Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 27 « Ясли-сад» комбинированного типа города Макеевка Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель 2 квалификационной категории Дивиренко А.С.
Сенсорное развитие ребёнка — это Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.
В.Я. Семенова отмечает, что детям дошкольного возраста свойственны фрагментарность восприятия, упрощенность, облегченность процесса анализа и синтеза. Критериями оценки сенсорного развития дошкольника являются следующие показатели: – умение соотносить сенсорный эталон с конкретным предметом; – умение располагать, дифференцировать предметы согласно действительности; – умение находить предметы по названию, по признакам; – называние предметов в соответствии с их характеристиками.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры: На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. - На втором-третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник. - Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.
Сенсорные эталоны это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.). В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребёнка. В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребёнка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и их оттенки; в качестве эталонов формы — система геометрических фигур, для слухового восприятия — «решётка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звуча
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах: Речевой (фонематический) слух — это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Музыкальный слух — это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.
Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.
Обследование как метод сенсорного развития проходит по двум направлениям: по контуру или по объему, выбор вида обследования зависит от целей и деятельности ребенка. Так, когда мы изучаем с дошкольниками свойства бумаги, дети могут помять бумагу, ощупать ее, разорвать, опустить в воду. Чтобы сформировать образ персика, необходимо потрогать фрукт, понюхать его, ощутить вкус. В ходе такой работы важно научить детей выделять существенные признаки предметов для определенной цели и деятельности. Схема обследования предмета: – общее восприятие предмета; – определение частей предмета, выделение существенных свойств; – определение пространственной принадлежности; – определение величины предмета, расположения.
Заключение Дошкольный возраст является важным периодом в развитии ребенка, так как в это время интенсивно развивается психика, формируется речь, закладываются основы произвольного внимания и восприятия, развиваются мышление и речь. Мы считаем, что дошкольный возраст являются сензитивным периодом для сенсорного развития, которое оказывает непосредственное влияние на формирование психики, общее развитие, успешность социализации. На этом основании можно говорить о важности сенсорного развития именно в дошкольный период. В этом возрасте важно не изолированно развивать определенные органы чувств, а формировать всевозможные сенсорные способности в процессе мыслительной деятельности.