Серия занятий по формированию чувства цвета в технике «Коллаж»
Исследуя данную тему и изучив множество литературы можно сделать вывод, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Существует множество взглядов на проблему развития представлений о выразительности цвета у дошкольников. Традиционно развитие чувства цвета осуществляется при обучении продуктивным видам деятельности. Вся работа по ознакомлению с цветом, в основном, строится на заданиях с применением красок (гуаши, акварели). Между тем, коллаж считается наиболее доступный, интересный и современный способ развития чувства цвета. Для максимального развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в технике «коллаж», необходимо предоставлять дошкольникам не только самостоятельно выбирать материал, но и предлагать различные оттенки одного цвета.
Спроектированная нами серий занятий по формированию чувства цвета в технике «коллаж», ориентирована на активизацию развития способностей восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.
Серия занятий проводилась в течение трех месяцев состояла из четырех серий заданий. Каждая серия включала в себя четыре игровых упражнения и одно занятие, задачи которого соответствовали задачам упражнений.
Каждая серия занятий имела свою цель и задачи по формированию чувства цвета в технике «коллаж»:
Совершенствовать знания о основных, дополнительных цветах и их оттенков, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
научить строить композицию сочетая различные материалы;
познакомить с разновидностью орнаментов и узоров, используя ритм и симметрию;
научить составлять изображение объекта из отдельных частей и располагать их в сюжетной аппликации;
продолжить формировать умения работать с разными видами бумаги;
продолжить развивать умения пользоваться ножницами, вырезая округлые формы, симметричные формы из бумаги, сложенное вдвое и гармошкой, несимметричных форм, силуэтов, по контору; создание формы путем обрывания;
продолжить осваивать основные приемы наклеивания (пользоваться кистью, клеем).
На протяжение всего времени мы старались осуществлять плавный переход от проблемной ситуации к прямому обучению и далее к развитию творческих способностей. Интерес помогала поддерживать особенность программы «Международного бакалавариата Primary Years Programme (PYP)» — это интеграция трансдисциплинарной темы и центральной идеи темы через все предметные области, включая изобразительную деятельность.
Например, изучаю тему «Семья» мы создавали фотоальбомы, а исследую особенности животных и их приспособление к условиям жизни мы создавали коллаж животных со всего мира. Методика проведения серий занятий в технике «коллаж» не подразумевает каких-либо открытий, но вместе с этим каждое занятие подразумевает конкретную цель и задачи, а также использование современных подходов к обучению.
Свою работу мы начали со знакомства детей понятием «Цветовой круг» и закреплением понятия «коллаж». Поэтому ознакомительную серию занятий назвали «Цветовой круг». Первое занятие в технике «коллаж» мы проводили, используя вырезки из глянцевых журналов. Так как данный прием уже знаком детям. Занятие было основано на проблемной ситуации после прочтения сказки В. П. Катаева «Цветик-Семицветик» и иллюстрации самого волшебного цветка. Хотим обратить внимание, что большинство детей сразу отметило красивый переход от лепестка к лепестку. Тем самым данная сказка помогла дать детям мотивирующее задание «Расположи 12 цветовых карточек в виде цветка?». Дети были поделены на две команды, после выполнения задания им предложили защитить свою работу перед другой командой. Данное упражнение способствовало развитию сплоченностью в команде, умению договариваться с друг другом, учитывать другое мнение. Но при этом данное упражнение вызвало спор между командами, которые выполнили задание по-разному, и они обратились за помощью к воспитателю. Используя наглядный материал (иллюстрацию) педагог рассказал о понятие «Цветовой круг» и правилах смешивания цветов.
После чего предложили закрепить полученные знания и отработать навык подбора материала из журнала в создание коллажа «Цветик-Семицветик». Последующую неделю мы накапливали информацию о цвете в беседах, стихах и рассказах.
На ознакомительных занятиях с «Радугой» мы попробовали создать цветовой круг используя краски. Мы убедились, что этот способ по ознакомлению с цветом не эффективен. Так, например, несколько детей при смешении на палитре цвета жёлтой и красной краски получали разные результаты оранжевого цвета или зеленого. Мы сделали вывод, что какое количество второй краски мы добавим в первую, такой и получиться оттенок оранжевого.
Первая серия занятий «Ахроматические цвета» была основана на прочтение рассказа В. Сутеева «Три котенка» и состояла из занятий «Домашние животные» и «Стройка – это хорошо». Главной целью данных занятий было раскрыть понятие «ахроматические цвета» при создании картин в технике «коллаж». Так как одной из задач серий занятий является знакомство с работой разными видами бумаги, то мы решили познакомить детей с газетой и калькой. Мы практиковались гармонично сочетать черные и белые оттенки. При проведении серии занятий был сделан акцент на то, что серая фигура на белом воспринимается зрительно более темной, чем она есть в действительности. Данное явление называется одновременным ахроматическим, или светлотным контрастом (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Светлотный контраст
Например, при создании картины из кальки при помощи наложения слоев, детям давали понятие «линия горизонта» тем самым, не позволяя преобладанию черного или белого цвета в большей степени. Или, например при создании коллажа «Домашнее животное» дети изначально продумывали основной цвет животного. Если кот, задуманный ребенком, должен был быть в более светлых цветах, то фон выбирался черным. И наоборот.
Мы познакомили детей с понятием «Силуэт». На газете дети с помощью карандаша намечали силуэт животного и только после этого вырезали детали. Так же дети смогли попрактиковаться в симметричном вырезание деталей, например уши или глаза животного.
При создании картины «Стройка – это хорошо» дети намечали конуры силуэтов городской архитектуры. Очень интересные и неожиданные работы получились. Резкие силуэты города, стройки и кранов смягчались по мере того, как они отступали вглубь картины. Данный эффект мы смогли добиться при помощи приема наложения слоев. Дети на практике смогли увидеть, что один и тот же серый цвет выглядит более ярким на темном фоне и соответственно темнее на светлом. Предполагалось, что после занятий воспитателем будет задан вопрос «Почему нет этих цветов на цветовом круге?», но один ребенок опередил и задала вопрос первым. Это было еще одним знаком для нас, что тема детям очень интересна и актуальна.
Вторая серия занятий «Цвета холодных и теплых оттенков» была направлена на расширение знаний, знакомство детей с теплыми и холодными цвета и как их отличить, об их значении в создании художественного образа.
