основы движений пальцев рук при зрительном восприятии (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо»).
- формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором; составление узоров из крупной и мелкой мозаики; изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, по инструкции); складывание разрезных картинок; обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная) трафаретов; шнуровка и т. д.
- Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию .
- формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек) [5].
Таким образом, проанализировав программу и методические пособия на применение кинезиологических упражнений сделала вывод, что для эффективного применения упражнений педагогами должна быть разработана дополнительная программа со систематическим комплексом упражнений для развития мелкой моторики. Чтобы улучшить коррекционную работу данной программы необходимо включить специалистов разных профилей: педагоги, психологи, медицинские работники, а также родители.