Отчёт по самообразованию «Использование мнемонических приёмов при изучении слов с непроверяемыми орфограммами»

2
0
Материал опубликован 4 June 2017

МКОУ ООШ №2

Отчёт по самообразованию.

Тема:

« Использование мнемонических приёмов при изучении слов с непроверяемыми орфограммами»

Выполнила: учитель начальных классов

Соловьёва О.А.

ВВЕДЕНИЕ

Уже с первого года обучения русскому языку дети начинают знакомиться с правилами орфографии. Но для прочного усвоения правописания необходимо не только знать правила, но и уметь их применять. Поэтому одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Словарно-орфографическая работа является частью орфографической работы в целом. Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии. Поэтому необходимо вести систематическую словарно-орфографическую работу. В основном в начальной школе учителя используют приемы, которые ориентированы на механическое запоминание правописание слов. Но использование этих приёмов не способствует осознанной работе со стороны ребёнка, что приводит к формированию у него привычки не вникать в смысл прочитанного слова. Это приводит к тому, что многие учащиеся испытывают трудности при изучении слов с непроверяемыми орфограммами. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие мнемонических приёмов путем образования ассоциаций, способствующих прочному запоминанию правильного написания. К мнемоническим приёмам можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Основан этот приём на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. Как особый вид работы мнемонические приёмы выделяет А.Н. Кохичко, Серикова О.С, Г.Е. Окулова и многие другие. В.В.Лайно относит эти приёмы к нетрадиционным. Алексей Николаевич Леонтьев еще в 1931 году писал: «Мы должны пересмотреть вопрос о роли мнемотехники. В большинстве случаев ее роль явно недооценивается. Необходимо найти адекватное применение этому, несомненно, могучему педагогическому средству» [Леонтьев А.Н. Проблеммы развития психики. – М., 1972:56 ].

В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной. Тема сообразования: Использование мнемонических приёмов при изучении слов с непроверяемыми написаниями во 2 классе.

Работая над темой, мной была выдвинута гипотеза: я считаю, что совокупность разнообразных мнемонических приёмов, используемых учителем в процессе организации словарной работы на уроках русского языка, повышает орфографическую грамотность учащихся поставлена следующая цель: исследовать эффективность мнемонических приёмов при изучении слов с непроверяемыми написаниями во 2 классе.

на основе анализа учебной и методической литературы изучить приёмы работы над словарными словами с целью выявления наиболее эффективных;

подобрать и разработать упражнения и дидактический материал для изучения слов с использованием мнемонических приёмов;

проследить динамику усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями

Методы:

изучение и анализ методической литературы по данной теме исследования;

анализ программ и учебников;

экспериментальная работа;

анкетирование;

анализ и обработка результатов эксперимента.

База исследования: 2 «б» класс МКОУ СОШ № 2 г. Пудожа.

Что такое мнемонические приёмы запоминания слов с непроверяемыми написаниями.

Мнемоника (от греческого mnemonika) - искусство запоминания, означает совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций [Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить?: экзамены и карьера без проблем / - М.: Астрель: ACT, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - с.286].

К мнемоническим приёмам можно отнести такие стихи, рассказы, загадки, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Основан этот приём на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. А мышление у учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. он опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает образный тип памяти. Школьные психологи предлагают при изучении словарных слов использовать яркие зрительные образы [Ушакова B.C. Школьные психологи советуют. // Начальная школа. - 1996. - №8. - с. 56].

В.В.Лайно относит этот приём к нетрадиционным и назвал он его: Приём «усиления» орфограммы. «Усилить» орфограмму - значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается. Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов, песен, небылиц, несуразиц, шуток и т.п. Орфограмму можно нарисовать, пропеть, «одушевить», на неё можно обидеться или гордиться ею и т.д. Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем больше времени она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна « обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т. д.) на неё должно «поработать [Махонина Н.Н Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными. // Начальная школа. - 2006. - №6 - с.76].

Приведём некоторые эффективные способы «усиления» орфограммы:

написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого

предмета;

Трудная буква в словарном слове рисуется в виде какого-нибудь образа, т.е. создаётся художественный образ буквы. Причём рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен. К.Д.Ушинский точно подметил: «Ребёнок мыслит образами». Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учётом психологических особенностей памяти школьника, надо «оживить» букву, создать её «образ» в конкретном слове.