В начале серии занятий детям предложили игровое упражнение «Четвертый лишний», им было необходимо определить какой цвет лишний, где 3 цвета были связаны общим признаком «холодный цвет», а четвертый «теплый цвет» - лишний. Дети интуитивно выбирали правильные ответы, но объяснить свое логическое решение не могли. Тогда мы задали детям наводящий вопрос: «На какие две группы можно разделить эти цвета?». Дети размышляли и высказывали свои варианты, например, один ребенок сказал: «В этой группе цвета, которые хочется скушать, а во второй группе все цвета моря». А другой ребенок пришёл к выводу, что в первой группе цвета, которые греют, а во второй цвета зимы и ночи. Так мы плавно подошли к понимаю, что цвета бывают холодные и теплые. Попробовали самостоятельно определить их на цветовом спектре.
В этот период времени мы изучали очень интересную для детей тему «Животные и растения способны приспосабливаться к изменениям окружающей среды» и столкнулись с трудностями написания цифры 8. Поэтому мы решили интегрировать занятие по изобразительной деятельности сразу в несколько предметных областей «ФЭМП» и «Развитие речи». Создание коллажа «Пингвины на льдине» прошло в 3 этапа. На занятие по развитию речи дети составляли рассказ по заранее подготовленной иллюстрацией педагогом (Сюжетная картина «Пингвины на льдине»), далее мы пришли к понятию о сюжетной композиции и определили основную цветовую гамму картины. На занятие по ФЭМП мы тренировались рисовать цифру 8 восковыми мелками и преображать цифру в королевского пингвина. А на занятие по изобразительной деятельности готовые заготовки мы преобразили в сюжетную композиции.
Второе занятие было посвящено теме выставки «Дай мусору вторую жизнь!». На занятие по познавательному развитию мы обсуждали с ребятами сколько по времени разлагается тот или иной предмет. Некоторые дети были особенно впечатлены, когда узнали, что обычная писчая бумага разлагается от 1 до 3 месяцев, а фольга более 100 лет. Мы побудили детей не выбрасывать различные фантики, салфетки, бумагу и многое другое из вида бросового материала, а принести в детский сад для создания материальной базы (ресурсов). Далее мы отобрали более экологичные материалы для детей и поставили задачу: создать картину подводного мира при помощи только холодных оттенков.
Дети самостоятельно при помощи акварельных красок создали фон. Некоторым детям было тяжело сначала прочувствовать холодные оттенки и им постоянно хотелось добавить теплых цветов в фон. Чтобы не ждать пока подсохнет фон, ребята приступали к изготовлению рыбок для своего коллажа, используя прием скручивания салфеток в комочки. Данный прием использовали дли передачи объема чешуи рыбки, а красивый перелив плавников дети смогли передать при помощи цветной фольги.
Далее мы приступили к украшению работ. Коллажи получились очень креативными и индивидуальными.
«У моей картины нет правильной или неправильной стороны. Как на нее не посмотри рыбка будет смотреть на тебя и плыть» Борис.
На заключительном занятие данной темы мы задали детям провокационный вопрос «Легко ли использовать в работе только холодных оттенки?», а также попросили детей ответить на вопрос: «На какие две группы можно разделить эти цветные карточки?». Детям предлагались карточки из игры «Четвертый лишний» на повторение и закрепления знаний о цвете. Дети по очереди делили на две группы карточки и называли холодные или теплые эти оттенки. Мы вспомнили что в цветовом круге есть только «цветные» цвета. Цвета делятся на две группы: теплые и холодные тона. Дети, которые называют теплыми цветами становятся горячими, вкусными как конфета, а холодные цветами являются синий, голубой, зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, снежными или цветом воды, лунного света и т.д. Вспомнили, что зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный. На практическом задание мы предоставили детям все цвета, а они уже выбрали самостоятельно фон для своей работы теплого оттенка. Далее опираясь на иллюстрации, дети вырезали горы из журнальных листочков и бумаги, приклеивали их при помощи клея-карандаша. А по завершению работы посыпали манку на нижнюю часть работы от линии горизонта. Это был белый песок пустыни. В завершение дети по желанию вырезали заготовку верблюда и самостоятельно украсили панно.
В дальнейшем мы рассматривали и разбирали в картинках светлые и темные тона, определяли в игре характер цветов, и плавно подошли к вопросу «как сочетать цвета при помощи цветового круга?»
Третья серия занятий «Комплементарные цвета» началась с проблемной ситуации «Какие цвета дружат с друг другом?». Мы дали характеристику контрастным цветам и определили, что это те цвета, которые противоположны на цветовом спектре и они подчеркивают и усиливают яркость друг друга. Эти знания мы использовали при создании последующих коллективных панно. Перед этим проверили свои гипотезы на интерактивном сайте для детей дошкольного и школьного возраста colory.ru в разделе «Генератор цветовых схем». Дети по очереди выбирали цвет, предполагали контрастный ему цвет, нажимали на кнопку «Contrast» и им программа выдавала правильный ответ. Данное задание было очень увлекательным для детей, так как современное подрастающее поколение живет в веке компьютерных технологий.
Все полученные знания дошкольники использовали при создании коллажа в подарок гимназии на ее День рождения. Кстати, символ гимназии когда-то придумали дети, а дизайнеры только усовершенствовали образ. Коллаж был выполнен на картонной заготовке. При создании дети использовали в основном декорированные кружочки из пластилина, а в дополнение украшали пуговицами, бусинками и камушками.
Второе занятие на закрепление знаний было также рассчитано на коллективную работу и сплочение команды. Дошкольники гармонично подбирали цвета, вырезая из журнальных заготовок полоски. В основном полоски вырезали мальчики, поэтому «травка» была разных размеров и местами не точной формы, а девочки пальчиковыми красками изображали различных насекомых. В целом работа получилось интересной!
Выполняя различные упражнения, мы еще раз вспомнили, что составные цвета получаются от смешения красной и жёлтой, а между ними находится желто-оранжевый цвет и оранжево-красный.
В результате накопленных знаний и по теме, изучаемой с детьми, мы выделили цвета относящейся к сезонным изменениям. То есть цвета зимы, весны, лета и осени. Тем самым обогатили словарный запас, изучая цвета и давая им ассоциацию. Например: темный морской синий – цвет зимней ночи.
