Презентация «Серебряный век русской поэзии»
Поэзия серебряного века Подготовила: Малыгина Марина, ученица 11-го класса
«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания…Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни. Но всё это происходило в довольно замкнутом круге…» «В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания…Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни. Но всё это происходило в довольно замкнутом круге…» Н. А. Бердяев (1874-1948г.)
Серебряный век «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»-это время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
Серебряный век начался с манифеста-заявления о том, что мир и человек более не могут быть поняты и выражены старыми художественными средствами. Это произошло в 1892 г. в лекции Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Границы Серебряного века могут быть очерчены довольно явственно : от начала 90-х годов 19 века до 1917 года. Серебряный век начался с манифеста-заявления о том, что мир и человек более не могут быть поняты и выражены старыми художественными средствами. Это произошло в 1892 г. в лекции Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Границы Серебряного века могут быть очерчены довольно явственно : от начала 90-х годов 19 века до 1917 года. Д. С. Мережковский (1865-1941г.)
Модернизм ( от франц. moderne – новейший, современный) – общее обозначение ряда направлений в искусстве и литературе ( конца 19-20 в), утверждающих новый подход к изображению мира, который способствовал бы духовному возрождению человека.
Двадцатый век…Ещё бездомней, Двадцатый век…Ещё бездомней, Ещё страшнее жизни мгла (Ещё чернее и огромней Тень Люциферова крыла). И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне… И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи. А.Блок (1880 – 1921г.)
Особенности модернизма Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее, будущее и приводится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год.
Модернистские течения рубежа XIX – XX в. Символизм; Акмеизм; Футуризм; Имажинизм.
Символизм Символизм был самым значительным явлением в поэзии «серебряного века». Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и «бескрылого реализма», символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать над реальный мир.
Символизм Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову Особенности формы Представители Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове Стремление создать картину идеального мира Понимание слова как тайнописи Образность иносказания, лёгкость слова З. Гиппиус; В. Брюсов; К. Бальмонт; А. Белый; А. Блок
Символисты Младшие Старшие В. Брюсов; К. Бальмонт; Д. Мережковский; З. Гиппиус А. Блок; А. Белый; В. Иванов Проповедовали культ красоты и свободного самовыражения автора. На первый план выдвигали философские искания
Основные признаки символизма Передача всех тайных смыслов должна производиться посредством символов. В основе лежат мистицизм и философские работы. Множественность значений слов, ассоциативное восприятие. За образец берутся произведения великих классиков. Предлагается постигать многообразие мира посредством искусства. Создание собственной мифологии. Особое внимание к ритмическому строю стихотворения. Идея преобразования мира при помощи искусства.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) Русский поэт и прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед, один из основателей русского символизма.
Факты из жизни В. Брюсова Уже с тринадцати лет Брюсов знал, что его будущее связано с литературой; В начале XX века Валерий Яковлевич стал занимать пост редактора отечественного символистского журнала “Весы”; Брюсов был “народным поэтом Армении”. Это почетное звание присудили ему после того, как он перевел книгу “Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней”; У Брюсова были сложные отношения с читателями; Брюсов был сложным человеком. По мнению единственного близкого друга поэта, В.Ходасевича, он был едва ли не мизантропом, поскольку “не любил и не уважал людей”.
Валерий Брюсов «Кинжал» Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок... М. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры. Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые. Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы. Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми,— затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали.
История создания – стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве писателя наступил переломный период. Стало частью поэтического сборника, названного “Венок”. Однако впервые было опубликовано не в нем, а в журнале “Новый путь” в 1904 году. История создания – стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве писателя наступил переломный период. Стало частью поэтического сборника, названного “Венок”. Однако впервые было опубликовано не в нем, а в журнале “Новый путь” в 1904 году. Тема стихотворения – место поэта в современном обществе. Композиция – последовательная, Брюсов от первой строфы до последней развивает мысль о том, что поэт должен быть с народом и выступать за революцию. Но при этом вечная жертва – это не то, что от него требуется. Жанр – гражданская лирика. Стихотворный размер – четырех- и шестистопный ямб. Эпитеты – “былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена”. Метафоры – “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали”.
Акмеизм Название литературного модернистского направления в русской поэзии начала ХХ века акмеизим происходит от греческого слова «akme», в переводе на русский означающего расцвет, пик или вершина чего-либо (по другим версиям термин происходит от греческих корней псевдонима Ахматовой «akmatus»).
Акмеизм Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову Особенности формы Представители Возвращение поэзии ясности, вещности Понимание мира как совокупность простых предметов Стремление придать слову точное значение Конкретная ясность Н. Гумилёв; А. Ахматова; О. Мандельштам
Акмеисты
Основные признаки акмеизма освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) Знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов.
