Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» (1 класс, вариант 2)

0
0
Материал опубликован 27 October 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу

«Сенсорное развитие»

1 класс

вариант 2

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционных занятий по курсу «Сенсорное развитие» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Шахтинской специальной школы-интерната № 16 далее АООП УО (вариант 2).

АООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) с учетом реализации их особых образовательных потребностей и возможностей.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающихся, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически подуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» относится к внеурочной деятельности. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» в 1 классе рассчитана на 33 учебных недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю), продолжительность занятий 30-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Количество часов на каждый раздел программы определяется с учетом индивидуальных возможностей ребенка на основании личностно - ориентированного подхода.

Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи коррекционного курса «Сенсорное развитие».

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Цель коррекционных занятий - применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, формирование необходимых для жизни умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.


Задачи коррекционных занятий:

формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;

формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

коррекция недостатков познавательной деятельности, путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

формирование способности воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

формирование точности и целенаправленности движений и действий;

формирование учебного поведения, выполнение инструкции педагога, использование по назначению учебных материалов, выполнять действия по образцу и подражанию;

формирование умения выполнять задание в течение определенного периода времени от начала до конца с заданными качественными параметрами;

формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности.

Указанные задачи реализуются в следующих разделах:

зрительное восприятие;

слуховое восприятие;

кинестетическое восприятие;

восприятие запаха;

восприятие вкуса.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Учащиеся с ТМНР не способны самостоятельно осуществлять контроль за исполнением и результатом деятельности. Одной из причин не сформированности деятельности является недоразвитие произвольности, которое обусловлено нарушениями нейродинамических процессов, примитивностью мотивационно - потребностной сферы, эмоционально-личностной незрелостью школьников. Снижение произвольного внимания связано с колебаниями психической активности, быстрой истощаемостью психических процессов, нарушением их подвижности.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с ТМНР является необходимой предпосылкой их успешного обучения.


Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»


Содержание программы

Выявление актуального уровня сенсорного развития: сенсорно-перцептивные, сенсорно-двигательные действия,

тактильные ощущения, оценка слухового восприятия и владения сенсорными эталонами.

Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.

Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам, консистенции. Узнавание продукта по вкусу, различение основных вкусовых качеств продуктов.

Содержание разделов


Наименование разделов

Всего

1

Выявление актуального уровня сенсорного развития обучающихся

8

2

Зрительное восприятие

10

3

Слуховое восприятие

10

4

Кинестетическое восприятие

16

5

Восприятие запаха

8

6

Восприятие вкуса

8

7

Выявление актуального уровня сенсорного развития обучающихся

6


Всего часов

66


Планируемые результаты

освоения программы коррекционного курса «Сенсорное развитие»


Основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП (2 вариант), является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Освоение коррекционного курса «Сенсорное развитие», обеспечивает достижение обучающимися двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.

Ожидаемые личностные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»

формирование начальных навыков адаптации в образовательной среде;

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.);

положительное отношение к окружающей действительности;

формирование навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Возможные предметные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»

развитие различных видов сенсорного восприятия окружающего мира;

умение узнавать и различать предметы по форме, величине, цвету, удаленности, запаху;

умение ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве;

элементарные представлений о предметах разной фактуры и их назначении;

восприятие отдельных свойств предметов и явлений;

адекватные сенсорно-перцептивных действия с предметами и реакции на их воздействия.




Система оценки достижения обучающимся

планируемых результатов освоения рабочей программы

коррекционного курса «Сенсорное развитие»


Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы курса.

Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.

деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

деятельность осуществляется по подражанию:

деятельность осуществляется по образцу;

деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

самостоятельная деятельность, умение исправить допущенные ошибки.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения:

действие (операция) сформировано – «ДА»;

действие осуществляется при сотрудничестве взрослого «ПОМОЩЬ»;

действие выполняется частично, даже с помощью взрослого «ЧАСТИЧНО»;

действие (операция) пока недоступно для выполнения «НЕТ».

Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в шкале:

0 баллов – отсутствие динамики;

1 балл – незначительная динамика;

2 балла – удовлетворительная динамика;

3 балла – значительная динамика.


























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название раздела, тематика занятий

кл-во

часов

Содержание вида деятельности

Выявление актуального уровня сенсорного развития

1

Выявление актуального уровня сенсорного развития

(сенсорно-перцептивных действий)

4

Выполнение инструкций, практических проб, сосредоточение, концентрация взгляда на объекте, перевод взгляда с одного объекта на другой

2

Выявление актуального уровня сенсорного развития (сенсорно-двигательные действия)

2

Выполнение инструкций, практических проб

3

Выявление актуального уровня сенсорного развития (тактильные ощущения)

1

Выполнение инструкций, практических проб, узнавание знакомых предметов на ощупь

4

Выявление актуального уровня сенсорного развития (владение сенсорными эталонами)

1

Выполнение инструкций, оценка овладения сенсорными эталонами, тесты цветоразличения

Зрительное восприятие

5

Фиксация взгляда на лице человека

1

Игра «Что на носу у клоуна», рассматривание лица в зеркале

6

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

1

Занимательные упражнения и мультимедийные материалы, фонарик

7

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка: ниже, выше и на уровне глаз

1

Игры по удержанию и прослеживанию взглядом за предметами, занимательные упражнения, игрушки

8

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа от ребенка: ниже, выше и на уровне глаз

1

Занимательные упражнения по удержанию и прослеживанию взглядом за предметами, игрушки