«Эйдос» по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов на длительное время [Сергеева Л.Н.Повторим слова с непроверяемыми написаниями. // Начальная Серикова О.С. Образные и звуковые ассоциации для; запоминания словарных слов. // Начальная школа. -1999. -№12. с.93школа. - 1987 - №12. - с.25].

В книге « Как запомнить словарные слова» авторы предлагают оригинальные приёмы, основанные на фантазии, воображении, которые превращают запоминание слов в уникальное занятие, основанное на Эйдетизме.

Графические ассоциации – при запоминания написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. (слово магнит - на картинке сам магнит и буква « А»)

Звуковые ( фонетические) ассоциации – предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. ( слово завтрак, созвучное ему слово Рак, получается фраза « На завтрак раки)

Комбинированный метод ассоциаций – используются и графические и фонетические ассоциации одновременно, если в слове содержится несколько непроверяемых букв ( слово майонез- подобрано созвучие к первому слогу майка, а вторую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке) [Матюгин И., Е. Чакаберия, И Рыбникова, Т Слоненко Как запомнить словарные слова.М.: Эйдос1997.-с.5].

Существуют попытки построить всю словарно-орфографическую работу с опорой на ассоциативную память ребёнка. М. Гафитулин и Т. Попов предлагают обучать детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке, и выделяют основные требования [Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа. - 1997. - № 1. - с.32 – 33].

Требования к ассоциативному образу.

а) Ассоциативный образ должен быть обязательно связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету; - мecтy расположения; - форме; - звучанию; - действию; - вкусу; - материалу; - назначению; - количеству; и т. д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

При первом изучении словарного слова обращается внимание детей на признак, который присущ только этому слову, затем связывается этот признак с орфограммой, которую нужно запомнить.Например, изучаем слово БЕРЁЗА. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает берёзу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак:

Берёза - по цвету бЕлая

берёза - кудрявая нужен грЕбень-

чтобы расчесать -по форме, как букву Е. Результат: бЕрёза - бЕлая

- гребень (Е)

«НЕ навязывайте ученику свои ассоциации.

Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмм» [Русланова Л. Наш хороший огород. // Газета Начальная школа - 2005 - №14.-с.54].

Т. П. Варгина предлагает 6 этапов работы над словарным словом:

1) Зная признаки основных орфограмм и владея умением ставить орфографическую задачу, т.е. обнаруживать орфограммы, учащиеся записывают слово под диктовку с пропуском букв на месте всех орфограмм.

2) Поиск ответа на вопрос: « Какую букву ставить в пропуск и почему?» ( подбор проверочных слов, обращение к словарю и к предложенной учителем верной записи слова)

3) ставится задача (сначала учителем, а впоследствии детьми), как запомнить непроверяемую букву правильно, легко, быстро и интересно.

4) Осуществляется решение учебной задачи сначала по заданиям учителя типа: « Придумайте, на что похожа буква… свяжите образ буквы со значением слова»

5) Идет совместный поиск лучшего варианта обыгрывания буквы.

6) Самый удачный рисунок-образ дети записывают в тетрадях простым карандашом и цветными ручками на месте « дырки» (учитель рисует на доске)

РАКЕТА САЛЮТ

[Варгина Т.П. « Пусть ученик полюбит слово» - Нач. школа№7:2000.с.-61].

Г.Е. Окулова приводит предложения из старинных учебников русского языка, способствующие лучшему запоминанию слов с непроверяемыми написаниями:

КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел пришёл в ПАльто

[Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992.-с.5].

Также детям предлагаются стихи в помощь для запоминания непроверяемых слов. Например, предложенное стихотворение делает работу со словом интереснее и веселее.

Слово трудное попалось -

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву,

Не забудем никогда

[Русский язык / Учебник для студентов пединститутов по спец. Под ред. Л.Ю.Максимова. - М.: Просвещение, 1989.-с.267].

А Василий Агафонов помогает детям запомнить упрямые слова, привязывая их к другим ниточкой весёлого стиха.

Например:

В ДОМЕ МОДЫ НА НЕДЕЛЕ

БЫЛИ МОДНЫЕ МОДЕЛИ.

К ДОМУ МОДЫ МЫ ПРИШЛИ,

ЕЛЕ ВЫВЕСКУ НАШЛИ:

БУКВА «О» ПОСЕРЕДИНЕ

ВСЯ В ПЫЛИ И В ПАУТИНЕ!

