12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Алла Геннадьевна725
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Выступление «Приёмы введения и запоминания словарного слова» ФГОС

 

Тема выступления: Приёмы введения и запоминания словарного слова в соответствии с ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Повышение орфографической грамотности  учащихся  остается одной  из важнейших проблем  методики преподавания русского языка  в начальной  школе. Поэтому  перед  учителем  начальных классов, стоит серьезная  задача—научить  детей  видеть  свои  ошибки, добиваться самостоятельного  орфографического  мышления - а это  и  есть одно  из требований  к освоению  результатов  УУД(ФГОС).

Написание словарных слов - это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. В настоящее время под словарной работой принято понимать область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение антонимов, синонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, т.е использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником.

Словарная работа– трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

В настоящее время существуют традиционные (чтение и отгадывание загадки, рассматривание предметной картинки (из набора «Картинный словарь», кроссворды, ребусы и др.); и новые подходы к предоставлению нового слова из «Словарика».

В традиционной системе выделяют следующие этапы работы:

1. Представление нового слова из «Словарика» (из загадки, пословицы).

2. Формулирование лексического значения слова, с которым знакомятся, освоение его орфографии.

3. Введение нового слова в активный словарь детей.

Я хочу познакомить вас с подходами и приемами введения нового словарного слова и эффективными (на мой взгляд) приёмами запоминания слов из «Словарика».

Приёмы введения:

1гр. Приемы, направленные на активизацию словесно-логического мышления, осуществлению умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания (подход Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников»).

Нахождение нового слова из словаря на основе установления смысловой связи в используемом лингвистическом материале.

Предлагаю задание такого типа: «Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер  смысловой связи между словами в данных парах:

м-г-зин - прод-вец 

б-льница -  врач-

т-атр -   -ктер

космический к-рабль - ?

Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы сегодня познакомимся?

(В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе - связанную с ним основную профессию. В магазине - продавец, в больнице- врач, в театре- актер, на космическом корабле-космонавт, сегодня мы познакомимся со словом космонавт.)

-Что обозначает слово « космонавт»?(Космонавт – это человек, который совершает полеты в космическое пространство.)

Дети сравнивают произношение и написание слова, выделяют орфограммы.

На основе этого материала проводится орфографическая работа.

Прием, предусматривающий определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования.

«Внимательно посмотрите на данную запись:

с-зон   винтик  -зонтик

(Слово «зонтик» образовано из последних слогов первых двух слов)

Определите  искомое слово:

кивок—ук-зал-?

(Искомое слово составляем из последних слогов – это слово «вокзал» )

При выполнении такого типа упражнений у школьников  развиваются логическое мышление, внимание, связная аргументированная речь. Учащиеся не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.

Прием, связывающий искомое слово с изученным и изучаемым материалом.

При изучении первого склонения имен существительных можно предложить такое задание:

«Записать слова с пропущенными буквами:б-р-да, н-род, ив-лга, б-рьба, уг-сать, л-пата, иск-рка, ог-ворка,т-рговля, ег-за, к-са,кр-ситель, атм-сфера.

Соедините первые буквы существительных первого склонения, в корне которых пишется гласная «о», назвать слово из словаря.

(Это слово «библиотека»)

Определение словарного слова  на основе точных установок учителя на основе  фонетики и повторения изученного учебного материала.

Внимательно посмотрите на изображение. Мысленно  зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости, и вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке. Какое это слово?  Пенал

-Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. Готовы?

е

с

о

д

р

о

г

и

ю

ж

к

я

а

в

з

- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;

- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.

-У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.

- Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его в тетрадь.

Определение словарного слова без конкретных указаний учителя или в уменьшении количества конкретных указаний

   Вы сможете назвать новое словарное слово, если найдёте

прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединений оставшихся букв искомого слова.

мякоть

Определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду. Составьте таким же образом третье слово во втором ряду.

Москит              кортик                мостик

Тревога              пионер                 ?

Назовите словарное слово.        Тренер.

Нахождение нового слова с помощью   шифров и кодов с конкретными указаниями учителя (и без них)

1-    10;  2 -9; 3 – 5; 4 -1; 5 -13; 6-6; 7 -12; 8 -1.

Расшифруйте запись и назовите новое словарное слово. Первая цифра каждой пары обозначает место буквы в искомом слове, вторая цифра – место этой буквы в алфавите. Издалека.

Сопоставьте прямоугольники и определите слова, с которыми мы познакомимся во время словарной работы.

в

т

д

б

и

м

о

у

л

г

л

е

к

з

а

х

ц

т

Какие слова вы составили? Вокзал и билет.

Посмотрите внимательно на код и определите, какие слова зашифрованы.  Целина, бугор.

Последовательное нахождение  букв искомого слова по указанным учителем признакам и соединение их между собой  (совершенствуется орфографический навык, развиваются объем и сосредоточенность).  

