Серия «Осьминоги на все ноги» - дидактический материал к урокам математики (5 класс)
- 16 -
Горина Лариса Владимировна,
учитель математики
МАОУ СШ № 1 г. Михайловска
Свердловской области
Серия «Осьминоги на все ноги»:
комплект дидактических материалов для 5 класса
Как появилась эта серия? Однажды вечером я перечитывала старые газеты «Математика» в поисках чего-нибудь новенького, увидела интересное стихотворение «Ноги осьминога» в № 18, 2009 и … пошла работа!
Думаю: «У осьминога 8 ножек, значит, уложится 8 примеров – самое оптимальное количество», стала искать в интернете подходящую под идею картинку – нашла: http://www.escuelaenlanube.com/wp-content/uploads/2012/09/09animalesacuaticos.jpg, сделала для своих пятиклассников две пробные работы по темам: «Сложение десятичных дробей» и «Вычитание десятичных дробей» (как раз в тот период мы это изучали), и им понравилось, поэтому начала потихоньку создавать серию, которую назвала «Осьминоги на все ноги».
Эта серия дидактических материалов предназначена для устного счета. Конечно же, и до появления этой серии мы с учащимися много считали устно, но ведь с осьминогом-то интереснее!
Карточки серии «Осьминоги на все ноги» - это карточки с печатной основой. После проверки учащиеся забирают их домой для выполнения работы над ошибками, если это необходимо, и желающие раскрашивают осьминогов во все цвета радуги…Учащиеся 5-6 классов любят рисовать и раскрашивать.
Я привожу в статье карточки для устной работы, но если нужно проверить навыки письменного вычисления, то достаточно просто изменить («усложнить») числа.
В статье представлены: обучающая презентация по работе с карточками серии и карточки для устной работы из серии «Осьминоги на все ноги» по темам:
5 класс
1. Сложение натуральных чисел
2. Вычитание натуральных чисел
3. Умножение натуральных чисел
4. Деление натуральных чисел
5. Все действия с натуральными числами
6. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
7. Сложение десятичных дробей
8. Вычитание десятичных дробей
9. Умножение десятичных дробей
10. Умножение десятичной дроби на разрядную единицу
11. Деление десятичной дроби на натуральное число
12. Деление десятичных дробей
13. Деление десятичной дроби на разрядную единицу
14. Все действия с десятичными дробями
Презентация серии дидактических материалов учащимся
1. Здравствуйте! Я придумала для вас новую серию карточек. Сегодня мы будем работать с ними первый раз. Это - карточки для устного счета. Чтобы узнать, что является основой для них – я сочинила для вас загадку, отгадайте её: (читаю)
«Наш сегодняшний герой - с грушевидной головой.
Любит проливать чернила там, где все ему немило.
Догадались что за фрукт?.. (сделать паузу)
У него совсем нет рук,
Но зато есть 8 ног.
Кто же это? – Осьминог!!»
2. Далее включаю обучающую презентацию.
Пояснения, комментарии, сопроводительный текст к слайдам презентации | Слайды |
Титульный слайд | Слайд 1 |
Рабочий слайд на примере темы «Таблица умножения» Текст для учителя: 1. Карточка-осьминог содержит 8 заданий для выполнения по числу ног осьминога. (по щелчку появляется нумерация ног - заданий) 2. Все задания связаны с числом, стоящим в центре: именно это число нужно умножить или разделить на каждое, записанное «на ногах» осьминога, или из него вычесть и т.д. (по щелчку показывается принцип вычисления) 3. Все действия нужно выполнять в уме, (по щелчку появляется картинка с учеником, который вычисляет в уме) 4. Записать ответ каждого примера в специально отведенном для него месте (по щелчку появляется первый ответ, затем снова по щелчку – второй и все оставшиеся сразу после него). Еще раз обратите внимание учащихся на то, куда нужно записывать ответы | Слайд 2 |
План работы с карточкой серии | Слайд 3 |
Как выполнить работу над ошибками: закрасить или зачеркнуть неверные ответы и записать на их место верные, обязательно представив письменное решение для подтверждения. Принцип выполнения (закрашивание, зачеркивание и вписывание новых) показывается на слайде в режиме просмотра при помощи указателя «Ручка» (или фломастер, или выделение) | Слайд 4 |
Рубрика «Изучаем с Осьминогом» предполагает обучение приемам устного счета. В этой презентации представлены некоторые из них. Советую брать на занятие по одному правилу с закреплением. | Слайд 5 (правило 1), слайд 7 (правило 2) |
Рубрика «Закрепляем с Осьминогом» предполагает первичное закрепление только что изученного. Проверка по готовым ответам, появление ответов – по щелчку | Слайд 6 (для правила 1), слайд 8 (для правила 2) |
Интересное стихотворение | Слайд 9 |
Тема «Сложение натуральных чисел»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Сложение натуральных чисел» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя Вид карточки, готовой к проверке |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Сложение натуральных чисел» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 293 87 755 132 104 96 51 60 |