Факты из жизни Анны Ахматовой Удивительным фактом из творчества Ахматовой можно считать ее необъяснимую связь с А. С. Пушкиным, которого она наряду с И. Анненским, считала своим учителем. Известно, что однажды, прогуливаясь с няней в саду Царского Села, она нашла булавку в форме лиры, посчитав это знаком. Она верила в то, что ту булавку обронил здесь когда-то сам А. С. Пушкин. В детском возрасте Анна перенесла тяжелую болезнь (предположительно, это была оспа), которая на некоторое время оставила ее глухой. Именно после этой тяжелой болезни Анна начала писать стихи.
Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие» Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.
История создания – Стихотворение написано весной 1915 года, во время отдыха в родовом имении. История создания – Стихотворение написано весной 1915 года, во время отдыха в родовом имении. Тема стихотворения – Пробуждение природы и души человека с приходом весны. Композиция – Композиция стихотворения включает в себя две условные части: в первой автор описывает весеннее обновление природы, во второй – раскрывает внутренние ощущения лирической героини. Жанр – Пейзажная лирика. Стихотворный размер – Ямб с использованием парной рифмы. Метафоры – «деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг». Эпитеты – «плотный», «теплый», «новая». Анафора – 4 строчки берут начало с «и». Олицетворения – «отдыхает луг», «шумят деревья».
Футуризм Футуризм (от латинского слова «futurum» - будущее) представляет собой художественное авангардистское движение в литературе и искусстве, образовавшееся в Италии в 1909 году и получившее развитие в России в 1910-1921 гг. Футуристы, провозглашавшие демонстративный разрыв со всеми традиционными правилами и обычаями, в первую очередь интересовались не содержанием, а формой стихосложения, для этого они применяли профессиональный жаргон и вульгарные лексические обороты, использовали язык документов и афиш, придумывали новые слова.
Футуризм Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову Особенности формы Представители Вызов традиции, искусство для масс Одержимость идеей разрушения старого мира Свобода в обращении со словом Неологизмы, пафос эпатажа В. Маяковский; Д. Бурлюк; В. Каменский
Основные признаки футуризма Обращенность к будущему; Чувство грядущего переворота жизни; Приветствие краху старой жизни; Отрицание старой культуры и провозглашение новой; Отрицание преемственности литературного потока; Прославление нового человечества; Урбанистические темы и приемы поэзии; Эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни; Изобретение новых форм
Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) Знаменитый советский поэт 20 века, публицист, драматург, художник. Кроме того – талантливый актер кино, режиссер и сценарист.
Факты из жизни Владимира Маяковского «Ночь» – первое опубликованное лирическое произведение юного поэта. Оно было написано под влиянием футуристических идей поэтического круга «Гилея», куда входил Владимир Маяковский; В 1915 году автор знаменитой поэмы «Облако в штанах» познакомился с семейной парой – Лилей и Осипом Максимовичем Брик; Родной отец поэта укололся об иголку и скоропостижно ушёл из жизни от заражения крови; «Стихотворная лесенка» – визитная карточка великого русского поэта, которой многие восхищались.
Владимир Маяковский «Скрипка и немножко нервно» Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: “Хорошо, хорошо, хорошо!” А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел. Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: “Что это?” “Как это?” А когда геликон – меднорожий, потный, крикнул: “Дура, плакса, вытри!” я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: “Боже!”, бросился на деревянную шею: “Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору – а доказать ничего не умею!” Музыканты смеются: “Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!” А мне – наплевать! Я – хороший. “Знаете что, скрипка? Давайте – будем жить вместе! А?”
История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества у Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме. История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества у Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме. Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру. Композиция – последовательная, история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задается мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причем ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только поэт может понять и защитить ее. Жанр – лирическое стихотворение. Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению. Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел”. Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.
Имажинизм Имажинизм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века возникло после Великой Октябрьской Революции в 1918 году под влиянием основных идей футуризма. Целью своего творчества имажинисты провозглашали создание литературных образов, для их появления обязательно использование метафоры или метафорических цепей, которые сопоставляют разнообразные элементы в прямых и переносных образах.
Особенности имажинизма Наличие эпатажных литературных приёмов; Цель творчества: создание литературных образов; Разрушение предметного значения слов; Представители: С. Есенин, В. Шерчневич, А. Мариенгоф
Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) Великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе.
Факты из жизни Сергея Есенина Первой музой поэта стала Анна Изряднова; В жизни Есенина было немало красивых женщин. Известная актриса Зинаида Райх была одной из них; Тело мёртвого Есенина было найдено 25 декабря 1925 года в номере гостиницы «Англетер». Интересно заметить, что накануне он кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
Сергей Есенин «Черемуха» Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.
История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”. История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”. Тема стихотворения – рассказ о черемухе. Композиция – одночастная линейная. Жанр – пейзажная лирика. Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой. Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”. Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”. Сравнение – “что кудри”. Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.