Четвертую серию занятий «Пастельные оттенки» мы начали с наблюдений за погодными изменениями, а точнее какие оттенки имеет небо или снег, трава и все вокруг. Мы сравнивали цвета снега на солнце, в тени или около дороги. Так как мы уже систематизировали наши знания о цвете, мы решили усложнить задачу детям и предложили поиграть в дидактическую игру «Подбери оттенки шерсти», тем самым мы выявили, что цвета имеют еще светлые и темные тона. Мы остановили свое внимание на светлых тонах, а по-другому пастельных. Выбор был связан еще с тем, что детям сложнее понять, какие цвета светлее, а какие темнее. Так же приближался весенний праздник «8 марта», и дорогих мам, и бабушек, хотелось удивить трогательным подарком. И у нас это получилось! Мы подарили замечательные головные уборы в виде короны собственного дизайна.
На заранее заготовленный круг дети наклеивали лоскутки обоев. После чего дети вырезали по линиям из центра зубцы короны до необходимой отметки. Сгибали по линии получившиеся треугольники и начинали планировать свою работу. Мы предоставили такие материалы для украшений как: ленты, бумажные цветы, камушки, алмазики, папирусная цветная бумага, лоскуты ткани и многое другое. Украшая работу, дети реализовывали оригинальные идеи украшения. Педагог демонстрировал различные варианты симметричного украшения.
В современном мире чаще всего люди делают электронные фотографии и все реже печатают фотографии для фотоальбомов. Поразмыслив, мы поняли, что создание индивидуального фотоальбома, оформление его – это творческий процесс, и его изготовление поспособствует исследовательской деятельности по теме (так как создавали на протяжение всего месяца), объединит всех членов семьи. Также такой альбом был отличным подарком на память к празднику.
Дошкольники с радостью изучали историю и основы техники скрапбукинга, с интересом учились создавать цветовое настроение своего альбома, подбирали сюжет и композицию оформления альбома. Самым увлекательным, конечно же, была реализация техники. Именно сюжет альбома смог вдохновить педагогов и студентов на создание дизайнерского изделия своими руками. В конце работы дети с радостью подписывали фотографии и карточки с помощью заранее подготовленных подписей. Тем самым тренировались в написании и прочтении слов.
Прежде чем приступать к непосредственному изготовлению альбома, мы тщательно продумали его содержание, распланировали, какой будет каждая страничка. Наш альбом был очень компактным, но при этом многофункциональным, он состоял из 19 квадратных страничек. На страничках в любом порядке располагались заготовленные заранее мини карточки по темам: «мое родословное дерево», рисунок «мамы и папы», отдельно «брат и сестра» (если есть), карточки «мои обязанности» и «традиции моей семьи», семейные фотографии и комментарии детей по теме исследований, подписи под каждой карточкой.
Далее подготовили страницы альбома, тем самым реализовали педагогические задачи текущей серии занятий. Чтобы они были крепче, использовали для основы обычный картон. Когда основа для альбома была готова мы приклеили тематические карточки. Оформить его до конца помогли украшения в виде различных наклеек, надписей, теги и комментарии детей. Такая форма была изюминкой альбома – ведь любая поделка в технике скрапбукинг по-своему интересна и креативна.
Мы считаем, что такие виды детских поделок очень актуальны всегда, поскольку основное содержание работы по теме «семья» лежит в основе формирования у детей социального опыта воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у ребенка начинается постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношения.
На протяжении всего этого времени дети познакомились с разнообразием приемов в технике «коллаж», учились сочетать цвета, использовать разнообразные материалы и всю цветовую гамму.
В результате занятий по изобразительной деятельности дошкольники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы и даже внешнего вида человека и помещения, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, его творческой активности и повышению художественной независимости. Творческая активность также проявилась в умении планировать свою работу. Дети научились задумывать сюжет, находить способы его реализации, думать о последовательности своей работы и достигать результатов.
Конспекты НОД по сериям занятий формирования чувства цвета посредством техники «коллаж» у детей старшего дошкольного возраста.
Ознакомительная серия занятий «Цветовой круг».
Цели и задачи серии: выполнить в технике «коллаж» образ цветка по прочитанной сказке «Цветик-Семицветик». Раскрыть понятие «коллаж» и «цветовой круг». Познакомить с шестью главными цветами цветового круга. Учить отбирать бросовый материал необходимого цвета.
Занятие «Цветовой круг»
Цель: создание образа цветка в технике «коллаж».
Задачи:
Раскрыть понятие «коллаж», «цветовой круг».
Познакомить с шестью основными цветами спектра.
Учить отбирать бросовый материал необходимого цвета.
Развивать умение пользоваться ножницами.
Продолжить осваивать приемы наклеивания.
Поощрять творческую самостоятельности при выборе материала.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Заранее заготовленная основа рисунок цветка.
Бросовый материал: подобранные странички из журналов.
Клей-карандаш
Ножницы
Для педагога.
Произведение В. П. Катаева «Цветик-Семицветик»
Иллюстрация волшебного цветка
Наглядный материал «Цветовой круг»
12 цветовых карточек (цветовой спектр)
Счетные палочки двух цветов
Содержание занятия.
Проблемная ситуация: «Расположи 12 цветовых карточек в виде цветка?»
Детей необходимо поделить на две команды, можно поделить при помощи счетных палочек двух цветов, далее предлагается каждой команде разложить 12 цветовых карточек в виде лепестков цветка. После выполнения задания предложите защитить свою работу перед другой командой. Данное упражнение способствует развитию сплоченности в команде, умению договариваться друг с другом, учитывать другое мнение. Но при этом данное упражнение вызывает спор между командами, которое они выполнят по по-разному. Дети будут искать пути решения спора самостоятельно или обратятся к педагогу.
Используя наглядный материал (иллюстрацию), педагог раccкрывает понятие «Цветовой круг» и правила смешивания цветов.
Подготовительный этап
Отсортировать необходимые странички из журналов, найти и разработать основу для коллажа. Подобрать наглядный материал и цветовые карточки. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Повтор пройдённого материала
Вспомнить основные правила безопасности при работе с ножницами, особенности при работе с клеем.
Вопросы для повторения:
Чем отличается коллаж от аппликации? В чем преимущество техники «коллаж»?
Объяснение нового материала
Цветовой круг состоит из 12 оттенков. Три цвета в кругу основные — это красный, синий и желтый. Эти цвета не могут быть получены путем смешивания других цветов. Три составных цвета — это цвета, полученные путем смешивания основных цветов (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Шесть составных цветов третьего порядка, полученные первичным путем основных цветов с составными цветами, например желто-оранжевый.
Рисунок 2. Правила цветового круга.
Подбирать цвета необходимо путем сравнения между собой, опираясь на наглядный материал «Цветовой круг».
Практическая работа
Сегодня мы будем выполнять работу в технике «коллаж», подбирая вырезки из журналов и приклеивая их на основу цветка. Наш цветок будет выглядеть в виде цветового круга.