РАЗОБРАЛИ ЕЛЕ-ЕЛЕ:

М

ОЧЕНЬ МОДНЫЕ

Д

Е

Л

И

МЫ НЕ КУПИМ НИЧЕГО,

НО ЗАПОМНИМ БУКВУ «О»! [Соболева О.Л. Русский язык. 2 класс. Экспериментальный учебник для трёхлетней начальной школы. - М.:Новая Школа, 1998. - с.97].

Чтобы запомнить слово с непроверяемыми написаниями, можно придумать какую-нибудь «зацепку».

Например, чтобы запомнить слово «огурец», можно представить себе огоромный-преогромный огурец и сказать самому себе: «Ого! О-го-го, какой огурец! Огромный, хороший! И сам похож на букву «О». Он и начинается с буквы «О»! Вот и всё![ Соболева О.Л. Русский язык. 2 класс. Экспериментальный учебник для трёхлетней начальной школы. - М.:Новая Школа, 1998. - с.97].

деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв; Например:

ОВРАГ - «О» «враг»!

ПИРОГ - с пирогом можно закатить ПИР на весь мир!

РАБОЧИЙ - пишется, как «РАБ».

ПОМИДОР - тут запоминаем гласные О и И. Внутри овоща живут два семечка по имени«Пом и Дор» - замечательные помощники правописания. А теперь приведём пример, как с помощью рифмовки помогает установить смысловую взаимосвязь между словом и выделенной буквенной связью Н.Н.Махонина. Вот основные составляющие этого способа:

Выделение слова в слове.

а) Посмотрите, дети, рак летит в ракете. РАкета рАк

б) - Кап, кап, кап, -шепчет капуста.

- Без дождя мне очень грустно! КАпуста кАп!

3. Выделение слога в слове.

а) Со слогом МО - я злой мороз, А без него - я много роз. Мороз

б) Нота РЕ запела

В адресе умело

Адрес [Махонина Н.Н Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными. // Начальная школа. - 2006. - №6 - с.76]

4. составление ребусов;

5. заучивание обобщённым способом;

Например: гАзета – бумАга; кАрман - дырА.

Психологи называют этот приём «вешалкой»- знаю написание одного слова - вешаю на него другие слова, которые пишутся с той же орфограммой.

Диагностика уровня знаний слов с непроверяемыми написаниями у учащихся

Для доказательства или опровержения верности гипотезы нами была проведена большая работа использования мнемонических приёмов на практике.

В начале учебного года работа проводилась на материале « Изучение слов с непроверяемыми написаниями». Усвоение написаний слов с непроверяемыми написаниями представляют для второклассников большую сложность. Это одна из самых трудных тем из курса орфографии. Известно немало приёмов работы, но как свидетельствует практика, учителя используют их от случая к случаю, мало проводят тренировочных упражнений. И, в конечном счете, навык грамотного письма не вырабатывается. Исходя из этого и учитывая возрастные особенности младших школьников на уроках русского языка, мы изучали словарные слова, используя различные мнемонические приёмы, нацеленные на формирование навыка правильного написания слов с непроверяемыми написаниями.

Учащиеся занимались по программе « Школа 2100» УЧЕБНИК: «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина ИЗДАТЕЛЬСТВО: ООО «БАЛАСС» 2012г.

После двух- трёх месяцев работы над словарными словам учащимся 2 «б» класса был предложен словарный диктат.

Цель: диагностика уровня знаний второклассников при написании слов с непроверяемыми написаниями.

Диктант состоял из 15 слов. Эта слова были изучены в первой четверти второго класса. В работе со словами с непроверяемыми написаниями я использовал только языковые приемы (зрительные диктанты, списывание с различных видов заданий, слуховые диктанты, звукобуквенный анализ, устное проговаривание и игровые формы. Слова: Россия, погода, работа, мороз, коньки, пальто рассказ, дорога, артист, театр, собака, мальчик, тетрадка, девочка, работа.

Результаты показали, что из 19 учеников 2 «Б» класса с диктантом не справилось 9%, тройки во 2 «Б» классе написало 33%, а 4 получило 33%, на оценку «5» справилось 25%.

Далее работа над словарными словами проводилась с использованием приёмов мнемотехники. Целью было повысить уровень орфографической грамотности учащихся (на материале слов непроверяемыми написаниями).

Работа проводилась на базе 2 «Б» класса школы №2 г. Пудожа.

В течение третьего и четвёртого триместров учащиеся знакомились с новыми словами с непроверяемой орфограммой, повторяли и закрепляли навыки правильного написания новых и изученных ранее слов. Для введения и закрепления словарных слов были проведены фрагменты уроков. Во 2 « Б» классе, также осуществлялось формирование навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями, но при подборе упражнений и дидактического материала, ранее учитель не уделял внимание мнемоническим приёмам, используя в своей работе традиционные приёмы подачи материала.

