Конспект урока русской культуры «Серебряный века» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 18 July 2019

Конспект урока

Тема: «Серебряный век» русской культуры

 

Предмет: история, литература, МХК

Класс: 9 класс

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность урока:  45 минут

Цель: сформировать представление о сущности социокультурного феномена «серебряного века»; показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца 19 и начала 20 века с историческими процессами в стране и мире.

Задачи урока: знать такие определения, как декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, модернизм, импрессионизм, ренессанс, «серебряный век»; уметь определять литературные направления, архитектурные стили.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят ученики в ходе урока: актуализировать видение в произведении искусства автора и события; приобрести навыки видения эстетической функции художественного произведения, художественных деталей, средств; совершенствование навыков распознавания художественных стилей, течений, направлений.

Необходимое оборудование и материалы:  технические средства обучения

( интерактивная доска, проектор, компьютер, монитор); программные средства обучения.

Ход и содержание урока:

1.     Организационный момент

2.     Вводное слово учителя

    Учитель истории: Мы живем на рубеже веков. На наших глазах произошло множество изменений в жизни, мировоззрении людей, системе ценностей. Время ускоряет свой бег, и людям все труднее осознавать, осмысливать происходящее. Наверное, наши мысли и чувства сродни духовным исканиям людей, живших на рубеже веков столетие назад. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена темпа жизни и жизненных ориентиров, настоятельная необходимость жить по–новому в меняющемся мире порождали во многих не столько желание во всем идти в ногу со временем, сколько отторжение чуждых им перемен и страх перед их неизбежностью. Лучше других ощущение изменяющегося мира передали поэты. Осмыслением и отражением мира « по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве, литературе проникнута вся духовная жизнь начала века. Этот всплеск художественного творчества будет назван исследователями «серебряным веком» российской культуры.

   

3.     Введение нового материала

  Учитель литературы: « Серебряный век» полон загадок и противоречий, переплетений многочисленных художественных течений, творческих школ, принципиально нетрадиционных стилей. Самое же главное: в культуре «серебряного века» произошла переоценка ценностей, некогда питавших творчество мастеров русской классики. В основе этой переоценки лежали общественные потрясения предреволюционной России, поражающие накалом страстей, жаждой духовного обновления, повлекшие изменение взглядов на искусство и на художника-творца.

    Работа с определением понятия «серебряный век»: выделить смыслообразующие слова понятия, используя инструмент «маркер».

( Серебряный век – литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи; первоначально определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.)

Учитель истории: «Основные направления в развитии литературы и искусства»: реализм, символизм, акмеизм, футуризм, эго-футуризм, «новокрестьянские» поэты, имажинисты, «сатириконцы», литературные критики): самостоятельная работа учащихся с понятиями, запись в словарь. С помощью учителя составляется кластер.

 «Направления в искусстве»: реализация индивидуальных домашних заданий ( «серебряный век» в живописи, архитектуре, музыке.)

4. Закрепление материала

Учитель предлагает 2-3 ученикам выполнить задание на доске, используя инструмент «маркер»:

1)     соотнести стихотворение, название, определение понятия;

2)     в ряду картин авангардистов найти лишнюю и определить ее автора;

          Варианты домашнего задания:

1.     нарисовать афишу выставки произведений искусства «серебряного века»;

2.     составить  рассказ о «музыкальности» «серебряного века», взяв в качестве эпиграфа строки А.Блока:

В ночи, когда уснет тревога

И город скроется во мгле, -

О, сколько музыки у Бога,

Какие звуки на земле!

 

Комментарии
Комментариев пока нет.