Для этого над понадобиться журналы с яркими иллюстрациями (подходят каталоги различных магазинов). Необходимо вырезать только цветные изображения, после чего порезать детали на части. Затем, по одному куску следует подбирать цвета, путем сравнения друг с другом и ориентироваться на цветовой круг. Подобранные кусочки журнала приклеиваем последовательно на основу цветка, местами вырезая округлые формы для лепестка.
Завершение работы
Просмотр-анализ работ, подведение итогов спора, рефлексия «Что я узнал нового? Что мне понравилось больше всего?».
Занятие «Знакомство с радугой».
Цель и задачи: познакомиться с понятием «Радуга», систематизировать знания о основных правилах «цветового круга». Практиковаться смешивать цвета, рисуя цветовой круг самостоятельно.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Заранее заготовленная основа «Цветового круга»;
Краски гуашевые;
Кисти № 5-8;
Палитра.
Для педагога.
Наглядный материал «Цветовой круг»;
Стихи о цвете и радуге.
Содержание занятия.
Повтор пройдённого материала
В природе гораздо больше цветов чем 6. В природе много цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз.
Парное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, называемых составными. Например, Красный с добавлением жёлтого получается оранжевый; красный с добавлением синего получается фиолетовый; синий и жёлтый при смешивание дают зелёный цвет. Получившиеся цвета – это цвета радуги.
Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?
Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).
Голубой цвет не является составным цветом. Как вы думаете почему? Голубой цвет нельзя получить путем смешения основных цветов, а смешиванием только основного цвета, то есть синего с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными.
Практическая работа
Приготовьте заготовку перед собой. Теперь возьмите три основных цвета по очереди и закрасим ими часть круга через одну в следующем порядке: красный желтый и синий, оставляя пробелы для составных цветов. Отставные цвета получаются на палитре используя те основные цвета, с которыми уже работали.
В кругу по одному оранжевому, зелёному, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки. Далее по два оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зелёный и желто-зелёный, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Снова закрашиваем пробелы. Вам необходимо выполнять работу аккуратно и осторожно, чтобы получился правильный цветовой круг.
Завершение работы
Просмотр-анализ работ, рефлексия «Что я узнал нового? Все ли получилось? Легко ли было смешивать цвета между собой?».
Первая серия занятий «Ахроматические цвета»
Цели и задачи серии: раскрыть понятие «ахроматические цвета». Усвоить правила сочетаний цветов. Изучить приемы работы с калькой и газетой. Знакомство с понятием «Силуэт». Учить вырезать из газеты формы частей тела животных (голова, тело). Учиться вырезать части тела симметрично (уши, лапы). Учиться рисовать силуэт домов на кальке.
Занятие «Домашнее животное»
Цель: создание панно с домашнем животным в технике «коллаж».
Задачи:
Раскрыть понятие «ахроматические цвета».
Сформировать понятие «светлое на темном», «темное на светлом».
Познакомить с особенностями форм домашних животных (у кошек заостренные ушки, у собак вытянуты мордочки и т.д.).
Формировать умение работать по плану.
Развивать умение пользоваться ножницами и вырезать некоторые детали симметрично (уши, лапы), подбирать необходимый материал.
Продолжить осваивать приемы наклеивания.
Поощрять творческую самостоятельности при выборе материала.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие по трансдисциплинарной теме «Изменения живой природы зависят от смены времен года», художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Картон белый, черный, глянцевый, матовый.
Бросовый материал: газета.
Бумага белая и черная для декорирования.
Клей-карандаш.
Ножницы.
Фломастеры черного цвета.
Для педагога.
Рассказ В. Сутеева «Три котенка»
Наглядный материал «Растяжка от белого к черному»
Фотографии домашних животных собак и кошек.
Содержание занятия.
Проблемная ситуация: «Почему нет этих цветов на цветовом круге?»
После прочтения рассказа В. Сутеева «Три котенка», педагог уточняет у детей какого цвета были котята? (Ответ: белого, серого и черного). Затем педагог спрашивает у детей почему же этих цветов нет на цветовом круге?
Подготовительный этап
Отсортировать необходимые странички из журналов, найти и разработать основу для коллажа. Подобрать наглядный материал и цветовые карточки. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Повтор пройдённого материала
Вспомнить основные правила безопасности при работе с ножницами, особенности при работе с клеем.
Вопросы для повторения:
Какие цвета есть на цветовом круге? При помощи каких подсказок можно вспомнить все цвета цветового круга и радуги?
Объяснение нового материала
В цветовом круге есть только цветные цвета. Такие цвета называются хроматическими. А черный, серый и белый – цвет не имеют, поэтому их назвали ахроматическими. Самый яркий ахроматический цвет – белый, а самый темный – черный. Между ними находится серый цвет и в зависимости от добавления черной или белой краски имеет более светлый или темный оттенок.
Поэтому ахроматические цвета — это все цвета, которые не имеют теплых и холодных оттенков, и отличаются друг от друга только степенью светлости или темноте. Эти цвета - белые, серые, черные.
Практическая работа
Сегодня мы создадим панно с любимым домашним животным каждого из вас. У меня дома живет кот Арчи, а у вас? (ответ детей).
Педагог озвучивает важное правило для детей и дает задание подумать в каких оттенках будет их будущее животное в более светлых или более темных оттенков, ведь от этого будет завесить цвет фона. Далее педагог демонстрирует всевозможные варианты решения и обсуждает с детьми эмоциональное влияние тонального контраста на глаз. Дети и педагог обсуждают, что происходит с черным силуэтом при наложении его на белый фон, после чего меняют белый на черный. Итак, дети заметили, что чем темнее становиться фон, тем сильнее, энергичнее и звонче становиться контраст. После обсуждения дети приступили к практической работе.
Каждый ребенок отобрал необходимые листы газеты для себя и вырезал и необходимые кусочки. Далее педагог дает детям инструкцию, что им необходимо продумать свою композицию и решить какое животное, его форма и размер, в какой позе будут изображены животные. Также от этого зависит как будет расположен лист – горизонтально или вертикально. После того как дети продумали композицию приступают к работе. При помощи дополнительных материалов можно изобразить шерсть кошки, выделить пятна на шерстяном покрове животного, или украсить фон.
Завершение работы
Просмотр-анализ работ, организация выставки, рефлексия «как вы думаете, справились ли вы с передачей тональности? Какие трудности возникали при работе с материалами?».