На первоначальном этапе велась работа над словами из диктанта, в которых у ребят были сделаны ошибки при написании словарного диктанта. В работе над данными словами были использованы разнообразные мнемонические приемы. Я хочу предложить вашему вниманию несколько примеров из моей работы.

Для запоминания слов учащимся были предложены такие мнемонические приёмы:

Наиболее распространенными были такие приёмы:

Составление схемок: приём основан на создании у детей ярких ассоциаций, подбирая слово « помощник», которое будет способствовать лучшему запоминанию непроверяемой орфограммы. В этом приёме важно найти такое слово «помощник», чтобы оно не только вызывало определенные ассоциации, при проведении аналогии и сопоставлении, но и буква в этом слове, с помощью которой можно проверить орфограмму, должна быть под ударением и не вызывать сомнений при написании.

Например:

1. Повторяя на уроке слово пальто, учащимся был задан вопрос «Из чего шьют пальто?. Варианты ответов: матерьял, ткань. Затем обращалось внимание детей на то какие гласные есть в слове пальто, материя, ткань. Все три слова пишутся с буквой А. Затем ставилось ударение в каждом слове. Ткань. Материял. Пальто. Делался вывод, что в слове ткань ударная буква А и это слово помогает сделать схемку.

Т

К

П А Л Ь Т О

Н

Ь

. При повторении слова мороз, для того, чтобы вызвать у детей какие–либо ассоциации с этим словом и найти слово, спомощью которого можно проверить слово мороз, учащимся было предложено подумать, вспомнить, какими словами ещё можно назвать слово мороз. Получив ответы «холод и стужа», а также поставив ударение в обоих словах, мы сделали вывод, что слово холод будет нашим помощником, при провеки написания слова мороз, т.к. в слове холод есть невызывающая сомнения ударная буква О

Х
М О Р О З

Л

О

Д

3. Слово коньки мы повторяли, проводя аналогии со словом конь. Здесь ни у кого не было сомнения, какое слово поможет нам составить схему, т.к. ребята сразу ассоциируют слово коньки со словом конь.

К

КОНЬКИ

Н

Ь

Вывод: Этот приём очень удобен при изучении слов с непроверяемыми написаниями, т.к. у детей не возникает больших затруднений в нахождении таких слов, которые помогают запомнить написания слов.

рисунок на букве: вместо непроверяемой орфограммы в словарном слове, учащиеся рисовали рисунок-ассоциацию. Это способствовало зрительному запоминанию непроверяемой буквы в слове.

Например:

1. Вспоминая на уроке, как пишется слово мороз, мы говорили о том, как красиво зимой в морозные дни, о том, что мороз рисует узоры на окнах, что узоры бывают разной формы. Это вызвало у учащихся ассоциацию связанную с тем , что букву О в слове мороз тоже можно нарисовать в виде узора.

 

2. В слове заяц, букву Я мы изобразили в виде зайца. Увидев, рисунок мордочки зайца и рассмотрев его внимательно, учащиеся пришли к выводу о том, что если перевернуть рисунок, то заяц похож на букву Я. Затем все вместе мы нарисовали рисунок на букве.

З А Ц

Вывод: Этот приём очень понравился учащимся, т.к. при его использовании ученики не только искали ассоциации, но ещё и рисовали.

Стихи: Этот приём основан на лучшем запоминания слов. Вместе с детьми придуманы «стихи- правила»: учащиеся придумывали стихотворения, с помощью учителя сами связывали его с ассоциативным образом, т.е. создавали правило для запоминания. Суть приёма активизировать деятельность детей, дать им возможность самим участвовать в создании стихотворения - правила.

Например:

1. В слове пальто, после того как мы нашли слово «помощник» - ткань, вместе с детьми на уроке было придумано стихотворение, в котором мы связали два слова пальто и ткань. Учитель, начиная стихотворения, произнёс первую строчку, тем самым подтолкнув детей к мысли для создания стихотворения. Дальше работа заключалась в том, чтобы сами по очереди придумывали следующие строки. Затем собрав все вместе, и записав на доске, получилось стихотворение.