9

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева от ребенка: ниже, выше и на уровне глаз

1

Занимательные упражнения по удержанию и прослеживанию взглядом за предметами, игрушки

10

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали, по вертикали (вправо/влево); по кругу, вперед/назад

1

Занимательные упражнения по удержанию и прослеживать взглядом весь путь движения предмета в разных направлениях игры

11

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

1

Игры по удержанию и прослеживанию взглядом за предметами, занимательные упражнения, игрушки

12

Узнавание цвета объектов: красный, синий, желтый, зеленый, черный

4

«Волшебный мешочек», задание «Собери гирлянду», «Слушай, смотри и показывай», предметы определенного цвета, раскладные пирамидки, матрешки

13

Различение цвета объектов:

- красный, синий, желтый, зеленый, черный

4

Игра «Покажи такой же», «Сложи радугу», «Помаши своим платочком», «Собери свои лепестки», предметы определенного цвета, раскладные пирамидки, матрешки

Слуховое восприяте

14

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

справа, слева

1

Игры «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?», музыкальные инструменты и предметы, издающие звук

15

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча: справа, слева

1

Игры «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?», Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук

16

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии: справа, слева

1

Игры «Постучи, как я». «Что ты слышишь?». «Похлопай, как я». «Кто как голос подает?», Музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании

17

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

Игры « Какой у инструмента голос», «Сила звука», «Ритм по кругу», звучащие предметы, звучащие музыкальные инструменты

18

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

1

Игра «Что гудит?», «Кто там?», «На чем играл зайка?», «Кто как кричит?», «Кто в гости пришел?» и др. музыкальные игрушки

19

Соотнесение звука с его источником.

1

Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», «Ритм по кругу»

20

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

2

Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», «Ритм по кругу»

Кинестетическое восприятие

21

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

1

Прикосновения в виде касания, поглаживания, похлопывания к голове и конечностям ребенка

22

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре: холодный, теплый

1

Задание «Угадай, какой это предмет?»,

Образцы материалов, различных по фактуре, температуре, дерево, металл, вода

23

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости: густой, жидкий, сыпучий

1

Пальчиковые игры. Клейстер, вода, песок, крупы

24

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию: мокрый, сухой

1

Задание «Угадай, какой это предмет?»,

«Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Предметы обихода

25

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре: гладкий, шероховатый

1

«Волшебный мешочек», дерево, бумага

26

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

1

Вибрирующие игрушки, массажеры без звука, бытовые приборы, камертон

27

Адекватная реакция на давление на поверхность тела

1

Мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

28

Адекватная реакция на горизонтальное положение тела

1


29

Адекватная реакция на вертикальное положение тела

1


30

Адекватная реакция на изменение положения тела

1

Мячи с разными поверхностями, массажеры и др.

31

Адекватная реакция на положение частей тела

1


32

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

1

Игра «Делай как я», образцы материалов

33

Различение свойств материалов:

-холодный, горячий

1

Игры: «Волшебный мешочек», «Угадай, что это?», вода

34

Различение свойств материалов:

-гладкий, шероховатый

1

Игра «Отгадай, что это?», «Покажи такой же», деревянные кубики

35

Различение свойств материалов:

-мокрый, сухой

1

Игра «Отгадай, что это?», «Покажи такой же», песок, ткань

36

Различение свойств материалов:

- жидкий, густой

1

Игра «Отгадай, что это?», «Покажи такой же», вода, клей

Восприятие запаха

37

Адекватная реакция на запахи

1

Фрукты, овощи, продукты питания, растения, духи, мыло, зубную паста

38

Узнавание объектов по запаху

2

Игра «Узнай меня по запаху», фрукты, овощи, продукты питания, растения, духи, мыло, зубную паста

39

Различение объектов по запаху

2

Игра «Узнай меня по запаху», фрукты, овощи, продукты питания, растения, духи, мыло, зубную паста

Восприятие вкуса

40

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:

-горький, сладкий, кислый, соленый

1

Продукты питания

41

Адекватная реакция на продукты, различные по консистенции:

-жидкий, твердый, вязкий, сыпучий

1

Занимательные игры и упражнения «Определи на вкус», продукты питания

42

Узнавание продуктов по вкусу

2

Занимательные игры и упражнения «Определи на вкус», продукты питания

43

Различение продуктов по вкусу

2

Занимательные игры и упражнения «Определи на вкус», продукты питания

44

Узнавание основных вкусовых качеств продуктов: горький, сладкий, кислый, соленый

2

Занимательные игры и упражнения «Определи на вкус», продукты питания

45

Различение основных вкусовых качеств продуктов: горький, сладкий, кислый, соленый

1

Занимательные игры и упражнения «Определи на вкус», продукты питания

Выявление актуального уровня сенсорного развития

46

Выявление актуального уровня сенсорного развития

(сенсорно-перцептивных действий)

1

Выполнение инструкций, практических проб, сосредоточение, концентрация, перевод взгляда с одного объекта на другой

47

Выявление актуального уровня сенсорного развития (сенсорно-двигательные действия)

1

Выполнение инструкций, практических проб

48

Выявление актуального уровня сенсорного развития (тактильные ощущения)

1

Выполнение инструкций, практических проб, узнавание знакомых предметов на ощупь

49

Выявление актуального уровня сенсорного развития (владение сенсорными эталонами)

1

Выполнение инструкций, практических проб, оценка овладения сенсорными эталонами, тесты цветоразличения


Всего

66




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации