12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Татьяна Викторовна1398
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для жюри конкурсов»

Конспект семинара

для учителей начальных классов

«Учимся, играя!»

Учитель-логопед

Кузнецова Татьяна Викторовна

 

Цель: ознакомление педагогов с игровыми упражнениями, направленными на коррекцию дисграфических ошибок.

Здравствуйте! Добро пожаловать на мой семинар «Учимся, играя!».

В настоящее время всё чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения письма. Они спрашивают: «Что делать? Чем помочь?», советуют родителям: «Учите правила, чаще читайте вслух.» и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы остаются. Ученик получает плохие оценки и формируется стойкое нежелание учиться.

Именно на эти вопросы я хочу сегодня ответить.

Для начала напомню «Что же такое письмо?»

Письмо - это сложный навык и вид графомоторной деятельности, который требует согласованной работы различных анализаторов:

- речеслухового;

- речедвигательного;

- двигательного;

- зрительного.

Несформированность какой-либо из функций может вызвать нарушение письма (дисграфию).

Дисграфия — это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы.

Наиболее распространённые виды дисграфии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- акустическая

Замена букв («сапка»-шапка, «шираф»-жираф).

- оптическая

Искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы)

(«стуск»-спуск, «итка»-утка)

-аграмматическая

Трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (наблюдаются ошибки согласования в роде, падеже, числе: «под высокими деревьях»)

- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Пропуск букв и слогов («комата» - комната, «моко»-молоко).

Не дописывание слов («сосн»-сосна).

Слитное написание слов в предложении (Мыкупались вморе.)

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю работы учеников. Необходимо найти, исправить ошибки и определить виды обнаруженных ошибок

Вы увидели наиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь:

Как заниматься с детьми, допускающими такие ошибки? Какой подход к ним искать? Что делать?

ИГРАТЬ! Ведь именно в игре формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы, в частности для грамотного письма. В играх представленных мною предусматривается развитие всех необходимых функций и особенно произвольности. У детей развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление. Игры делают уроки привлекательными, интересными для ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения.

Каждая предложенная игра направлена на развитие нескольких функций. Одно и тоже игровое упражнение можно применять при разных нарушениях письменной речи.


 

«Слова зовут на помощь»

На доске представлена лента склеенных между собой слов. Надо помочь словам «освободиться». Развивается логическое мышление, совершенствуются навыки чтения, обогащение словарного запаса, использование слов, относящихся к различным частям речи.

КОШКАЛОВИТМЫШЕЙ.

КУРЫКЛЮЮТЗЕРНО.

МЕДВЕДЬЕСТМАЛИНУ.


 

«Хвостоглав» Необходимо прочитать написанное «слово». Оно содержит в себе несколько слов. Их необходимо найти. Конец первого слова является началом для другого. Развивается внимание, совершенствуется навык чтения, формируется избирательность при письме.

ГРУШААРБУЗЕМЛЯНИКАБРИКОСЛИВА

 

КОШКАПУСТАРЕЛКА

 


 

«Морской бой»

Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нём слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.


 

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

лив

 

 

 

 

тан

 

 

 

 

2

 

па

 

ко

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

бук

 

 

ли

го

 

4

 

рег

 

 

 

 

мор

 

 

 

5

 

 

 

 

 

бух

 

про

 

як

6

 

та

 

 

 

 

 

 

штур

 

7

ма

 

 

 

ка

 

раб

 

 

бе

8

 

 

порт

 

 

ской

 

 

сир

 

9

пи

 

 

 

вал

 

 

 

 

 

10

 

 

 

ром

 

 

род

 

 

 


 


 

Речевой материал:

Учитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ


 


 

«Математическая грамматика»

Выполнить математические действия и написать получившееся слово.

ЛАК – К + М + ПА = … (ЛАМПА)

УМ – М +ЛИТ + КА = …(УЛИТКА)

БЕМ – М + Л + КА = …. (БЕЛКА)

АРК – К + БУК – К + З = … (АРБУЗ)

ВЕС – С + РБ + ЛЮД = …. (ВЕРБЛЮД)

СНЕП – П + ГОР – Р + ВИК = … (СНЕГОВИК)


 

«Шифровальщик»

Слова записываются только гласными или только согласными, а пропущенные буквы заменяются чертой. Другой вариант, когда проблемные буквы заменяются знаками или цифрами. При выполнении отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.

- У – А

А - - У –

К - Р - Ц –

2 А С 3 У Х (2-п, 3-т)

ЕЛКА, В Е Р О (- б, - д )


 

«Наборщик»

К У С Т А Р Н И К (куст, сук, кит, тик …)

Из букв предлагаемого слова надо составить новые слова. Развивается зрительное восприятие, формируется навык грамотного письма.

Для обогащения словарного запаса, развития произвольности можно использовать игру «ALIAS» (скажи иначе).

Alias — настольная игра, в которой целью игроков является объяснение загаданного слова напарникам по команде (в некоторых случаям и игрокам противоположной команды), без использования жестов и произнесения загаданного слова и однокоренных с ним слов. Можно использовать картинки или карточки со словами. (примеры)

«Превращения»

1 вариант. Одну букву превратить в другую, убрав (добавив, переместить) элемент.

Пример. В какую букву можно превратить букву Р, добавив один элемент? (В, Ф)

2 вариант. Превратить одно слово в другое, для этого убрать (добавить, поменять) одну букву.

Пример. Превратить слово КОТ в другое, добавив или поменяв одну букву. (КРОТ, ПОТ)

Приближаясь к завершению семинара, хочется дать несколько советов:

Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.

Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоя­тельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо.

Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.

Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.

Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.

Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в ны­нешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь впе­ред и вверх маленькими, но верными шажками.


 

Играйте! И Ваши ученики будут радовать Вас своими успехами.

До свидания. До новых встреч!


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для жюри конкурсов»


Комментарии (1)

Язенина Ольга Анатольевна, 01.02.24 в 23:50 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за полезную информацию! Очень интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.