План–конспект занятия на тему «Шахматы. Стратегия шахмат. Выбор плана» (1–4 классы)
Ход занятия:
№ |
Этапы |
Время |
Содержание |
Деятельность ПДО |
Деятельность учащихся |
УУД |
Средства обучения |
1 |
Организационный |
0,5 |
- Здравствуйте ребята! Я рад приветствовать вас на нашем очередном занятии по шахматам. Здесь мы изучаем основы игры в шахматы. Итак, давайте начнем. |
Приветствует обучающихся, настраивает на занятие.
|
Приветствуют педагога. Настраиваются на занятие
|
Положительная мотивация к учебной деятельности (личностные УУД) |
|
2 |
Актуализация знаний |
3 |
- Ребята, на прошлых занятиях мы с вами говорили про тактику игры, кто назовет основные принципа в начале партии, что мы должны делать? Правильно, первое, мы должны захватывать центр. А второе? Да, мы должны развивать легкие фигуры! Ну а что делать, после того как мы захватили центр и вывели все свои легкие фигуры? Верно, мы должны обезопасить короля! Сейчас предлагаю сыграть вам в игру, которая называется «Мастер тактики», на экране будет различные тактические приемы, вы должны их отгадать. |
Задает вопрос. Проводит игру. (Презинтация №1.)
|
Отвечают на поставленный вопрос. Говорят название тактических приемов. |
Умение грамотно называть тактику в начале партии, и распознавать тактические приемы (предметные УУД) |
Компьютер Телевизор |
3 |
Организация познавательной деятельности
|
||||||
3.1 |
Постановка и поиск решения проблемы Цель: уточнение и согласование темы занятия |
1 |
Ребята, вы уже знаете, как правильно развиваться в начале партии, различные тактические приемы, чтобы добиться материального и качественного перевеса. Но что делать если в партии сложилось полное материальное и тактическое равенство и нет напрашивающихся ходов, и вы не понимаете, что делать дальше? Правильно, нужно придумать план! |
Задает проблемный вопрос. Организует работу над поиском решения.
|
Отвечают на проблемный вопрос |
Умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, (познавательные УУД)
|
Компьютер |
3.2 |
Целеполагание |
1 |
А план у нас уже не входит в тактику шахмат, а в другой раздел. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? У нас есть тактика и __________? стратегия
|
Подводит детей к определению цели занятия с помощью вопроса.
|
Определяют цель занятия.
|
Умение ставить цель своей деятельности на конкретном занятии (регулятивные УУД) |
Компьютер |
3.3 |
изучение нового материала Цель: организация усвоения обучающимися нового материала |
8 |
Стратегия шахмат — это общая оценка позиции и постановка целей на долгосрочную перспективу. Тактика шахмат является частью стратегии и распространяется только на отдельную серию ходов, которые могут быть точно рассчитаны. Другими словами, стратегия — это позиционная борьба. А тактика – это набор приемов для реализации стратегии в шахматной партии. Как вы поняли стратегия очень обширная тема. И сегодня мы с вами поговорим про «выбор плана» в стратегии шахмат. А теперь давайте посмотрим видео, про нашу сегодняшнюю тему.
|
Рассказывает про стратегию шахмат. Показывает видео про стратегию. Задает вопросы. |
Воспринимают новую информацию. Смотрят видео. Отвечают на вопросы
|
Умение анализировать объект изучения, выделять его элементы и существенные признаки (познавательные УУД) |
Компьютер Телевизор |
|
Динамическая пауза |
0.5 |
- Ну что ребят, думаю у всех сложилось представление про выбор плана? А теперь давайте сядем ровно, выпрямим спину, расправим плечи. И делаем медленные круговые движение в лево 2 раза и в право, тоже 2 раза. |
|
|
|
|
3.4 |
изучение нового материала |
7 |
Мы сегодня узнали, что стратегия шахмат, это позиционная борьба, направленная длинную перспективу. А тактика – это набор приемов для реализации стратегии в шахматной партии. Элементами стратегии шахматной борьбы являются: - оптимальная для данной ситуации расстановка фигур; - концентрация их на важном участке борьбы и обеспечение взаимодействие между ними; - создание максимальных трудностей другой стороне в выполнении поставленных задач; - овладение пространством, особенно в центре, или контроль над ним и стеснение фигур противной стороны, либо подрыв центра противника; - гармоничное, взаимосвязанное расположение пешек и ослабление их у другой стороны; - создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника; - захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей. Совокупность этих элементов в каждый момент партии с учётом возможных конкретных предложений даёт возможность оценить позицию, на основании чего и определяется план игры. |
Рассказывает о элементах стратегии шахматной партии |
Воспринимают новую информацию. Отвечают на вопросы.
|
Умение анализировать объект изучения, выделять его элементы и существенные признаки (познавательные УУД) |
Компьютер Телевизор |
|
Физкультминутка |
1,5 |
Ну что, не устали? Давайте сделаем не большую разминку. Встаём возле парты: ИП. - ОС (Ноги вместе, руки вдоль туловища) Встали на носок, руки вперед. И.П. Встали на носок, руки вверх.
И.П. – Руки на пояс, ноги на ширине плеч. Наклон в лево И.П. Наклон в право
И.П. – Руки вперёд пальцы в замок, ноги на ширине плеч. Поворот туловища в права Поворот туловища в право И.П. (и тоже самое повороты влево) |
Проводит разминку под счет |
Выполняют упражнения под счет |
|
|
3.5 |
практическая работа |
20 |
- Мы только что узнали основные элементы стратегии шахматной борьбы, которые позволяют нам выбрать план игры. Теперь попробуем, учитывая эти правила, решить пару задач.
|
Показываю слайды, и коментирую задачи.
|
Расставляют фигуры у себя на столе. Изучают позицию, пытаются выбрать план игры. |
Умение определять позицию, выбор дальнейшего действия. (предметные УУД) |
Компьютер Телевизор Шахматные доски |
3.6 |
Закрепление пройденного материала |
1,5 |
Давайте еще раз вспомним, какие элементы стратегической борьбы, мы сегодня узнали? Совокупность этих элементов, для чего они нужны? |
Обобщает информацию |
Отвечают на вопросы педагога.
|
Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли(коммуникативные УУД) |
|
4 |
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Цель: организовать закрепление нового знания и рефлексии. |
1 |
Вот таким было наше занятие, по стратегию шахмат, а конкретно выбор плана. Очень полезная тема, не так ли? Все ли вам было понятно, ребята? Попробуйте в дальнейшим использовать элементы стратегии для выбора плана, когда, казалось бы, нет явного продолжения партии. Спасибо за занятие! До встречи.
|
Проводит рефлексию, подводит итог. Благодарит за занятие, прощается.
|
Подводят итоги занятия. |
Способность к оценке своей учебной деятельности (личностные УУД) |
|