Методическая разработка «Сборник мнемических приёмов запоминания словарных слов»

4
0
Материал опубликован 22 April в группе

 

 

 

 

Сборник мнемических приёмов запоминания словарных слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Енидорцева Наталия Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В комплекс предложенных мнемических приёмов и заданий входят:

задания на понимание значения слова;

задания на подбор однокоренных слов с ударным в корне;

задания на нахождение синонимов и антонимов;

мнемические приёмы на запоминание словарных слов:

звуковых ассоциаций;

графических ассоциаций;

комбинированный;

автобиографических ассоциаций;

стимульного чтения;

«опасное место».

Задание 1. Образуй от данных слов однокоренные слова, которые отвечают на вопрос - какие? Напиши

Цель: развивать умение находить однокоренные слова.

 

Дождь – дождливые дни, лес - … жители, осень - … запасы, зверь - … тропы, лось - … следы.

 

Задание 2. Образуй от данных слов однокоренные слова, которые отвечают на вопрос – что делать? Напиши.

Цель: развивать умение находить однокоренные слова

 

Корм – кормить, соль -…, боль - …, сор - …, шаг - …, крик - …, встреча - … .

 

Задание 3. Списать, добавляя близкое по значению слово (синоним).

Цель: закрепить правописание безударной гласной в корне.

 

Ребёнок – Горе -

Утёс – Молчание -

Деревня - Болото –

Слова для справок: ск..ла, тр..сина, б..да, м..лыш, т..шина, с..ло.

 

Задание 4. Списать, добавляя противоположное по значению слово (антоним).

Цель: закрепить правописание безударной гласной в корне.

 

Лёгкий – Радость -

Провожать – Шептать -

Тёплое - Победа –

 

Задание 5. Составь с данными словами словосочетания

Цель: проверить понимание лексического значения слов учащимися

 

Преграда, чистота, заботливый, гость, гроза.

 

Задание 6. Составь предложения с данными словами

Цель: проверить понимание лексического значения слова

 

Дорога, обед, праздник, сорока, морковь, картофель, улица.

 

Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово магнит, то на картинке должны быть и сам магнит, и буква «А». не стоит бояться, что каждый раз придётся повторять этот путь: сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь, затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свёртывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.

Недостатком метода можно считать возникновение установки всех слов именно таким образом. Глаза как бы привыкают искать в рисунке букву. Пробация показала, что установка на «рисование глазами» быстро формируется, и её легкость может спровоцировать учеников запоминать правописание слов, таким образом, даже тогда, когда есть чёткое правило, определяющее написание нужной буквы. В таких случаях учителя достаточно несколько раз обратить внимание на эти случаи, и дети начнут писать «правильные» слова по своим правилам, а словарные слова – по своим (приложение №1).

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций – предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрак. Созвучное ему слово РАК. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак РАКи», так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыграли запоминаемую букву «А» через рисунок. А придуманная фраза и хорошо звучит, и хорошо представляется.

Случается, что к разным словарным словам подбирается одно и то же созвучие. Например, вчера и чердак. Созвучное им слово – ЧЕРти. Получилось: «Вчера ЧЕРти плясали» и «ЧЕРти на чердаке». В таких случаях удобно соединить слова в одну фразу или картинки к ним нарисовать рядом. В противном случае при вспоминании можно запутаться. При подборе созвучий к словам с двумя и более непроверяемая буквами получается нагромождение фраз, в которых легко запутаться, что является недостатком данного способа. В этом случае рекомендуется воспользоваться комбинированным методом (приложение №2).

Комбинированный метод – это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв. Например, для слова майонез подобрано созвучие к первому слогу – МАЙка. А вторую непроверяемую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилось «МАЙка испачкана майонезом» + О (приложение №3).

Связанные ассоциации – при этом методе используются слова, которые запоминаются ранее. Слова связываются между собой. Например, комар сидит на мяче, в стол воткнута сабля, а у костра кошка измазана сажей.

Метод автобиографических ассоциаций – используются ассоциации с реально пережитыми событиями.

