Конспект занятия на тему «Шахматы. Пешечный эндшпиль» (1–4 классы)
Задачи на поиск мата.PPTX / 1.52 Мб
/data/files/s1709178070.pptx (Задачи на поиск мата.)
видеоХод занятия:
№ |
Этапы |
Время |
Содержание |
Деятельность ПДО |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Средства обучения |
1 |
Организационный |
0,5 |
- Здравствуйте ребята! Я рад приветствовать вас на нашем занятии по шахматам. Здесь мы изучаем основы игры в шахматы. Итак, давайте начнем. |
Приветствует обучающихся, настраивает на занятие.
|
Приветствуют педагога. Настраиваются на занятие
|
Положительная мотивация к учебной деятельности (личностные УУД) |
|
2 |
Актуализация знаний |
3 |
- Ребята, на прошлых занятиях мы с вами решали шахматные задачи на поиск мата, кто скажет, что мы в первую очередь должны делать, что искать? Правильно, первое, мы должны искать «шахи». А второе, если «шахи» не помогают? Да, мы должны обратить внимание на все наши активные фигуры! Ну а что делать, если шахи не помогают и у нас мало активных фигур, чтобы поставить «мат»? Верно, мы должны включить в атаку больше фигур! Сейчас предлагаю освежить память, и решить несколько задач на поиск мата в 2 и 3 хода. Кто знает ответ, поднимает руку. |
Задает вопрос. Проводит викторину решения задачи.
|
Отвечают на поставленный вопрос. Говорят решение задачи. |
Умение грамотно решать шахматные задачи на 2 и 3 хода (предметные УУД) |
Компьютер Телевизор |
3 |
Организация познавательной деятельности
|
||||||
3.1 |
Постановка и поиск решения проблемы Цель: уточнение и согласование темы занятия |
1 |
Ребята, вы уже знаете, как поставить мат в 2 и 3 хода в различных позициях и как играть в начале партии. Цель шахмат – поставить королю соперника мат и защитить собственного короля. А в какой части шахматной партии, чаще всего определяется победитель и проигравший? Правильно, в конце партии (эндшпиль). |
Задает проблемный вопрос. Организует работу над поиском решения.
|
Отвечают на проблемный вопрос |
Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, (познавательные УУД)
|
Компьютер |
3.2 |
Целеполагание |
1 |
А что остается в конце партии на шахматной партии (в эндшпиле)?
|
Подводит детей к определению цели занятия с помощью вопроса.
|
Определяют цель занятия.
|
Умение ставить цель своей деятельности на конкретном занятии (регулятивные УУД) |
Компьютер |
3.3 |
изучение нового материала Цель: организация усвоения обучающимися нового материала |
20 |
Э́ндшпиль (от нем. Endspiel — «заключительная игра») — заключительная часть шахматной партии. Провести границу, отделяющую середину шахматной партии (миттельшпиль) от конца (эндшпиля), возможно не всегда. Обычно игра переходит в эндшпиль, когда разменяно большинство фигур и нет характерных для середины игры угроз королям. Как правило, в эндшпиле основной задачей является не поставить мат, а провести пешку в ферзи и таким образом добиться решающего материального преимущества. |
Рассказывает про эндшпиль. Показывает видео про эндшпиль. Задает вопросы. |
Воспринимают новую информацию. Смотрят видео. Отвечают на вопросы
|
Умение анализировать объект изучения, выделять его элементы и существенные признаки (познавательные УУД) |
Компьютер Телевизор |
|
Динамическая пауза |
1 |
- Ну что ребят, думаю у всех сложилось представление про жертву и вскрытое нападение? А теперь давайте станем ровно, выпрямим спину, расправим плечи. И делаем медленные круговые движение головой в лево 2 раза и в право, тоже 2 раза. ИП. - ОС (Ноги вместе, руки вдоль туловища) Встали на носок, руки вперед. И.П. Встали на носок, руки вверх. |
Проводит разминку под счет |
Выполняют упражнения под счет |
|
|
3.4 |
изучение нового материала |
5 |
Эндшпиль — этап шахматной партии после того, как было проведено сокращение большинства сил. Чаще всего в эндшпиле возникает стратегическая цель — провести пешку в ферзи, чтобы получить необходимый для выигрыша материальный перевес. Для эндшпиля характерны следующие основные особенности: 1.Король в эндшпиле — фигура активная. Не опасаясь угрозы мата, он может покинуть укрытие и принять участие в борьбе наравне с другими фигурами; он способен атаковать фигуры и пешки соперника и первым вторгаться в неприятельский лагерь. При малом числе фигур на доске в эндшпиле возрастает ценность каждой из них. В середине игры создание решающего перевеса сил на каком-либо участке доски обычно является достаточным для выигрыша, но в эндшпиле для победы нужно обеспечить максимальную активность и чёткое взаимодействие фигур. Стратегическая цель эндшпиля — проведение одной из пешек в ферзи — определяет возрастающую роль пешек. Если в середине игры перевес одного из партнёров в одну пешку обычно решающей роли не играет, то в эндшпиле он во многих случаях достаточен для выигрыша. В эндшпиле стратегия (выбор правильного плана) во многом определяется такими особенностями позиции, как: материальное преимущество; наличие проходных пешек или возможность их образования; дефекты в пешечной структуре; степень активности фигур, включая короля;
|
Рассказывает о эндшпиле. |
Воспринимают новую информацию. Отвечают на вопросы.
|
Умение анализировать объект изучения, выделять его элементы и существенные признаки (познавательные УУД) |
Компьютер Телевизор |
3.5 |
практическая работа |
11 |
- Сегодня мы более подробно изучили основы пешечного эндшпиля, а теперь учитывая это попробуем решить примеры по данной теме.
|
Показываю слайды, и коментирую задачи.
|
Расставляют позицию на шахматной доске. Изучают позицию, пытаются решить. |
Умение определять стратегию, выбор дальнейшего действия. (предметные УУД) |
Компьютер Телевизор Шахматные доски |
3.6 |
Закрепление пройденного материала |
1,5 |
Давайте еще раз вспомним, что нужно делать в конце партии? |
Обобщает информацию |
Отвечают на вопросы педагога.
|
Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли(коммуникативные УУД) |
|
4 |
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Цель: организовать закрепление нового знания и рефлексии. |
1 |
Очень полезная тема, не так ли? Все ли вам было понятно, ребята? Попробуйте в дальнейшим использовать эти правила в своих партиях. Спасибо за занятие! До встречи.
|
Проводит рефлексию, подводит итог. Благодарит за занятие, прощается.
|
Подводят итоги занятия. |
Способность к оценке своей учебной деятельности (личностные УУД) |
|