Занятие «Стройка – это хорошо»
Цель: создание в технике «коллаж» пейзажа ночного города, используя способ наложения слоев.
Задачи:
Систематизировать понятия «ахроматичности», «светлое на темном», «темное на светлом».
Формировать умение работать по плану.
Формировать навыки по работе с калькой и газетой, умение рисовать на кальке силуэт архитектуры.
Продолжить осваивать приемы наклеивания.
Поощрять творческую самостоятельности при выборе материала.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие по трансдисциплинарной теме «Дома отражают культурные влияния и местные условия», художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Заготовки из бумаги для акварели (нижний слой и рамка).
Калька.
Гуашевая краска и фломастер черного цвета на каждого ребенка.
Клей ПВА.
Ножницы.
Кисти № 5-9.
Для педагога.
Предварительная экскурсия по инновационному центру Сколково на тему «Стройка – это хорошо».
Калька – наглядный материал.
Фотографии архитектуры города в ночное время.
Образец, заранее заготовленных педагогом, слоев.
Содержание занятия.
Проблемная ситуация: «Строительство новой архитектуры это хорошо или плохо?»
После рассуждений и беседы по теме, студенты гимназии решили доказать, что строительство домов – это хорошо! Им была предложена необычный способ выполнения работы в технике «коллаж».
Подготовительный этап
На каждого ребенка заранее подготовить: паспарту размером А4, кальку размером А4 в количестве 3 штук, гуашевую краску, кисть, фломастер, подложку, салфетку, баночку с водой, место для сушки слоев.
Повтор пройдённого материала
Вспомнить основные правила при работе с гуашевой краской и фломастерами.
Вопросы для повторения:
Назовите, какие цвета называются ахроматическими? Что такое тональность?
Можно ли комбинировать «коллаж» с другими художественными техниками? Почему мы будем рисовать красками, а техника называется «коллаж»?
Объяснение нового материала
Что такое силуэт? Это одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне дугового цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, вдали или в тумане, видимые без деталей.
Что такое калька? Это прозрачная бумага, применяемая при черчении и ручном копирование. Ее также используют в своей работе портные. Материал хрупкий.
Практическая работа
Сегодня мы создадим объемный городской пейзаж ночного города в технике «коллаж». В первую очередь вам необходимо взять каждый лист кальки и наметить контуры слоя. Можно вдохновиться фотографиями и наметить силуэт города опираясь на фотографии или придумать самостоятельно. Далее затушуйте первый слой черной краской гуаши. После чего отложите первый слой кальки на сушку и повторите работу со вторым и третьим листом кальки. После того как вы убедились, что все слои подсохли приступаем к приему наложения. Скрепите первый слой со вторым приклеивая по краям. Полученный вариант соедините с третьим. Преимущество данного приема в то, что вы сами определяете порядок слоев, например, от первого к третьему или наоборот. Поместите пейзаж в паспорту.
Завершение работы
Просмотр-анализ работ, организация выставки, рефлексия «Какие качества портрета студенты вы использовали сегодня для создания картины?»
Вторая серия занятий «Цвета холодных и теплых оттенков»
Цели и задачи серии: расширять представления о теплых и холодных цветах, об их значении в создании художественного образа. Продолжать составлять гармоничную сюжетную композицию панно.
Занятие «Подводный мир»
Цель: создание в технике «коллаж» подводный мир, используя различные приемы и воображение.
Задачи:
Раскрыть понятие «теплые и холодные оттенки».
Составить гармоничную композицию, используя в работе материалы только холодных оттенков.
Добиться передачи характера, соблюдая пропорции, особенностей рыб, воды, камней и другой живой и неживой природы.
Формировать умение работать по плану.
Продолжить поощрять творческую самостоятельность при выборе материала необходимого оттенка.
Продолжать развивать умение пользоваться ножницами.
Продолжить осваивать различные приемы наклеивания.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие по трансдисциплинарной теме «Используя отходы и перерабатывая мусор, мы помогаем сохранять ресурсы Земли», художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Бумага для акварели – фон.
Силуэт рыбок на выбор различных форм.
Бросовый материал: салфетки, цветная фольга, декоративные украшения на выбор.
Краска акварели.
Кисточки № 5-8.
Клей ПВА.
Фломастеры черного цвета.
Для педагога.
Наглядный материал «Цветовой круг».
Карточки холодных и теплых оттенков для сравнения.
Фотографии морских рыб под водой.
5 минутный видео ролик о том сколько по времени разлагается тот или иной вид мусора.
Содержание занятия.
Игровая ситуация: «Четвертый лишний?»
«Четвертый лишний», им было необходимо определить какой цвет лишний, где 3 цвета были связаны общим признаком «холодный цвет», а четвертый «теплый цвет» - лишний. Дети интуитивно выбирали правильные ответы, но объяснить свое логическое решение не могли. Тогда мы задали детям наводящий вопрос: «На какие две группы можно разделить эти цвета?».
После чего детям продемонстрировали видео ролик том сколько по времени разлагается тот или иной вид мусора и предложили дать «вторую жизнь» мусору.
Подготовительный этап
Отсортировать необходимый бросовый материал. Подготовить все необходимые материалы для работы. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Повтор пройдённого материала
Вспомнить основные правила безопасности при работе с ножницами, особенности при работе с клеем.
Вопросы для повторения:
Какие цвета есть на цветовом круге? Назовите предметы живой и не живой природы подводного мира, их характерные особенности.
Объяснение нового материала
В цветовом круге есть только цветные цвета. Они разделяются на две группы: теплые и холодные оттенки.
Теплые цвета, которые греют, это – красный, желтый, оранжевый. И все цвета, которые имеют хотя бы частичку этих основных цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, песка.
Холодные цвета – это синий, голубой, зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и цвета, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются с чем-то холодным, например снегом, водой, лунным светом и т.д.
А зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный. Зеленый цвет бывает и холодным, и теплым, в зависимости от того есть ли в его составе теплые или холодные краски.
Практическая работа
Для создания коллажа в первую очередь необходимо подготовить фон. Сегодня мы вспомним основные приемы по работе с акварелью. Для начало необходимо смочить лист бумаги водой. Можно использовать толстую кисточку или губку. Очень интересно подбирать оттенки воды и смешивать их прям на фоне при помощи наклонов листа в разные стороны. После того как мы изготовили фон откладываем его в сушки и приступаем к изготовлению рыбки. Можно выбрать одну, а можно несколько. В зависимости от усидчивости ребенка. Для изготовления нам понадобиться салфетка холодного оттенка, фольга и основа формы рыбки. При помощи скручивания маленьких кусочков (1 на 1 см) в шарики мы создавали объём чешуи рыбки. Шарики приклеили к тельцу рыбки, а плавники и жабры рыбы оформили фольгой да бы передать эффект блеска плавников под водой.
