Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством конструирования
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Аннотация: Автор данной статьи рассуждает на тему эффективности работы по сенсорному развитию посредством конструирования с детьми дошкольного возраста. Личный опыт работы автора доказывает, что дети довольно легко усваивают различные сенсорные эталоны и прекрасно тренируют сенсорные навыки в процессе осуществления работы по конструированию различными материалами.
Ключевые слова: сенсорное развитие, конструирование, блоки Дьенеша.
В настоящее время воспитатели большое внимание уделяют сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Тщательно продумывая занятия, подбирая игры по сенсорному развитию, педагог формирует у воспитанников некий базис знаний о свойствах предметов и явлений окружающего мира, посредством тренировки восприятия.
Работа над развитием сенсорной сферы дошкольников направлена на то, чтобы дети полно и точно воспринимали информацию о предметах, знали формы и цвета, размеры, расположение вещей в окружающем пространстве и многие другие признаки.
Дети, прежде всего, познают мир при помощи предметов, которые окружают их в действительности. Ребёнок развивается, изучая их, составляя их характеристики, запоминая свойства, т.е. учится восприятию. Полноценное восприятие возможно только тогда, когда в нём участвуют различные органы чувств. Физическое наличие глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистых оболочек рта и носа ещё ни о чём не говорит. Все органы чувств нуждаются в постоянной тренировке, чтобы точнее воспринимать информацию об окружающей действительности.
Развивать сенсорные навыки дошкольников можно различными способами. Главное, на что при подборе педагогических средств должен опираться педагог – это на особенности развития детей, их интересы и актуальные потребности. Одним из универсальных и эффективных средств работы с сенсорной сферой детей дошкольного возраста считается конструирование.
В процессе конструирования дети трогают руками геометрические фигуры, они ощущают их размер, меняют их положение в пространстве, благодаря чему и получаются отличные поделки. Т.е. дети обретают сенсорные эталоны благодаря непосредственной практической деятельности с различными деталями.
Конечно, дошкольники в процессе конструирования обращают внимание на цвета предоставленного материала для конструирования. Определение данных цветов, их сочетание в будущих постройках, сортировка деталей конструктора по цветам тоже оказывает благоприятное влияние на развитие сенсорных способностей дошкольников.
В процессе конструирования можно использовать различные готовые конструкторы и дидактические пособия и даже пособия, сделанные своими руками.
Одним из очень эффективных материалов для осуществления работы по конструированию дошкольников является комплект «Логические блоки Дьенеша». Личный педагогический опыт показал, что благодаря такому комплекту дети могут эффективно тренировать сенсорные навыки. Ребята узнают названия различных геометрических фигур, сравнивают и сопоставляют их, изучают их свойства. Безусловно, дошкольники начинают разбираться в размерах и цветах, а также могут определять толщину представленных в комплекте геометрических фигур. Постепенно результаты работы по конструированию становятся более лаконичными, так как дети умело сочетают фигуры одного размера, толщены, подбирают элементы гармонирующих цветов. Т.е. сенсорный опыт быстро обогащается, это можно заметить как в практической работе, так и во время теоретических опросов ребят до начала работы.
В конце статьи хотелось бы подвести итог и отметить, что конструирование – это довольно эффективное педагогическое средство, способствующее сенсорному развитию детей дошкольного возраста, что благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях воспитанников и отражается на их успешности в будущем.
Список использованных источников:
1. Кудрявцева, Е.А. Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста. ФГОС ДО / Е.А. Кудрявцева. - М.: Учитель, 2018.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.