Новое словарное слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы. 
- с первой буквы начинается корень слова промокает (М); 
- вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове беседа (Е); 
-третья буква обозначает согласный, непарный, глухой, всегда мягкий звук в слове чехол (Ч); 
- четвертой буквой заканчивается корень слова вылетел (Т); 
- пятая буква является гласной в корне слова растение(А)

-Какое слово получилось?  Мечта                                                                                  

2гр. Игровые приёмы введения нового словарного слова.

Использование  грамматической арифметики.

Корь – ь + идол – л + р = ?   Коридор

Петрушка – рушка + ухо – о = ?  Петух

«Черный ящик» или  «Ящик сюрпризов» Иначе:триз-технология на основе игры «Да-нет»

 Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.

На первых порах слушателям (независимо от возраста) бывает трудно ставить вопросы в таком виде, но само это уже часть упражнения на умение четко ставить вопросы, с тем, чтобы получать нужную для решения информацию.

Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы:

"Да"

"Нет"

"И да, и нет" ответы такого рода - благо, потому, что они выявляют противоречие, а это эффективный ключ к решению задачи.

"Это не существенно". Этот вариант ответа преподаватель может использовать для управления процессом решения задачи. Иногда он может дать несущественную информацию и тем самым затруднить решение задачи. В других случаях он может сократить слушателям работу, указав этим вопросом на бесполезность продолжения анализа в данном направлении.

"Об этом нет информации" - если у ведущего нет информации на самом деле, либо в учебных целях для усложнения задачи. Реальные проблемы часто приходится решать в условиях недостатка информации. Надо приучать слушателей к этому на протяжении всего цикла обучения.

Познавательные УУД: знаково-символические действия

Дидактическая игра «Третий лишний» Дети должны в уме проанализировать эти три слова и определить, какое лишнее. Объяснить свой выбор.

Капуста, помидор, соловей

Кроссенс


 

3гр. Введение словарного слова через исследовательскую деятельность

 

1.Из загадки:

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Дети отвечают [б' и р' о з а ].

Учитель пишет на доске: б.рёза. Дети испытывают затруднение,т.к, не знают, какую букву надо писать.

-Как поступим, чтобы решить проблему? (мнения детей)

2. Далее дети разбиваются на группы. Группы формируются по цвету. Каждая группа получает лист, памятку, словарь. Один ребёнок работает с «Этимологическим словарём»

1гр. «Морфология»: Какая часть речи, на какие вопроы отвечает, что обозначает, одуш-неодуш, нариц-собств, род, число.

2гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор слова.

3гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).

4гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

3. Проверка работы групп.

Вывод: Перед нами слово с непроверяемым написанием, словарное, его нужно запомнить. Как поступим дальше?(нарисуем свой способ запоминания). Заслушиваем ученика, который исследовал слово берёза с точки зрения этимологии.

Приёмы запоминания словарного слова.

Мнемонические приемы, то есть, "запоминательные" правила.

К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, лингвистические сказки, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, «Сорока и медведь» Н. Сладкова, «Собака» А. Вознесенского

Хотелось бы рассказать о том, как беседа с учащимися о прочитанном произведении может помочь запоминанию орфографии слова «собака».

Сначала дети рассматривают картинку с изображением собаки. Затем работают над определением «трудного места», то есть решают орфографическую задачу. Учащиеся слушают рассказ А. Вознесенского «Собака».

У. Заслужила ли собака медаль за свою верную службу?

К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву О.

Порой на помощь к моим учащимся приходят детские поэты с небольшими шутливыми стихами.

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя» –

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мед,

Лиса-лисица, посмотри,

Очень любит букву... (и)

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова

Напишем в корне с буквой О.

Петуха спросили дети

– Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям:

– Хорошо умею петь я.

Стихи для запоминания.

Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное «р»содержит он

И называется перрон. (С. Михалков)              

Виды мнемонического приёма:

Ассоциативный приём Идея использования приёма ассоциативного запоминания разработана на основе рекомендаций А. Погодиной, О. Л.Соболевой, В. Агафонова. Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Приём ярких ассоциаций способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся.

Нельзя  навязывать  ученику  свой  ассоциативный образ!То, что человек придумал сам, врезается в его память на всю жизнь.

 

Для обеспечения результативности использования данного приёма необходимо соблюдать следующие педагогические условия :

– систематичность (от урока к уроку, от клас­са к классу);

– использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;

– систематическое применение опорных та­блиц, составленных на основе вариантов ассоциа­тивных образов.

Ассоциативное запоминание по­могает согласовывать различные каналы вос­приятия: визуальный, аудиальный и кинестети­ческий.