После чего дети приступили к самостоятельному оформлению коллажа. На морское дно можно уложить камушки, кораллы, водоросли.
Завершение работы
Просмотр-анализ работ, организация выставки для ДО, рефлексия «Легко ли использовать в работе только холодных оттенки?».
Занятие «Пингвины на льдине»
Цель: закрепить знания о цифре «8» на занятиях по изобразительной деятельности в технике «коллаж», используя холодные и теплые оттенки. Создать коллективную работу.
Задачи:
Продолжать раскрывать понятие «теплые и холодные оттенки».
Составить гармоничную композицию, используя в работе цвета холодных и теплых оттенков.
Добиться передачи движения в общей композиции.
Продолжить поощрять творческую самостоятельность при выборе материала необходимого оттенка.
Продолжать развивать умение пользоваться ножницами.
Продолжить осваивать различные приемы наклеивания.
Отработать навык написания непрерывистой линии при написании цифры 8.
Развивать умение взаимодействовать с друг другом, умение договариваться.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие по трансдисциплинарной теме «Изменения живой природы зависят от смены времен года», художественно-эстетическое развитие, ФЭМП, речевое развитие.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Картонка размером А5.
Мелки черного цвета и теплых оттенков для изображения королевского пингвина, холодных оттенков для тонированния фона.
Бумага холодных оттенков разной толщины.
Ватман для фона.
Кисточки № 5-8.
Клей ПВА.
Иллюстрация для развития речи «Пингвины на льдине»
Для педагога.
Иллюстрация для развития речи «Пингвины на льдине»
Видео ролик о «секретном» приеме легкого изображения пингвина.
Содержание занятия.
Игровая ситуация: Проблемная ситуация «А также ли сложно в создании картины использовать не только холодные, но и теплые оттенки цветов?
Подготовительный этап
Отсортировать необходимый бросовый материал. Подготовить все необходимые материалы для работы. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Повтор пройдённого материала
Попросили детей ответить на вопрос: «На какие две группы можно разделить эти цветные карточки?»
Мы взяли карточки из игры «Четвертый лишний» и применили в данную дидактическую игру на повторение. Дети по очереди делили на две группы карточки и называли холодные или теплые эти оттенки.
Объяснение нового материала
В цветовом круге есть только цветные цвета. Они разделяются на две группы: теплые и холодные оттенки.
Теплые цвета, которые греют, это – красный, желтый, оранжевый. И все цвета, которые имеют хотя бы частичку этих основных цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, песка.
Холодные цвета – это синий, голубой, зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и цвета, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются с чем-то холодным, например снегом, водой, лунным светом и т.д.
А зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный. Зеленый цвет бывает и холодным, и теплым, в зависимости от того есть ли в его составе теплые или холодные краски.
Практическая работа
Педагог заранее готовит сюжетную иллюстрацию для детей по теме занятия. Далее предлагает поиграть в игру и представить, что сейчас ее глаза закрыты и, к сожалению, воспитатель не может увидеть картинку. Для убедительности можно завязать глаза платком. Дети по очереди рассказывают происходящее на картинке.
После рассказа по картинке педагог восхищается с какой точностью было пересказан сюжет картины и предлагает создать свое панно.
Сегодня я подскажу вам необычный способ рисования пингвина. Это секретный способ. Необходимо перед собой положить лист картонки и мел черного цвета. Далее воспользовавшись мелом, начинаем плавными непрерывистыми движениями рисовать цифру «8». Повторяем движение пока толщина цифры не начнет нарастать. Основа тельца готова, далее самостоятельно дополняем детали: глаза, лапы и другое.
Вырезаем пингвина из картона. Тонируем фон при помощи восковых мелков используя боковую часть мела. Оформляем ватман: изображаем горы, льдины и наконец дети договариваются о гармоничном расположение пингвинов на фоне.
Завершение работы
Анализ коллективной работы, рефлексия «Смогли ли вы работать одной командой?».
Занятие «Пейзаж пустыни»
Цель: создание в технике «коллаж» пейзаж пустыни, используя только теплые оттенки.
Задачи:
Продолжать раскрывать понятие «теплые и холодные оттенки».
Закрепить представления детей об особенностях пустыни ее растительном и животном мире.
Продолжить поощрять творческую самостоятельность при выборе материала необходимого оттенка.
Продолжать развивать умение пользоваться ножницами.
Продолжить осваивать различные приемы наклеивания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие по трансдисциплинарной теме «Изменения живой природы зависят от смены времен года», художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Картон теплого оттенка (желтый, оранжевый, красный) для фона.
Листы цветной бумаги и вырезки из журналов теплых оттенков.
Манка (заменитель песка).
Изображение верблюда.
Дополнительные материалы из бросового материала для самостоятельного декорирования.
Клей ПВА и клей-карандаш.
Ножницы
Для педагога.
Иллюстрации растений и животных в пустыне, о природных зонах.
Контейнер с манкой как наглядный материал.
Содержание занятия.
Игровая ситуация: Провокационный вопрос «Легко ли использовать в работе только холодных оттенки?».
Подготовительный этап
Отсортировать необходимый бросовый материал. Подготовить все необходимые материалы для работы. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Повтор пройдённого материала
Попросили детей ответить на вопрос: «На какие две группы можно разделить эти цветные карточки?»
Мы взяли карточки из игры «Четвертый лишний» и применили в данную дидактическую игру на повторение. Дети по очереди делили на две группы карточки и называли холодные или теплые эти оттенки.
Объяснение нового материала
В цветовом круге есть только цветные цвета. Они разделяются на две группы: теплые и холодные оттенки.
Теплые цвета, которые греют, это – красный, желтый, оранжевый. И все цвета, которые имеют хотя бы частичку этих основных цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, песка.
Холодные цвета – это синий, голубой, зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и цвета, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются с чем-то холодным, например снегом, водой, лунным светом и т.д.
А зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный. Зеленый цвет бывает и холодным, и теплым, в зависимости от того есть ли в его составе теплые или холодные краски.
