Пояснительная записка к презентации
Радость.
Цель занятия: обучать распознаванию и описанию чувства радости.
Задачи: описание чувств изученных ранее – грусти, злости, удивления, анализ жизненных ситуаций с данными эмоциями, формирование умения выражать своё эмоциональное состояние различными способами и контролировать его.
Планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности:
Личностные: осознание необходимости выражать собственные эмоции социально-приемлемыми способами, формирование начальных навыков социализации;
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, видео). Делать выводы в результате совместной работы в паре. Включаться в творческую деятельность под руководством педагога, учиться выражать себя творчески.
Регулятивные УУД: формирование умения выражать свои чувства в отношении педагога и одноклассников. Определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога, осуществлять самооценку собственной деятельности;
Коммуникативные УУД: позитивно проявлять себя в общении. Учиться понимать эмоции, их мимические проявления. Доверительно и открыто говорить о своих чувствах. Ориентироваться на понимание своих чувств и чувств других людей. Слушать и понимать других обучающихся с НОДА.
Оборудование: ноутбук, видеозапись отрывков мультфильмов, содержащих сцены радости героев, презентация занятия, комплект карточек по развитию ритмико-интонационной стороны речи «Составь картинку», развивающие карточки «Азбука развития эмоций ребенка», изображение растения в цветочном горшке, два набора разноцветных цветов в соответствии «цвет-настроение» по количеству детей, клей-карандаш.
Ход занятия.
Подготовительный этап
Приветствие.
Настроение каково? Во! (показывают кулачки с поднятыми или опущенными большими пальцами). Мне приятно видеть вас сегодня. За окном новый день и я думаю, что он принесет нам много радостных минут.
Подведение к теме занятия.
Я предлагаю вам посмотреть короткие фрагменты мультфильмов, чтобы определить, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Внимание на экран.
Ответьте, пожалуйста, какое чувство объединяет всех героев?
Проговаривание темы и цели занятия учащимися.
Как вы думаете, о каком чувстве мы будем говорить сегодня на занятии? (Радость). Где рождается радость? Какие события или люди дарят нам радость? Как узнать какие чувства испытывает собеседник и надо ли нам знать это? Как вы думаете, какими способами мы можем выразить нашу радость? На все эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Основной этап
Упражнение «Цветное настроение»
Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. С помощью цвета можно передать свое настроение. Внимание на экран. Красный – восторг, желтый – радость, зеленый – спокойствие, синий – задумчивость, усталость, фиолетовый – беспокойство, коричневый – обида, черный – грусть.
Упражнение «Цветок настроения»
Сейчас весна. Природа просыпается, совсем скоро все вокруг нас зазеленеет и расцветет яркими красками. Вот и у нас вырос необычный волшебный цветок настроения. Я предлагаю вам выбрать цветочек, того цвета, который соответствует вашему настроению в настоящий момент и приклеить его на наше растение. Посмотрите, какой цветок у нас получился. Что мы можем сказать о нем? Мы с вами увидели, вы испытываете разные чувства и разное настроение.
Упражнение «Противоположности».
Ребята, скажите вам приятно слышать добрые слова? Как меняется от этого ваше настроение? Вы тоже можете подарить радость окружающим добрыми словами. Я предлагаю проверить, много ли вы знаете добрых, хороших качеств человека. Сейчас я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы отвечаете: низкий, далекий - … Поняли задание?
Злой - …, трусливый - …, грустный - …, хвастливый - …, лживый - …, жадный - …, ленивый - …, грубый - …. Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Когда мы видим человека, мультипликационного героя мы можем понять по его лицу, какие чувства, эмоции он испытывает? Да, чувства можно выражать и с помощью мимики, давайте попробуем.
Упражнение «Выражаем чувство мимикой». (карточки по развитию ритмико-интонационной стороны речи «Составь картинку»)
Мы сказали, что чувства можно выразить мимикой лица, с помощью глаз, губ, бровей. Сейчас вы получите листочки с названием эмоции, молча прочитайте их. Попробуйте при помощи карточек изобразить данную эмоцию (радость, грусть, удивление, злость). А теперь посмотрите и постарайтесь догадаться – какую эмоцию изобразил сосед.
Упражнение «Азбука эмоций» (карточки «Азбука развития эмоций ребенка»)
Перед каждым из вас 4 карточки с изображением различных эмоций. Выберите ту карточку, на которой, на ваш взгляд, персонаж испытывает радость. Молодцы, все правильно. А теперь вам нужно выполнить задания на противоположной стороне карточки. Хорошо.
Заключительный этап
Какому чувству было посвящено наше занятие? Удалось нам ответить на поставленные вопросы?
Закончите, пожалуйста, предложения:
Сегодня я
узнал...;
понял...;
научился....
К какому выводу мы пришли? Все наши радостные чувства – это мы сами! Именно в нас самих зарождаются все виды и оттенки радости, хорошие мысли, прекрасное настроение.
Упражнение «Создаем настроение».
Мы сегодня с вами говорили о радости, изображали ее мимикой, цветом, создавали при помощи добрых слов. В начале нашего занятия я просила вас украсить наш цветок настроения. Вы отобразили с помощью цвета то настроение, с каким вы пришли на занятие. Сейчас я вновь прошу вас взять цветочек такого цвета, какое настроение вы испытываете сейчас, после занятия и приклейте его на наше растение. Сравните, какие изменения произошли?
Вот и подошло к концу наше занятие. Мне хотелось бы, чтобы вы запомнили, что есть самая простая радость на свете – радость жить! Дышать, мыслить, чувствовать, осознавать. Радуйтесь жизни и дарите радость другим!
Упражнение «Благодарю…»
Давайте поблагодарим друг друга за занятие. Я начинаю «Спасибо, (имя ребенка) мне было приятно выполнять с тобой упражнения» , он передает "спасибо" дальше и т.д. по кругу.