Шили мы пАльто из ткАни

А пАльто мы сшили сами

Взяли ткАнь и раскроили

Букву «А» мы смастерили

И запомним навсегда

Ведь пАльто же с буквой «А»

2. Слово АКТЁР

Наш актёр по сцене шёл

Букву О он не нашёл

Рассердился и тогда

Написал он букву А

3. При изучении слова заяц работа проходила также, только перед этим учащимися был сделан рисунок на букве, что подтолкнуло их к созданию такого стихотворения.

ЗаЯц прыгал по дорожке

И поранил обе ножки

Встал на ушки и пошёл

В букву «Я» он перешёл

И запомним все друзья

В слове заЯц буква «Я»

Вывод: Учащимся нравиться придумывать стихи-правила, они сами создают их, и это способствует лучшему усвоению и запоминанию написания слов. Небольшие трудности заключались в создании рифмы, т.к. детям ещё трудно рифмовать стихи.

Выделение опорного пункта в слове: используя, этот приём учащиеся выделяли одинаковые слоги в слове и сопоставляли их.

Учитель прочитал детям предложение и предложил им выбрать слова, которые начинаются с одинаковых слогов. Учащиеся сразу выделили слова ПАВЕЛ, ПАЛЬТО.

На вопрос, что общего в этих словах, дети ответили, что в обоих словах есть слог ПА, который пишется с буквой А.Затем учитель повесил табличку с этим предложением на доске и учащиеся записали его у себя в тетрадях.

ПАвел пришёл в ПАльто

РАб РАботает бесплатно.

Вывод: Использование этого приёма помогло учащимся увидеть и сопоставить слова, с одинаковыми написаниями отдельных слогов, это показало им то, что слово пальто можно проверить ещё и словом Павел.

Выделение слога в слове: выделяя слог, учащиеся смогли увидеть, что в отдельном слоге пишется, та буква, которая вызывает затруднение при написании слова полностью.

Учитель предложил учащимся внимательно посмотреть на слова мороз, и выделить слово, которое спряталось внутри. Когда дети увидели, что в слове мороз спряталось слово «роз», учитель прочитал им двустишие, выделив слог МО, в котором находится непроверяемая гласная О.

Со слогом МО – я злой мОроз

А без него я много роз. МОРОЗ

Вывод: Выделение этого слога помогло детям увидеть то, что ту букву, которая пишется в отдельно слоге можно написать в слове с непроверяемой орфограммой

Загадки: Загадки создаются для того, чтобы дети могли оперировать своими ассоциациями, подключали свое воображение.

Слово коньки ассоциировалось у учащихся со словом конь. Поэтому на основе этого мы и попытались придумать загадку.

Два братца похожи на коней.

Несут по льду меня быстрей (коньки)

Это слово похоже на коня

И по льду везёт меня (коньки)

В этих братьях- конях

Я катаюсь на………….. (коньках)

2. Слово Мороз и вызванные с ним ассоциации, подтолкнули к созданию загадки.

Холод он зимой приносит

И узоры на окнах рисует (мороз)

Вывод: Эта форма работы оказалась самой трудоёмкой, но интересной для детей. Учащиеся, опираясь на представленный ими ассоциативный образ, могли придумывать загадки, хотя это получалось ещё не совсем точно и правильно, но происходило это с большим трудом и желанием.

Сначала при повторении слова молоко были проведены аналогии с такими словами как бочка и кот. Речь шла о том, где можно хранить молоко. Предлагая различные варианты ответов, учащиеся говорили и о том, что молоко можно хранить в бочке и что бочка сама круглая как буква О. Поставив ударение и выяснив, что ударная буква в этом слове О, мы смогли найти первое «слово-помощник» к слову молоко. Затем речь шла о том кто любит молоко (сначала дети стали говорить «Я не люблю», « А я люблю», но также они давали другие ответы: мама, папа, звери, животные) Сказав о том, что молоко любят звери и животные, учитель спросил: « А какие животные любят молоко?» (ответов на вопрос было много) Выяснив то, что молоко любят кошки, котята и коты, мы выбрали самый простой вариант слово КОТ, это слово пишется с буквой О и она ударная.

Затем на основе двух слов БОЧКА и КОТ мы составили схемку.

Б К

М О Л О К О

Ч Т

К

А

Далее учащимся были предложены упражнения для формирования навыка грамотного письма слов с непроверяемыми написания, в которых у ребят были сделаны ошибки в диктанте.