При знакомстве с новым словарным словом работу на основе приёма ярких ассоциаций рекомендую проводить в определённой последовательности:

1) предъявление словарного слова;

2) объяснение лексического значения слова;

3) постановка ударения;

4) подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;

5) запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы;

6) нахождение ассоциативного образа, свя­занного со словарем, и запись его напротив сло­варного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв;

7) изображение словарного слова, объеди­ненного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограм­му), т. е. работа по опоре;

8) прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциатив­ного образа (по словарю и по опоре) с представлением их объединения и связывающей их сомни­тельной орфограммы;

9) составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном сло­ве цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов.

Примеры: воробей – слово не воробей. Робкий вор украл пшено, зря искали мы его.

 

Приём фонетических ассоциаций (метод В. Агафонова).

слову ВИНЕГРЕТ по схожести звучания можно подобрать фонетическую ассоциацию в виде мнемофразы «вИна не грЕют» и пояснить ее появление следующим образом: винегрет – холодная закуска, поэтому, как и все вина, винегрет не греют, не подогревают, когда подают на стол. 

Приём графических ассоциаций Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Дети с преобладанием вербальной памяти более восприимчивы к звуковой стороне слов.

Главный прием — сам сюжет: он позволяет точно «показать» место безударной а в слове «комната».

Раз Ната в комнату вошла,
И букву «А» она нашла.
Там буква «А» попала в плен
Меж буквой «Т» и буквой «Н».

Однако здесь используются и графическое выделение буквы-орфограммы, и «приемный родственник» — слово «Ната». Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи -разбойники, к которым и попала в плен буква "А". Таким образом, работает не один-единственный прием, а комплекс приемов.

Другой прием — нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата»

Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:
Раз! — и лопнула лопата!

Без «приемного родственника» не обошлось и здесь — слово «лопнула».

 

Сороке нынче сорок лет, 
Она для всех даёт обед.
Потом даёт она обет
Не кушать целых сорок лет!..

Да, быть обжорою — беда!
Зато вам хватит срока,
Чтобы запомнить навсегда,
Как пишется «СОРОКА»!

Здесь по каналу слуха имеем:

использование забавного, нелепого сюжета;

использование «приемного родственника» — слова «сорок», где нужный звук отчетливо слышен;

«насыщение» текста звуком [о].

По каналу зрения:

забавный графический сюжет;

в надписи на торте используется двойное истолкование символа "О" — как буквы "О" и как цифры «ноль»;

насыщение текста букв ой "о";

выделение буквы в слове жирным шрифтом .

Итак, мы снова получили семикратное параллельное повторение информации о непроверяемой орфограмме в слове «сорока».

В.В. Лайло предлагает «уярчить» то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Автор предлагает следующие способы « усиления» орфограмм»:

1. Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета. Детям с преобладанием зрительной памяти легче запоминаются образы. Им больше подходит код на основе зрительных представлений букв в виде какого-либо предмета ( по внешнему сходству с ним)

2.Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.

Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк.

3. «Уярчить» путем составления ребусов.

опять


 

4.Возвращение в этимологию- приём, рассчитанный на осознанное пониманием значения и орфографии слова.

Например, ныне непроверяемая Е в слове береза может быть проверена словом белый. Лягушка- к исконному ляга (от лягать- «бить ногами»). Малина- от слова малый,т.к ягода состоит из множества малых ягод.

Приём запоминания на основе мышечной памяти

Можно выполнять танцевальные движения, жесты, характерные для пантомимы, ассоциирующиеся с движением.
Прием бестолкового словаря

Необычное дробление слов

При применении этого приёма слова дробятся на части, а затем смысл слова складывается из смысла частей.

Балда — согласие приехать на бал (бал-да).

Можно написать слова, стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах, наклеить их на видные места в комнате (классе). Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова.

Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и  способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Список используемой литературы:

1. О.Е. Жиренко, Е.А. Шестопалова .Словарная работа: рабочая тетрадь. 3 класс.- М.:Вако, 2014.-96с.

2. О.Иншакова. Словарные слова в образах и картинках.-Владос, 2005.

3. В.Дмитриева. Словарные слвоа:практическое пособие для школьников младших классов.-Санкт-Петербург.:КОРОНА принт, 2000

4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 класс.- Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.

5. Е.В. Волкова и др.Русский язык.1-4 классы: словарная работа на уроке. Эффективная методика.-Волгоград: учитель, 2009.-94с.
6. http://festival.1september.ru

https://doc4web.ru (автор:Королихина М.В.)

http://www.metodika.ru /

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Степаненко Валентина Ивановна, 09.01.17 в 21:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за представленный материал! С некоторыми приёмами познакомилась впервые!!
Степаненко Алла Геннадьевна, 10.01.17 в 16:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Валентина Ивановна, за комментарий! Я очень рада, что материал пригодится вам в работе!

Отредактировано 10-01-2017 20:23

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.