Метод симультанного чтения – сначала учащимся предъявляются карточки со словами, которые они должны молча прочитать и запомнить. Размер карточки – пол-листа формата А4, время предъявления каждой карточки – 5 секунд, количество слов – от 4 до 10. После предъявления слов педагог предлагает учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться «сфотографированные» слова (каждое слово должно повторяться в тексте 2-3 раза). Дети, услышав «сфотографированное» слово, должны подать сигнал – хлопнуть в ладоши или слегка ударить по парте – «проявить» плёнку. Следующий этап работы – «печать фотографий». Те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь

Когда все дети заканчивают писать, педагог вывешивает карточки со словами на доске, каждый ребёнок проверяет результат (тексты для симультанного чтения, приложение №4).

«Опасное место» - все словарные слова, которые учащиеся должны выучить за год, разделяются на несколько групп, в зависимости от «опасного места» - буквы, в написании которой можно ошибиться. Детям предлагается составить из этих слов небольшой связный текст, нарисовать к своему рассказу рисунок и придумать название – опорное слово ко всем словам рассказа, в написании которого невозможно сделать ошибку.

Например, опорное слово – Оля.

Словарные слова: ягоды, лопата, Москва, девочка, молоко, урожай (опасное место – буква «о»).

Рассказ: «Девочка Оля приехала из Москвы в деревню, там она наелась ягод и напилась молока, а потом взяла лопату и помогла убрать урожай».

Приложение №1

 

Игра 1

 

 

В этой игре ты будешь иметь дело со словарными картинками. Перед тобой 10 словарных слов с картинками. В каждой есть буква, которую нужно запомнить. Её не всегда сразу видно, иногда надо присмотреться, чтобы её узнать в картинке.

 

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО ИРА:

- В слове КОЛОКОЛ ищу букву «О».

Сначала ничего не нахожу,

Но как только посмотрела на

Колокол снизу, сразу увидела

Круг – это и есть буква «О».

Обвожу её фломастером.

Пt1713796316aa.jpg осмотри внимательно на картинки к словарным словам, найди на них запоминаемую букву, которая подчеркнута в слове. Найденную на картинке букву обведи карандашом или фломастером.

 

 

ПОМИДОР t1713796316ab.gif

 

 

ПОСМОТРИ, КАК У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ

ТОПОР

НАЙДИ НУЖНЫЕ БУКВЫ:

НЕ МОГУ – 1 балл.

МОГУ, НО НЕ ВСЕ – 5 баллов.

МОГУ ВСЕ – 10 баллов.

Игра 2.

В этой игре ты можешь проверить, хорошо ли ты запомнил словарные слова. Но это будет не обычный диктант, а диктант с подсказками в виде картинок.

Впиши в словарное слово пропущенную букву, а какая это буква – тебе подскажет картинка, в которой находится эта буква. Игра поможет тебе научиться, без труда вспоминать написание словарных слов.

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО АЛЕША:

- Когда надо вспомнить, как правильно пишется словарное слово, я вспоминаю картинку к этому слову и быстро нахожу ответ. По мере тренировки даже вспоминать картинку уже бывает не нужно. Память моя как бы ленится вспоминать картинки и подсказывает сразу нужную букву. Память экономит свои силы, а я – время!

t1713796316ac.gift1713796316ad.jpgЗЕМЛЯНИКА

t1713796316ae.jpg

 

ДОРОГА

 

 

МАЛИНА

ПОСМОТРИ, КАК У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ

ПРАВИЛЬНО ВСПОМНИЛ

1-2 слова – 1 балл

3-5 слов – 5 баллов

6-8 слов – 8 баллов

БОЛЕЕ 9 слов – 10 баллов.

 

 

Игра 3

 

 

Придумай сам сюжет картинки к словарному слову, в котором надо запомнить написание сразу двух букв.

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО ИРА:

- В слове ХРИЗАНТЕМА надо запомнить буквы «И» и «А». сначала я карандашом рисую большие буквы «И» и «А».. дальше я замечаю, что палочки буквы «И» похожи на стебли, а буква «А» образуется из стеблей и листа. Я «ставлю» цветы в вазу, дорисовываю цветы, и картинка готова.

ПОФАНТАЗИРУЙ САМ!

Представь, а потом нарисуй к словарному слову с двумя запоминаемыми буквами так, чтобы в ней эти две буквы хорошо узнавались.


МАГАЗИН

КРЕСТЬЯНЕ

ПОМИДОР

ЗЕМЛЯНИКА
КР
ОКОДИЛ
Б
ЕГЕМОТ
ОДЕЯЛО

 

 

 

 

ПОСМОТРИ, КАК У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ

ПРИДУМАТЬ СЮЖЕТ КАРТИНКИ К СЛОВАРНЫМ СЛОВАМ:

НЕ МОГУ – 1 балл.