Практическая работа
Педагог сообщает цели и задачи занятия. Задает провокационный вопрос. Приступая к работе, дети выбирают фон необходимого им цвета. Мы предоставили все цвета, а детям необходимо выбрать фон только теплого оттенка. Далее опираясь на иллюстрации, вырезаем горы из журнальных листочков и бумаги, приклеиваем их при помощи клея-карандаша. Нижней половине листа после линии горизонта обмазываем клеем ПВА и рассыпаем манку. В завершение вырезаем заготовку верблюда и самостоятельно при желании декорируем коллаж.
Завершение работы
Просмотр-анализ работ, организация выставки для ДО, рефлексия «Легко ли использовать в работе только теплые оттенки? Испытывали ли вы трудности при создании коллажа?».
Третья серия занятий «Комплиментарные цвета»
Цели и задачи серии: учить получать как можно больше теплых и холодных оттенков путем насыщения цвета, достигая контраста. Учить детей создавать пейзажную композицию в технике коллаж, а также продолжать работать с силуэтом, не выходя за контур.
Занятие «Символ гимназии - Скворец»
Цель: создать коллективную работу в технике «коллаж» ко дню рождения гимназии.
Задачи:
Расскрыть понятие «комплиментарные цвета».
Составить композицию, используя в работе правила комплиментарности.
Продолжить поощрять творческую самостоятельность при выборе материала.
Развивать мелкую моторику используя в работе пластилин и мелкие детали.
Развивать умение взаимодействовать с друг другом, умение договариваться.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Кусок картоновой коробки.
Пластилин.
Колпачки от фломастеров.
Материалы для украшения: бусины, камушки, пуговицы и другое.
Белая гуашь.
Кисточки № 5-8.
Клей ПВА.
Образец символа гимназии «Сколково».
Для педагога.
Образец символа гимназии «Сколково».
Содержание занятия.
Игровая ситуация: проблемная ситуация «Какие цвета дружат с друг другом?».
Детям предложили предположить какие цвета дружат с друг другом. Каждому нужно было придумать свое правило на маленьком образце «Цветовой круг».
Подготовительный этап
Подготовить все необходимые материалы для работы. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Повтор пройдённого материала
Вопросы для детей:
В чем отличие ахроматических цветов от хроматических? Назовите теплые и холодные цвета? С чем ассоциируется буря в пустыне?
Объяснение нового материала
Расположение цвета на цветовом круге может указывать, какие цвета сочетаются друг с другом.
Комплементарными, или дополнительными, цветами называются цвета, которые находятся в противоположных лучиках цветового круга. Например, это фиолетовый и желтый, красный и зеленый и так далее. Эти цвета прекрасно дополняют друг друга, подчеркивая и усиливая цвет. Наибольший контраст этих цветов проявляется в чистых спектральных тонах цвета.
Практическая работа
Воспитатель сообщает, что на этой неделе гимназия «Сколково» празднует свое четвертое день рождения. Предлагает подготовить подарок гимназии к общему празднику. Педагог сообщает цели и задачи занятия.
Для основы мы взяли кусок картонной коробки и покрасили ее в белый цвет, вспоминая правила светлоты. Так наш коллаж будет выглядит намного эффектнее. Далее определяем, что на самом деле символ нашей гимназии состоит из двух цветов, которые находятся друг на против друга на цветовом круге. Приступаем к самому интересному. Пока педагог помогает обозначить силуэт скворца дети из пластилина скатывают шарики из пластилина размером половины сантиметра. После чего прикрепляют разогретый в ладошках пластилин к основе и оставляют отпечаток колпачком фломастера.
Получается очень эффектно и объемно. Так мы решили проблемы с нехваткой материала, ведь пуговицы и бусины достаточно дорогостоящий материал.
Конечно же для лучшего эффекта и оригинальности мы добавили небольшое количество бусин и пуговиц, которые мы собрали совместно с детьми и родителями заранее.
Завершение работы
Анализ коллективной работы, рефлексия «Смогли ли вы работать одной командой?».
Занятие «Луг»
Цель: создать коллективную работу в технике «коллаж» на майскую тематику.
Задачи:
Продолжить раскрывать понятие «комплиментарные цвета».
Составить композицию, используя в работе правила комплиментарности.
Продолжить поощрять творческую самостоятельность при выборе материала.
Развивать мелкую моторику используя в работе пластилин и мелкие детали.
Развивать умение взаимодействовать с друг другом, умение договариваться.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие по трансдисциплинарной теме «Изменения живой природы зависят от смены времен года», художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Ватман.
Журнальные листы.
Фломастеры.
Гуашевые краски.
Кисточки № 5-8.
Клей-карандаш.
Изображение «Цветовой круг».
Для педагога.
Изображение «Цветовой круг».
Содержание занятия.
Игровая ситуация:
Дидактическая игра «Назови цвет».
Дети по очереди доставали карточки, после чего им нужно было назвать цвет и его «друга».
Подготовительный этап
Подготовить все необходимые материалы для работы, отобрать журнальные листы, где присутствует зеленая цветовая гамма. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Повтор пройдённого материала
Вопросы для детей:
В чем отличие ахроматических цветов от хроматических? Назовите теплые и холодные цвета? Вспомните правило комплиментарных цветов?
Объяснение нового материала
Месторасположение цвета на цветовом круге может подсказать, какие цвета сочетаются друг с другом.
Комплементарными, или дополнительными, цветами называются те цвета, которые находятся в противоположных лучиках цветового круга. Например, это фиолетовый и желтый, красный и зеленый и так далее. Эти цвета прекрасно дополняют друг друга, подчеркивая и усиливая цвет. Наибольший контраст этих цветов проявляется в чистых спектральных оттенках цвета.
Практическая работа
Сегодня мне хочется рассказать о том, какие замечательные могут получиться поделки из старых газет. Такие поделки из бумаги настолько просты и интересны, и посильны даже для детей. А теперь, давайте рассмотрим технику их выполнения.
Вначале мы продумываем замысел и намечаем эскиз, который хотелось бы изобразить, а потом при помощи глянцевых журналов выполнить коллаж. Приступаем к самому интересному, рассматриваем журналы. Подбираем различные оттенки цвета, которые нам нужны для воплощения идеи и приступаем к работе. Далее дети нарезают линии разной длины из журнальных и газетных вырезок. Обклеиваем фон заготовленными полосками.
Постепенно переходим к оформлению рисунка. Так как май — это пора первых жучков и бабочек, мы решили оживить работу насекомыми исполненные в технике пальчикового рисования. Каждый оставил свой отпечаток, подпирая цвет насекомого соблюдая правило комплиментарности. Дорисовали фломастером недостающие элементы
Завершение работы
Анализ коллективной работы, рефлексия «Смогли ли вы работать одной командой?».