Например: Упражнение

На доске были записаны слова с пропущенными буквами, учащимся было предложено записать эти слова в тетради и на месте орфограммы, изобразить свою ассоциацию, т.е. букву – рисунок. Главным условием было то, чтобы дети не повторяли ассоциации, которые мы уже проходили, а придумали свои. После того как задание было выполнено в тетрадях, учащиеся выходили к доске и рисовали букву.

П . ЛЬТО, К . НЬКИ, М . РОЗ, ЗА . Ц,

Затем учащимся было предложено, устно вспомнить слова ассоциации, которые были введены на уроках.

ПАвел в пАльто из ткАни

кОнь на кОньках

хОлод и мОроз

Далее происходило знакомство с новыми словарными словами с использованием мнемонических приёмов при организации введения словарных слов учителем.

При работе с новыми словарными словами были использованы такие мнемонические приёмы как:

Деление слова на входящие в него значимые части.

Знакомство со словом ВОРОНА, происходило путем разделения этого слова на входящие в него части. Учитель предложил учащимся разделить слово на две части, так чтобы получилось два коротеньких слова. Это не вызвало у детей никаких трудностей и они легко и быстро увидели два слова ВОР и ОНА

Слово «вор» + слово «она» (ворует она) = ворона

Слово «вор» + слово «он» (ворует он) = ворон.

Составление схемок: Так как этот приём оказался самым распространенным на уроках повторения и понравился детям мы решили продолжить работать с ним дальше.

1. При знакомстве со словом БЕРЁЗА, речь шла о том, что это дерево отличается от других, тем, что у него белый ствол. Это отличие дети назвали сразу без замедления. После этого мы выписали слово белая и поставили ударения. Выяснив, что в этом слове буква Е ударная, пришли к выводу, что она поможет нам составить схемку.

Б

Б Е Р Ё З А

Л

А

Я

2. Изучая слова ВОРОНА, мы разделили слово на слоги. Получив два слога сразу было видно, что слово вор будет помощником при проверки словарного слова.

В

В О Р О Н А

Р

3. Слово ГОРОД у детей вызвало ассоциации с дорогой и домами. Поставив ударение, мы выяснили, что в обоих словах буквы О ударные, но слово дорога может вызывать сомнения т.к. там пишется 2 буквы О, поэтому к слову ГОРОД было выбрано слово ДОМ.

Д

Г О Р О Д

М

Вывод: Практика показала, что этот приём оказался самым удобным и простым в использование. Дети легко находили аналогии к непроверяемым словам, при этом большой интерес у них вызывало тогда, когда вариантов находилось много, а из них лучше выбрать только один самый удобный и простой.

рисунок на букве: Этот приём оказался самым любимым у учащихся, работа с ним продолжалась дальше.

1. В словах СУББОТА и КЛАСС был использован приём рисунка. Мы говорили о том, что в этих словах пишутся 2 согласные. Здесь были выбраны образные ассоциации, которые помогли изобразить эти буквы, но они не связаны с данными словами, т.е. были проведены аналогии и найден образ только с самими буквами, а не со словом. Буквы ББ в слове СУББОТА очень похожи на груши, поэтому были нарисованы две груши в слове. Буквы СС, похожи на месяц и здесь был выполнен рисунок месяца, и на два банана.

С У О Т А

 

К Л А

К Л А

2. Выяснив учащимися, что слова помощники в слове МОЛОКО это бочка и кот, вместо этих букв были выполнены рисунки.

М Л К О

 

3. В слове ВОРОНА вместо непроверяемой гласной был выполнен рисунок самой вороны.

В О Р О Н А

4. При дальнейшем изучении слова БЕРЁЗА, было выявлено, что она кудрявая, её можно расчесать, а расчесать её можно гребнем, расческой. А они похожи на букву Е. В слове берёза был выполнен рисунок гребня.

Б Р Ё З А

Также речь шла о том, что на стволе берёзы черные прорези тоже похожи на букву Е.

Б Р Ё З А

5. При знакомстве со словом ПЕНАЛ боли проведены ниточки к содержимому пенала. Большинство учащихся, открыв свои пеналы увидели, что карандаши и ручки расположены в нем как буква Е. Поэтому был сделан рисунок.

П Н А Л

Слово КОРОВА, вызвало ассоциации с самой коровой, поэтому учащиеся нарисовали саму корову на месте орфограммы.

