Выступление «Приёмы введения и запоминания словарного слова» ФГОС
Тема выступления: Приёмы введения и запоминания словарного слова в соответствии с ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Поэтому перед учителем начальных классов, стоит серьезная задача—научить детей видеть свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД(ФГОС).
Написание словарных слов - это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. В настоящее время под словарной работой принято понимать область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение антонимов, синонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, т.е использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником.
Словарная работа– трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
В настоящее время существуют традиционные (чтение и отгадывание загадки, рассматривание предметной картинки (из набора «Картинный словарь», кроссворды, ребусы и др.); и новые подходы к предоставлению нового слова из «Словарика».
В традиционной системе выделяют следующие этапы работы:
1. Представление нового слова из «Словарика» (из загадки, пословицы).
2. Формулирование лексического значения слова, с которым знакомятся, освоение его орфографии.
3. Введение нового слова в активный словарь детей.
Я хочу познакомить вас с подходами и приемами введения нового словарного слова и эффективными (на мой взгляд) приёмами запоминания слов из «Словарика».
Приёмы введения:
1гр. Приемы, направленные на активизацию словесно-логического мышления, осуществлению умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания (подход Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников»).
Нахождение нового слова из словаря на основе установления смысловой связи в используемом лингвистическом материале.
Предлагаю задание такого типа: «Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах:
м-г-зин - прод-вец
б-льница - врач-
т-атр - -ктер
космический к-рабль - ?
Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы сегодня познакомимся?
(В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе - связанную с ним основную профессию. В магазине - продавец, в больнице- врач, в театре- актер, на космическом корабле-космонавт, сегодня мы познакомимся со словом космонавт.)
-Что обозначает слово « космонавт»?(Космонавт – это человек, который совершает полеты в космическое пространство.)
Дети сравнивают произношение и написание слова, выделяют орфограммы.
На основе этого материала проводится орфографическая работа.
Прием, предусматривающий определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования.
«Внимательно посмотрите на данную запись:
с-зон винтик -зонтик
(Слово «зонтик» образовано из последних слогов первых двух слов)
Определите искомое слово:
кивок—ук-зал-?
(Искомое слово составляем из последних слогов – это слово «вокзал» )
При выполнении такого типа упражнений у школьников развиваются логическое мышление, внимание, связная аргументированная речь. Учащиеся не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.
Прием, связывающий искомое слово с изученным и изучаемым материалом.
При изучении первого склонения имен существительных можно предложить такое задание:
«Записать слова с пропущенными буквами:б-р-да, н-род, ив-лга, б-рьба, уг-сать, л-пата, иск-рка, ог-ворка,т-рговля, ег-за, к-са,кр-ситель, атм-сфера.
Соедините первые буквы существительных первого склонения, в корне которых пишется гласная «о», назвать слово из словаря.
(Это слово «библиотека»)
Определение словарного слова на основе точных установок учителя на основе фонетики и повторения изученного учебного материала.
Внимательно посмотрите на изображение. Мысленно зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости, и вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке. Какое это слово? Пенал
-Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. Готовы?
е |
с |
о |
д |
р |
о |
г |
и |
ю |
ж |
к |
я |
а |
в |
з |
- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;
- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.
-У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.
- Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его в тетрадь.
Определение словарного слова без конкретных указаний учителя или в уменьшении количества конкретных указаний
Вы сможете назвать новое словарное слово, если найдёте
прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединений оставшихся букв искомого слова.
мякоть
Определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду. Составьте таким же образом третье слово во втором ряду.
Москит кортик мостик
Тревога пионер ?
Назовите словарное слово. Тренер.
Нахождение нового слова с помощью шифров и кодов с конкретными указаниями учителя (и без них)
1- 10; 2 -9; 3 – 5; 4 -1; 5 -13; 6-6; 7 -12; 8 -1.
Расшифруйте запись и назовите новое словарное слово. Первая цифра каждой пары обозначает место буквы в искомом слове, вторая цифра – место этой буквы в алфавите. Издалека.
Сопоставьте прямоугольники и определите слова, с которыми мы познакомимся во время словарной работы.
в |
т |
д |
б |
и |
м |
о |
у |
л |
г |
л |
е |
к |
з |
а |
х |
ц |
т |
Какие слова вы составили? Вокзал и билет.
Посмотрите внимательно на код и определите, какие слова зашифрованы. Целина, бугор.
Последовательное нахождение букв искомого слова по указанным учителем признакам и соединение их между собой (совершенствуется орфографический навык, развиваются объем и сосредоточенность).