МОГУ, НО НЕ ВСЕ – 5 баллов.

МОГУ ВСЕ – 10 баллов.

 

Игра 4

 

 

Попробуй представить, как можно обыграть в рисунке три запоминаемые буквы.

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО АЛЕША:

-В слове ВЕЛОСИПЕД надо запомнить буквы «Е», «О» и «И». сначала я нарисовал велосипед и затем стал искать эти буквы. Первая буква «Е», поэтому я ищу детали велосипеда, похожие на нее. Это руль. Еще больше он становится похожим на «Е», если его немного изогнуть. «О» - это конечно же колесо, его и изменять не надо. А вот над буквой «И» мне пришлось попотеть! Я долго её искал, пока наконец не остановился на раме.

При таком запоминании я не перепутаю порядок букв – сначала «Е», потом «О» и «И».

ПОФАНТАЗИРУЙ САМ!

Сначала представь, а потом нарисуй придуманную тобой картинку к каждому словарному слову. Затем найди и выдели три запоминаемые буквы в картинке. Эти буквы должны быть ясно и четко видны в рисунке.

АППАРАТ

КАССЕТА
Б
ИБЛИОТЕКА
АЛЛЕЯ
К
ОТТЕДЖ
КР
ИСТАЛЛ
МАССАЖ
ОДЕКОЛОН
Х
ОККЕЙ

ПОСМОТРИ, КАК У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ

ПРИДУМАТЬ СЮЖЕТ КАРТИНКИ К СЛОВАРНЫМ СЛОВАМ:

НЕ МОГУ – 1 балл.

МОГУ, НО НЕ ВСЕ – 5 баллов.

МОГУ ВСЕ – 10 баллов.

Приложение №2

Игра 5

 

 

Иногда к нескольким словарным словам подбирается одно созвучное слово. В этом случае удобнее представлять и рисовать их рядом друг с другом.

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО ИРА:

- К словам ВЧЕРА и ЧЕРДАК я подобрала созвучное слово ЧЕРТИ. Вчера ЧЕРти плясали и ЧЕРти на чердаке. Я их рисую рядом.

ПОФАНТАЗИРУЙ САМ!

Подбери к каждому из следующих словарных слов одно созвучное и нарисуй их рядом.

 

 

ПОГОДА
М
АЛИНА

ОБЕД

СЕВЕР

УЛИЦА

ОСИНА

МОРКОВЬ

ЛЕСТНИЦА

СПАСИБО
М
ЕТРО

ТОПОР

 

ПОСМОТРИ, КАК У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ

ПРИДУМАТЬ СОЗВУЧНЫЕ СЛОВА К СЛОВАРНЫМ СЛОВАМ:

НЕ МОГУ – 1 балл.

МОГУ, НО НЕ КО ВСЕМ – 5 баллов.

МОГУ КО ВСЕМ – 10 баллов.

Игра 6

 

 

В этой игре задание несколько сложнее. Надо запомнить написание словарных слов с двумя непроверяемыми буквами. Как и в предыдущей игре, используй звуковые ассоциации. Для этого подбери два созвучных слова, в которых запоминаемые буквы слышаться четко, находятся под ударением.

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО ИРА:

- В слове БАХРОМА надо запомнить буквы «А» и «О». Я подбираю два созвучных слова БАХ и РОМ. Это не проверочные слова, но в них буква «А» и «О» слышатся. После этого созвучные и словарные слова я представляю вместе, в одной картинке, - получается композитор БАХ разлил РОМ на скатерть с бахромой.

ПОФАНТАЗИРУЙ САМ!

Подбери к запоминаемому слову с двумя непроверяемыми буквами созвучные ему так, чтобы в них входили запоминаемые буквы.

А потом представь словарное и созвучные слова вместе, в одной картинке. Ели сможешь, нарисуй эту картинку.

ПОМИДОР

КРЕСТЬЯНЕ

ЗЕМЛЯНИКА

МАГАЗИН
Г
ОРИЗОНТ
П
ОНЕДЕЛЬНИК
СТ
АДИОН
Т
АРАКАН
В
ИНЕГРЕТ

ПОСМОТРИ, КАК У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ

ПРИДУМАТЬ СОЗВУЧНЫЕ СЛОВА К СЛОВАРНЫМ СЛОВАМ:

НЕ МОГУ – 1 балл.

