12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бычкова Елена5111
Педагогический стаж 26 лет, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Россия, Иркутская обл., Братск

«Семья и школа. Роль семьи в профилактике правонарушений и преступлений»



                                                                                         Бычкова Елена Анатольевна

                                                  Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»

                                                                                         Иркутская обл.г.Братск.

 

«Дети одинаковы, точнее, равны. 

Они равны перед добрым и худым. 

Дети поначалу походят на 

промокашки: впитывают в себя все, 

что грамотно или безобразно 

написано родителями». 

Аннотация:

В статье описывается стадии отклоняющегося поведения: неодобряемое поведение; порицаемое поведение; девиантное поведение ;предпреступное поведение; противоправное или преступное поведение. Законы и советы родителям.

Для формирования человеческого поведения при всей сложности и многоплановости его детерминации первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой возникают первоначальные ценностные ориентации. Кроме того, импульс к значительной части поступков исходит из различного рода ситуаций, ежедневно складывающихся в процессе общения с близкими . Роль семьи равно велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения. Задачи родителей создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно , постоянный психологический контакт с ребенком; заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Проблемы семейного воспитания.

Дефицит ласки, который испытывают наши дети;
Синдром опасного обращения с детьми - поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы;

Закон семьи.

I закон.
Закон единства требований отца и матери,
предъявляемых ребенку.

II закон.
Закон значимости похвалы для ребенка.

III закон.
Закон трудового участия каждого
члена семьи в жизни всей семьи.

IV закон.
Закон разделения в равной мере
материальных и моральных благ
между взрослыми и детьми.



Правила для родителей:

Правило 1. - признание личности ребенка и его неприкосновенности.
Правило 2. - формирование адекватной самооценки.
Правило 3. - приобщение ребенка к реальным делам семьи.
Правило 4. - развивать силу воли ребенка.
Правило 5. - учить планировать.
Правило 6. - требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
Правило 7. - научить общаться с другими детьми, людьми.
Правило 8. - формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Стадии отклоняющегося поведения:

- неодобряемое поведение;

- порицаемое поведение;

- девиантное поведение ;

- предпреступное поведение;

- противоправное или преступное поведение.

Неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства

детей, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством.

Порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи

 драчливости, грубости, дерзости, нечестности).

Девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки(лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство).

Предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.)

Противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Неблагоприятные условия семейного воспитания:

Асоциальное поведение родителей. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений.

Неблагоприятные условия семейного воспитания:

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье. Неблагоприятные условия семейного воспитания. Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей

Гиперопека. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания.

Чрезмерное удовлетворение Потребностей ребенка.

Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает детей на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство нередко толкая детей на преступления.

Реальная возможность помочь ребенку, как говорят психологи – это следовать

«Дорогой в четырнадцать шагов».

ШАГ1.Сохраняйте спокойствие и достоинство. Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.

ШАГ 2. Разберитесь в ситуации . Даже то, что ребенок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он - закоренелый преступник. Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

ШАГ 3. Сохраните доверие ребенка к себе. Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

ШАГ 4.Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком . Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.

ШАГ 5. Измените свое отношение к ребенку Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок - уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки. Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать . Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.

ШАГ 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.

ШАГ 8. Меньше говорите, а больше делайте Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.

ШАГ 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком. Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком.

ШАГ 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.

ШАГ 11. Не пускайте процесс на самотек Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

ШАГ 12. Восстановите доверие к ребенку В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

ШАГ 13. Установите разумные границы контроля Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, а только будет травмировать его.

ШАГ 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с ребенком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит. Социальные и экономические проблемы в обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в нашей школе актуальной.

Работа ОУ по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в нашей школе актуальной.

Основную работу в данном направлении проводит социально-психологическая служба совместно с администрацией ОУ.

Какие традиционные мероприятия проводятся по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних?

Выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей «группы риска».

Создание банка данных неблагополучных семей, детей «группы риска».

Работа совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Индивидуальная работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью детей «группы риска».

Психологическая диагностика детей «группы риска».

Организация консультаций для родителей со школьными специалистами по различным проблемам, помощь в разрешении проблем.

Вовлечение детей, состоящих на учете в ПДН, ВШУ в общественно-значимую деятельность в школе и районе.

 Привлечение детей и подростков «группы риска» к занятиям в спортивных секциях и кружках по интересам.

 Проведение мероприятий с детьми и их родителями, направленных на предупреждение правонарушений и преступлений.

 Проведение с учащимися классных часов, бесед, лекций по правовому воспитанию.

Проведение родительских собраний, лекториев по правовому воспитанию.

 Проведение «Дня правовых знаний» с приглашением сотрудников различных структур и ведомств. 

Взаимодействие с ПДН и КДН по профилактике правонарушений и преступлений.

Ответственность
п. 1 ст. 63 УК РФ родители не
только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии

За неисполнение обязанностей по воспитанию детей  родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 УК РФ), уголовной (ст. 156 УК РФ)

Согласно Закону «Об образовании» №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи: Оказание социально- педагогической помощи несовершеннолетним,

 имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении обеспечение организации общедоступных спортивных секций, кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения и ЗОЖ
Проведение индивидуальной воспитательной работы.

Вовлечение во внеурочную деятельность;
Социально – психологическое сопровождение (тренинги,
беседы, консультации);
контроль посещаемости занятий, успеваемости; проведение бесед с родителями, законными
представителями, регулярные посещения на дому.

«Советы родителям по профилактике правонарушений и преступлений:

1. Старайтесь проводите больше времени со своим ребенком, интересуйтесь его успехами и неудачами;

2. Старайтесь помочь ребенку в разрешении проблем;

3. Объясняйте ребенку правила поведения в школе, дома, на улице, в гостях, в общественных местах;

4. Интересуйтесь, с кем и где ваш ребенок проводит время;

5. Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, займите его свободное время;

6. Не стесняйтесь обращаться за помощью в школу, к специалистам других учреждений и организаций.

Таким образом, отклонения в поведении ребенка являются следствием «особых» отношений в семье, школе, в подростковой среде. Семья – это первый коллектив в жизни ребенка. В процессе формирования личности семья играет главную роль. И каким будет ребенок во многом зависит от взаимоотношений в семье. И я желаю всем вам терпения, взаимоуважения. Помните, что всегда есть выход из любой ситуации. И вам в этом помогут мудрые советы, которые психологи называют «дорогой в четырнадцать шагов»

Литература:

1.Молодежная правовая газета « Опасный возраст», №6, 2006; №3,2008; №8, 2006 1.Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Лебедев О.В. 2.Родительский всеобуч. Чтобы подросток не рос подранком. Новосибирск, 2003 3.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М., 1997



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.