К Р О В А

 

На домашнее задание учащимся предлагалось нарисовать дома буквы рисунки

Ребусы

При знакомстве учащихся со словом КЛАСС, учитель предложил разгадать ребус. Выяснив, что зашифровано в первой части( слово клад:-д=кла), учащиеся уже зная то, что в слове букву можно нарисовать, сразу догадались, что два месяца, это 2 буквы СС. Получили слово КЛАСС

 

Вывод: К сожалению, на самом уроке применение приёма ребус, использовался только один раз, увидев как это можно сделать, учащиеся дома пробовали выполнять задания такого рода с другими словами.

При ознакомлении учащихся с некоторыми словами был использован прием возвращения в забытую этимологию слова, для создания ассоциативного образа

1. При знакомстве со слово Пенал представлена этимология этого слова. Поэтому для создания определенного слова помощника, учитель обратил внимание учеников к этим данным.

Пенал – это коробочка, в которой раньше хранили перья. А перо по лат. « ПЕННА». Хотя теперь мы перьями не пишем, название слова «ПЕНАЛ» сохранилось. Выяснив, что слово ПЕНАЛ происходит от слова ПЕННА была составлена схемка.

П П Е Н А Л

Н

Н

А

2. Для выделения опорного слова при изучении слова корова, внимание учащихся было обращено на то чего нет у нас, а есть у коровы. Выяснив, что это рога, детям были представлены некоторые устаревшие данные.

« Кор» означает РОГ, поэтому КОРОВУ называют рогатой, то есть, которая имеет рога.

Р

К О Р О В А

Г

Стихи и двустишия.

1. Выяснив, что слово ВОРОНА содержит в себе два слова вор и она, учащиеся сами предложили сочинить с этим словом стихотворение.

Залетела к нам ворона

И украла колбасу.

Рассердился сильно папа.

Громко крикнул: «ВОр она!»

Испугалась ворона

Улетела навсегда

Ну а нам запомнить нужно

В этом слове букву «О» .

2. Самое любимое для учащихся стихотворение, которое было придумано на уроке, оказалось стихотворение о слове молоко. Это стихотворение не составило никаких затруднений при сочинении. Учащиеся быстро смогли связать ассоциации слов бочка и кот со словом молоко.

Храним в бОчке мОлОко,

А бОчка схожа с буквой «О».

КОт Васька любит мОлОко,

А в слове кОт мы пишем «О».

И кОт и бОчка с буквой «О»

И мОлОко все буквы «О»

3. После того, как дети узнали, что в слове корова первый слог КОР означает РОГ, было придумано двустишие:

КОрова с рОгами подружилась

И буква О в неё вместилась

Вывод: Приём сочинения стихов, очень интересен и трудоёмок, его использование на уроке (если стихи-правила придумывать вместе с детьми) занимает много времени, поэтому его невозможно использовать на каждом уроке.

Загадки:

1. При знакомстве со словом Молоко, опираясь на уже появившиеся определенные ассоциации, было предложено сочинить загадку.

Храним его в бОчке

Любят его кОшки

Вкусное и белое

Для всех полезное. ( Молоко)

Придумывая загадку к слову пенал, дети обратились к образу расположения в нем школьных принадлежностей (карандаши, ручки, фломастеры). Вот, что получилось.

Есть коробочка у нас.

Её всегда приносим в класс,

Когда её мы открываем,

То букву Е мы получаем. (пенал)

Вывод: Придумывать загадки, связанные с ассоциативным образом детям такого возраста очень сложно, поэтому необходимо, чтобы учитель помогал им, направлял их. Только совместный труд ребёнка и взрослого может дать нужный результат. Придуманные загадки учащихся совместно с учителем созданы именно для выделения в слове орфограммы, а не самого предмета.

Сказки: Для лучшего усвоения и запоминания слов был использован приём сочинения сказки.

1. Слово класс: на основе ребуса предложенного учителем, учащимся было предложено, совместно с учителем, придумать рассказ. Опираясь на то, что в ребусе две букве С изображены в виде месяцев, мы придумали такую сказку.

Жил – был «клад». Однажды он потерял свой хвостик букву «Д», и осталось только « Кла». Весь день искало « КЛА» свой хвостик, но так и не нашло. Наступила ночь и на небе появился месяц. Освещая землю, он увидел, как горюет «КЛА» и отправил к нему двух младших братьев. Спустились два месяца на землю и присоединились к «КЛА», так получилось новое слово класс. КЛА+ СС= КЛАСС

2. Слово город: сочиняя рассказ со словом город, основную роль писателя, учитель взял на себя, т.к. у ребят возникли небольшие затруднения. Здесь было важно показать , что с буквой О, а не А получилось слово ГОРОД.