Новое словарное слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы.
- с первой буквы начинается корень слова промокает (М);
- вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове беседа (Е);
-третья буква обозначает согласный, непарный, глухой, всегда мягкий звук в слове чехол (Ч);
- четвертой буквой заканчивается корень слова вылетел (Т);
- пятая буква является гласной в корне слова растение(А)
-Какое слово получилось? Мечта
2гр. Игровые приёмы введения нового словарного слова.
Использование грамматической арифметики.
Корь – ь + идол – л + р = ? Коридор
Петрушка – рушка + ухо – о = ? Петух
«Черный ящик» или «Ящик сюрпризов» Иначе:триз-технология на основе игры «Да-нет»
Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
На первых порах слушателям (независимо от возраста) бывает трудно ставить вопросы в таком виде, но само это уже часть упражнения на умение четко ставить вопросы, с тем, чтобы получать нужную для решения информацию.
Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы:
"Да"
"Нет"
"И да, и нет" ответы такого рода - благо, потому, что они выявляют противоречие, а это эффективный ключ к решению задачи.
"Это не существенно". Этот вариант ответа преподаватель может использовать для управления процессом решения задачи. Иногда он может дать несущественную информацию и тем самым затруднить решение задачи. В других случаях он может сократить слушателям работу, указав этим вопросом на бесполезность продолжения анализа в данном направлении.
"Об этом нет информации" - если у ведущего нет информации на самом деле, либо в учебных целях для усложнения задачи. Реальные проблемы часто приходится решать в условиях недостатка информации. Надо приучать слушателей к этому на протяжении всего цикла обучения.
Познавательные УУД: знаково-символические действия
Дидактическая игра «Третий лишний» Дети должны в уме проанализировать эти три слова и определить, какое лишнее. Объяснить свой выбор.
Капуста, помидор, соловей
Кроссенс
3гр. Введение словарного слова через исследовательскую деятельность
1.Из загадки:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Дети отвечают [б' и р' о з а ].
Учитель пишет на доске: б.рёза. Дети испытывают затруднение,т.к, не знают, какую букву надо писать.
-Как поступим, чтобы решить проблему? (мнения детей)
2. Далее дети разбиваются на группы. Группы формируются по цвету. Каждая группа получает лист, памятку, словарь. Один ребёнок работает с «Этимологическим словарём»
1гр. «Морфология»: Какая часть речи, на какие вопроы отвечает, что обозначает, одуш-неодуш, нариц-собств, род, число.
2гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор слова.
3гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
4гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.
3. Проверка работы групп.
Вывод: Перед нами слово с непроверяемым написанием, словарное, его нужно запомнить. Как поступим дальше?(нарисуем свой способ запоминания). Заслушиваем ученика, который исследовал слово берёза с точки зрения этимологии.
Приёмы запоминания словарного слова.
Мнемонические приемы, то есть, "запоминательные" правила.
К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, лингвистические сказки, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, «Сорока и медведь» Н. Сладкова, «Собака» А. Вознесенского
Хотелось бы рассказать о том, как беседа с учащимися о прочитанном произведении может помочь запоминанию орфографии слова «собака».
Сначала дети рассматривают картинку с изображением собаки. Затем работают над определением «трудного места», то есть решают орфографическую задачу. Учащиеся слушают рассказ А. Вознесенского «Собака».
У. Заслужила ли собака медаль за свою верную службу?
К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву О.
Порой на помощь к моим учащимся приходят детские поэты с небольшими шутливыми стихами.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед,
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву... (и)
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова
Напишем в корне с буквой О.
Петуха спросили дети
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.
Стихи для запоминания.
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное «р»содержит он
И называется перрон. (С. Михалков)
Виды мнемонического приёма:
Ассоциативный приём Идея использования приёма ассоциативного запоминания разработана на основе рекомендаций А. Погодиной, О. Л.Соболевой, В. Агафонова. Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Приём ярких ассоциаций способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся.
Нельзя навязывать ученику свой ассоциативный образ!То, что человек придумал сам, врезается в его память на всю жизнь.
Для обеспечения результативности использования данного приёма необходимо соблюдать следующие педагогические условия :
– систематичность (от урока к уроку, от класса к классу);
– использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;
– систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов.
Ассоциативное запоминание помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.