МОГУ, НО НЕ КО ВСЕМ – 5 баллов.

МОГУ КО ВСЕМ – 10 баллов.

 

Приложение №3

Игра 7

 

 

В этой игре к каждому словарному слову ты найдешь по три разных картинки, на которых изображены непохожие друг на друга ситуации, но в каждой из них присутствует это слово.

Из трех картинок нужно выбрать одну, которая тебе больше понравится. Твой выбор может зависеть от твоего характера, от личного опыта, от твоих воспоминаний, от настроения в данный момент.

Алеша к словарному слову «КИРПИЧ» выбирает первую картинку, потому что она ему напоминает смешной анекдот. А Ире больше понравилась картинка с клумбой, которая огорожена кирпичами.

ПОФАНТАЗИРУЙ САМ!

Внимательно рассмотри картинки к словарному слову. Выбери из них ту, которая больше тебе нравится.

Поставь галочку напротив выбранной тобой картинки.

Пt1713796316ab.gif роделай то же самое с картинками на следующих страницах.

t1713796316af.gif

 

t1713796316ag.jpg

 

ПОМИДОР

 

 

ПОСМОТРИ, КАК У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ

ВЫБРАТЬ КАРТИНКУ К СЛОВАРНЫМ СЛОВАМ:

НЕ МОГУ – 1 балл.

МОГУ, НО НЕ КО ВСЕМ – 5 баллов.

МОГУ КО ВСЕМ – 10 баллов.

Игра 8

 

 

В этой игре подобраны словарные слова, которые могут казаться скучными или вызывать неприятные представления и переживания. Можно уйти от этих неприятных моментов, переделав картинки в забавные и веселые.

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО ИРА:

- ДИРЕКТОР. Я всегда робею перед директором, и когда мне надо войти в его кабинет, у меня замирает дыхание. Поэтому карточка для меня не очень приятна. Я хочу её переделать. Мое воображение рисует разные картинки. На одной их них я сама в роли директора, но еще больше мне нравится картинка, на которой директор играет со мной в теннис. Совсем другое настроение!

ПОФАНТАЗИРУЙ САМ!

Перед тобой слова и картинки к ним. Постарайся переделать картинки так, чтобы они стали более интересными, смешными и вызывали у тебя хорошее настроение.

Нарисуй или опиши, что у тебя получилось.

t1713796316ah.gif

t1713796316ai.gifТОПОР

Тt1713796316aj.jpg РЕВОГА

 

 

 

 

ДОРОГА

 

 

Приложение №4

 

1.Словарные слова – завтрак, комната, магазин, кровать, картофель, обед, вместе.

Я учусь во вторую смену. Мои домашние обязанности с самого утра. Утром я убираю свою комнату и кровать. После завтрака мама и папа уходят на работу. Я иду в магазин за продуктами. Недавно я научился чистить картофель и теперь с удовольствием вместе с мамой готовлю обед.

Весной я работаю в огороде, где мы садим овощи. Мне очень нравится помогать маме!

 

2. Словарные слова – четверг, картофель, обед, отец, рисунок, потом, квартира.

В четверг мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картофель, варила обед. Всё это Петя тоже нарисовал. Мама получилась красивая.

Пришёл отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший.

В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, которого Петя не нарисовал. Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картофель.

 

3. Словарные слова – отец, пшеница, комната, однажды, урожай, вместе.

Отец Славика был агрономом. В шесть лет мальчик тоже хотел выращивать пшеницу. Его маленькое поле находилось под окном его комнаты. Весной он засеял поле. Зазеленели всходы. Славик часами работал на поле. Появились колосья.

Однажды хлынул дождь с градом. Славик заплакал. Град мог погубить урожай. Бабушка дала мальчику большой зонт. Вместе с ней Славик держал зонт над колосьями. Град больно бил их. Из глаз мальчика катились слёзы. Он не уходил с поля. Урожай был спасён.

4.Словарные слова – погода, земляника, обед, осина, дорога.

Была жаркая летняя погода. Мы шли лесом. Пахло сосновой корой и земляникой. Над верхушками сосен вился ястреб. Лес был накален от зноя. В обед мы отдыхали в тенистой чаще осин, берёз. Там дышали запахом трав и корней. К вечеру мы вышли на дорогу, которая вела к озеру. Утки со свистом летели на ночлег.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.