« Жил-был ГОРД. Он был очень горд и не с кем не желал дружить. Однажды познакомился он с буквой «О». Понравилась ГОРД кругленькая буква « О». Захотелось ему подружиться с буквой «О», но гордость мешала. Однажды, когда гулял наш ГОРД, гордо по улице, навстречу ему шла прекрасная буква «О». Буква «О» подошла к ГОРДу и сама предложила дружить, ведь она не была гордой. Так получилось слово ГОРОД

Вывод: Дети с учителем с удовольствием сочиняли коротенькие сказки, связывали их со своими ассоциациями. Все те трудности, которые возникали при сочинении, они преодолевали вместе с учителем. В сказках при помощи ассоциаций и фантазии можно показать, как образовать данные слова и запомнить их написание.

Спустя 2-3 недели экспериментальной работы, на уроках учащимся были предложены упражнения для формирования навыка грамотного письма слов с непроверяемыми написании.

Упражнение 1.

Подбери рисунок к букве-орфограмме.

СУ..БОТА

КЛА..

П.НАЛ

ГОР.Д

В.РОНА

Б.РЁЗА

М.Л.КО

К.РОВА

ЗА.Ц

М.РОЗ

С.ПОГ

П.ЛЬТО

К.НЬКИ

Д.РЕВНЯ

УЧИТ.ЛЬ

Упражнение2. Игра " Молчанка".

Учитель показывает карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы, ученики поднимают карточку с нужной рисунком- буквой.

Су..ота, кла.., п.льто, с.пог, за.ц, м.роз, б.рёза, в.рона, к.рова, м.л.ко, п.нал, гор.д, к.ньки, д.ревня, учит. ль.

На последнем этапе моей работы был проведен словарный диктант. Он проводился в конце третьего триместра ( май месяц), учащиеся заранее не предупреждались.

Цель: диагностика сформированности орфографической грамотности учащихся экспериментального и контрольного классов. Для реализации данной цели был проведен контрольный словарный диктант.

В диктант были включен 15 слов: Берёза, хорошо, ворона, суббота, молоко, корова, класс, пенал, актёр, учительница, город, пальто, заяц, коньки, мороз .

Рис.13. Диагностика сформированности орфографической грамотности.

Типичные орфографические ошибки.

До работы над мнемоническими приёмами

 

 

Рис. . Орфографические ошибки

После работы над мнемоническими приёмами

Рис. Орфографические ошибки во 2 « Б» классе

Результаты показали, что все ученики класса с диктантом справились. В классе в контрольном диктанте, на тройки написало 33% учащихся, а отметку 4 получило на 27% В классе 55% учащихся с диктантом справились на отлично.

Вывод: Контрольный словарный диктант показал, что использование различных мнемонических приемов помогло учащимся экспериментального класса сознательно запомнить слова с непроверяемыми написаниями.

количество ошибок в начале было допущено в 17% всех слов, а на контрольном диктанте - в 7% всех слов,

большинство ошибок было сделано в словах, с которыми мы не работали с использованием мнемонических приёмов;

до опытной работы было 2 пятерки, а после нее - 6; было 2 двойки, а стало 0.

Заключение.

Изучение психолого-педагогической литературы, а также проведенный эксперимент позволяют сделать следующие выводы:

мнемонические приемы способствуют осознанному и долговременному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями;

уроки, проведенные с использованием разнообразных мнемонических приемов, вызывают интерес у учащихся к рассматриваемому языковому материалу;

очень важно само знакомство с мнемоническими приемами, которые недостаточно используются в начальной школе. На наш взгляд, необходимо предложить учащимся информацию о данных приемах и помочь овладеть ими.

Включение в работу над словами с непроверяемыми написаниями нетрадиционных приемов позволяет лучше усвоить учебный материал и повысить грамотность письменной речи. На основании проведенного эксперимента по исследованию эффективности комплексного использования мнемонических приемов удалось установить, что данный вид работы доступен учащимся второго класса. Особый интерес у учащихся вызвали приемы яркого ассоциативного образа и рисунок на букве, а так же сочинение стихотворных правил, на определённую орфограмму, т.к.эти приёмы способствуют яркому зрительному и слуховому запоминанию. Прием этимологического анализа слова также был использован в нашем эксперименте,он является более сложным, но способствует осознанно запомнить слова с непроверяемой орфограммой, т.к. раскрывает историю происхождения этих слов и объясняет их написание.

Таким образом мнемонические приёмы эффективны, имеют право на существование и использование наряду с другими приемами обучения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.