При знакомстве с новым словарным словом работу на основе приёма ярких ассоциаций рекомендую проводить в определённой последовательности:
1) предъявление словарного слова;
2) объяснение лексического значения слова;
3) постановка ударения;
4) подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;
5) запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы;
6) нахождение ассоциативного образа, связанного со словарем, и запись его напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв;
7) изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограмму), т. е. работа по опоре;
8) прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциативного образа (по словарю и по опоре) с представлением их объединения и связывающей их сомнительной орфограммы;
9) составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном слове цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов.
Примеры: воробей – слово не воробей. Робкий вор украл пшено, зря искали мы его.
Приём фонетических ассоциаций (метод В. Агафонова).
слову ВИНЕГРЕТ по схожести звучания можно подобрать фонетическую ассоциацию в виде мнемофразы «вИна не грЕют» и пояснить ее появление следующим образом: винегрет – холодная закуска, поэтому, как и все вина, винегрет не греют, не подогревают, когда подают на стол.
Приём графических ассоциаций Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Дети с преобладанием вербальной памяти более восприимчивы к звуковой стороне слов.
Главный прием — сам сюжет: он позволяет точно «показать» место безударной а в слове «комната».
Раз Ната в комнату вошла,
И букву «А» она нашла.
Там буква «А» попала в плен
Меж буквой «Т» и буквой «Н».
Однако здесь используются и графическое выделение буквы-орфограммы, и «приемный родственник» — слово «Ната». Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи -разбойники, к которым и попала в плен буква "А". Таким образом, работает не один-единственный прием, а комплекс приемов.
Другой прием — нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата»
Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.
Но копать ей трудновато:
Раз! — и лопнула лопата!
Без «приемного родственника» не обошлось и здесь — слово «лопнула».
Сороке нынче сорок лет,
Она для всех даёт обед.
Потом даёт она обет
Не кушать целых сорок лет!..
Да, быть обжорою — беда!
Зато вам хватит срока,
Чтобы запомнить навсегда,
Как пишется «СОРОКА»!
Здесь по каналу слуха имеем:
использование забавного, нелепого сюжета;
использование «приемного родственника» — слова «сорок», где нужный звук отчетливо слышен;
«насыщение» текста звуком [о].
По каналу зрения:
забавный графический сюжет;
в надписи на торте используется двойное истолкование символа "О" — как буквы "О" и как цифры «ноль»;
насыщение текста букв ой "о";
выделение буквы в слове жирным шрифтом .
Итак, мы снова получили семикратное параллельное повторение информации о непроверяемой орфограмме в слове «сорока».
В.В. Лайло предлагает «уярчить» то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Автор предлагает следующие способы « усиления» орфограмм»:
1. Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета. Детям с преобладанием зрительной памяти легче запоминаются образы. Им больше подходит код на основе зрительных представлений букв в виде какого-либо предмета ( по внешнему сходству с ним)
2.Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.
Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк.
3. «Уярчить» путем составления ребусов.
опять
4.Возвращение в этимологию- приём, рассчитанный на осознанное пониманием значения и орфографии слова.
Например, ныне непроверяемая Е в слове береза может быть проверена словом белый. Лягушка- к исконному ляга (от лягать- «бить ногами»). Малина- от слова малый,т.к ягода состоит из множества малых ягод.
Приём запоминания на основе мышечной памяти
Можно выполнять танцевальные движения, жесты, характерные для пантомимы, ассоциирующиеся с движением.
Прием бестолкового словаря
Необычное дробление слов
При применении этого приёма слова дробятся на части, а затем смысл слова складывается из смысла частей.
Балда — согласие приехать на бал (бал-да).
Можно написать слова, стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах, наклеить их на видные места в комнате (классе). Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова.
Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и способствует осознанному усвоению знаний учащихся.
Список используемой литературы:
1. О.Е. Жиренко, Е.А. Шестопалова .Словарная работа: рабочая тетрадь. 3 класс.- М.:Вако, 2014.-96с.
2. О.Иншакова. Словарные слова в образах и картинках.-Владос, 2005.
3. В.Дмитриева. Словарные слвоа:практическое пособие для школьников младших классов.-Санкт-Петербург.:КОРОНА принт, 2000
4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.2 класс.- Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.
5. Е.В. Волкова и др.Русский язык.1-4 классы: словарная работа на уроке. Эффективная методика.-Волгоград: учитель, 2009.-94с.
6. http://festival.1september.ru
https://doc4web.ru (автор:Королихина М.В.)
http://www.metodika.ru/
Степаненко Валентина Ивановна
Степаненко Алла Геннадьевна