Четвертая серия занятий «Пастельные цвета»
Цели и задачи серии: раскрыть понятие «светлота». Продолжать учить создавать работу по замыслу, сочетая разные способы и приёмы техники «коллаж». Учить планировать свою работу и действовать в соответствие плана. Показать дополнительные приемы декорирования короны и фотоальбома.
Занятие «Семейный альбом»
Цель: создание индивидуального семейного альбома в технике «скрапбукинг».
Задачи:
Раскрывать понятие «пастельные цвета».
Познакомить детей с дополнительными цветами и оттенками в процессе выполнения работы.
Изучить историю техники «скрапбукинг», основные ее направления и тонкости работы
Учить задумывать заранее содержание своей работы.
Продолжить поощрять творческую самостоятельность при выборе материала.
Использовать свои накопленные знания и умения в разработке и изготовление альбома.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие по трансдисциплинарной теме «Семейные традиции поддерживают связь поколений», художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, обучение грамоте.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Заготовка альбома.
Цветная бумага и картон.
Картинки с изображением домашний обязанностей и традиций.
Флуоресцентные краски для дизайна.
Кисточки № 5-8.
Клей-карандаш.
Ножницы.
Различные вырезки и украшения.
Фотографии семьи
Подписи «мои традиции», «мои обязанности», «семейный альбом» и другие.
Содержание занятия.
Подготовительный этап
Педагоги расчерчивают и вырезают форму для альбома заранее. Далее по линиям изгиба складывают и формируют форму квадрата. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Повтор пройдённого материала
Вопросы для детей:
Какие традиции существуют в семье? Какие обязанности у твоей семьи? На какие группы можно разделить цвета? Какие правила сочетаний цветов вы знаете?
Объяснение нового материала
Монохромная схема – состоит из цветов одного сектора цветового круга, где цвет представлен разными оттенками.
Пастельный оттенок – это мягкий оттенок, полученный путем разбавления чистого тона белым цветом. Гамма пастельных оттенков варьируется от полупрозрачных до достаточно насыщенных.
Пастельные тона могут быть как теплыми, так и холодными – это зависит от свойств цвета, который трансформируется в пастельный с помощью белого.
Практическая работа
Мы сообщили детям цели и задачи упражнения, а также что фотоальбом не так уж и сложно создать, если запастить нужными материалами, инструментами и идеями.
https://www.pinterest.ru/pin/378654281156991282/
Прежде чем приступать к непосредственному изготовлению альбома, следует тщательно продумать его содержание, распланировать, какой будет каждая страничка. Наш альбом был очень компактным при этом многофункциональным, он состоял из 19 квадратных страничек. На страничках в любом порядке располагались заготовленные заранее мини карточки по темам: «мое родословное дерево», рисунок «мамы и папы», отдельно «брат и сестра» (если есть), карточки «мои обязанности» и «традиции моей семьи», семейные фотографии и комментарии детей по теме исследований, подписи под каждой карточкой.
Далее подготовили страницы альбома. Чтобы они были крепче, использовали для основы обычный картон. Да, он смотрится не очень эстетично, но вы всегда можете наклеить на него яркую, красочную подложку из дизайнерской бумаги или раскрасить люминесцентными красками. Когда основа для альбома была готова мы приклеили тематические карточки. Оформить его до конца помогли украшения виде различных наклеек, надписей, теги и комментарии детей. Получившийся мини-альбом немного напоминал папку. Такая форма была изюминкой альбома – ведь любая поделка в технике скрапбукинг по-своему интересна и креативна.
В конце работы студенты с радостью подписывали фотографии и карточки с помощью заранее подготовленных подписей. Тем самым тренировались в написание и прочтение слов, развивали творческие способности и активно участвовали в исследовательской деятельности.
Завершение работы
Анализ индивидуальной работы, оформление выставки по теме занятия, вручений альбомов на празднике.
Занятие «Корона для мамы»
Цель: создание объемной подделки в технике «коллаж».
Задачи:
Продолжаем раскрывать понятие «пастельные цвета».
Продолжить знакомить детей с дополнительными цветами и оттенками в процессе выполнения работы.
Продолжить учить задумывать заранее содержание своей работы.
Продолжить поощрять творческую самостоятельность при выборе материала.
Использовать свои накопленные знания и умения в разработке и изготовление короны.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие по трансдисциплинарной теме «Семейные традиции поддерживают связь поколений», художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Круг из бумаги для акварели размером 29 см.
Цветная бумага и картон.
Нарезки обоев.
Флуоресцентные краски для дизайна.
Кисточки № 5-8.
Клей-карандаш.
Ножницы.
Различные украшения для декора
Содержание занятия.
Проблемная ситуация: что подарить мамочкам в честь праздника 8 марта?
Подготовительный этап
Педагоги расчерчивают два круга один больше другой меньше разница между ними 4 см. Получается круг в круге. От центра к маленькому кругу рисуем лучи. В дальнейшем это будут зубчики короны. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Повтор пройдённого материала
Вопросы для детей:
На какие группы можно разделить цвета? Какие правила сочетаний цветов вы знаете? Что такое пастельные цвета?
Объяснение нового материала
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Монохромная схема – состоит из цветов одного сектора цветового круга, где цвет представлен разными оттенками.
Пастельный оттенок – это мягкий оттенок, полученный путем разбавления чистого тона белым цветом. Гамма пастельных оттенков варьируется от полупрозрачных до достаточно насыщенных.
Пастельные тона могут быть как теплыми, так и холодными – это зависит от свойств цвета, который трансформируется в пастельный с помощью белого.
Практическая работа
Мы сообщили детям цели и задачи упражнения. Прежде чем приступать к непосредственному изготовлению короны, следует тщательно продумать его оформление, распланировать, чтобы не получилось работа перенасыщенность.
На заранее заготовленный круг наклеили при помощи клей ПВА лоскуток обоев. Для полного высыхания необходимо 2 часа, поэтому рекомендуем подготовить фон картоны заранее.
После чего дети вырезают по линиям из центра зубцы короны до необходимой отметки. Сгибают по линии получившиеся треугольники и начинают планировать свою работу.
Мы предоставили такие материалы для украшений как: ленты, бумажные цветы, камушки, алмазики, папирусная цветная бумага, лоскуты ткани и многое другое.
Украшая работу, дети реализовывали оригинальные идеи украшения. Педагог демонстрировал варианты симметричного украшения.
Завершение работы
Анализ индивидуальной работы, оформление выставки по теме занятия, вручений корон на празднике.