Тема «Вычитание натуральных чисел»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Вычитание натуральных чисел» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 445 190 36 460 527 541 130 493 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Вычитание натуральных чисел» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 545 280 33 570 627 641 120 594 |
Тема «Умножение натуральных чисел»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Умножение натуральных чисел» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 9600 800 96 160 320 192 352 640 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Умножение натуральных чисел» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 7200 600 48 120 240 168 264 480 |
Тема «Деление натуральных чисел»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Деление натуральных чисел» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 30 120 150 750 1500 300 600 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Деление натуральных чисел» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 50 200 250 1250 2500 125 500 1000 |
Тема «Все действия с натуральными числами»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Все действия с натуральными числами» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 461 700 252 201 134 395 804 2010 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Все действия с натуральными числами» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 272 700 54 102 68 197 408 1020 |
Тема «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя |
Тема «Сложение десятичных дробей»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Сложение десятичных дробей» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 43,14 8,346 459,34 12,34 10 11,84 8,761 8,8 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Сложение десятичных дробей» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 53,15 7,455 10 11,45 7,8 12,85 7,973 349,45 |
Тема «Вычитание десятичных дробей»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Вычитание десятичных дробей» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 47,358 0,1 46,94 11,36 43,36 45,06 18,26 46,86 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Вычитание десятичных дробей» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 56,338 0,1 55,92 22,34 53,34 55,84 28,14 54,04 |
Тема «Умножение десятичных дробей»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Умножение десятичных дробей» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 1440 0,216 360 1,44 7,92 14,4 36 3,6 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Умножение десятичных дробей» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 1240 0,186 310 1,24 2,82 12,4 31 3,1 |
Тема «Умножение десятичной дроби на разрядную единицу»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Умножение десятичной дроби на разрядную единицу» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 0,04605 46050 0,004605 4,605 4605 460,5 460500 0,4605 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Умножение десятичной дроби на разрядную единицу» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 0,05304 53040 0,005304 5,304 5304 530,4 530400 0,5304 |
Тема «Деление десятичной дроби на натуральное число»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Деление десятичной дроби на натуральное число» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 2,736 5,7 0,342 13,68 3,42 34,2 0,114 22,8 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Деление десятичной дроби на натуральное число» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 3,456 7,2 0,432 17,28 4,32 43,2 0,144 28,8 |
Тема «Деление десятичных дробей»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Деление десятичных дробей» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 35,52 1110 10 5,92 44,4 29,6 0,1 177,6 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Деление десятичных дробей» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 17,76 1110 10 2,96 22,2 14,8 0,1 88,8 |
Тема «Деление десятичной дроби на разрядную единицу»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Деление десятичной дроби на разрядную единицу» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 6800 0,0068 68000 68 0,068 0,68 0,00068 680 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Деление десятичной дроби на разрядную единицу» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 8700 0,0087 87000 87 0,087 0,87 0,00087 870 |
Тема «Все действия с десятичными дробями»
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Все действия с десятичными дробями» Вариант 1 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 41,54 415,16 500 20,77 406,1 830,8 417,93 830,8 |
Математика – 5 ©Горина ЛВ Тема «Все действия с десятичными дробями» Вариант 2 Выполни указанные действия и впиши ответы на картинку Фамилия имя _______________________________ | Ответы для учителя 21,54 215,16 300 10,77 206,1 430,8 217,93 430,8 |
Потамошнева Наталья Алексеевна
Горина Лариса Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Панов Егор Игоревич