Шея-зрение-шпагат
Проект 23г
Проект естественнонаучной направленности
«Шея-зрение-шпагат»
Пояснительная записка.
В наш индустриальный век людям не хватает двигательной активности. Особенно заметна тенденция к гиподинамии у школьников: нагрузки в школе и приверженность современных детей к компьютерным гаджетам принуждают их вести малоподвижный образ жизни. Это пагубно сказывается на растущем организме ребенка.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок. Занятия йогой способствует развитию двигательной подготовленности детей, позволяет ребенку оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и понимать, как можно сохранять свое здоровье на долгие годы.
Йога – это древняя система оздоровления тела, направленная на обретение душевного спокойствия и гармонии. Она уже давно рассматривается не только как комплекс упражнений, а как целая наука, изучающая законы укрепления мышц, улучшения работы всех органов и систем нашего организма. Йога приносит огромную пользу телу, как взрослого человека, так и ребенка. Ведь, развивая гибкость и укрепляя мышцы, йога поможет ему избежать в дальнейшем таких проблем, как сколиоз, плоскостопие или нарушение осанки. Кроме того, школьники, которые регулярно занимаются йогой, лучше учатся, меньше устают на занятиях и меньше болеют. Общепризнано, что после занятий йогой дети успокаиваются, улучшается душевное состояние ребенка. Занятия йогой развивают силу воли и помогают узнать о своем теле много нового. Именно после таких упражнений тренируется вестибулярный аппарат, улучшается координация и контроль над телом.
В системе дополнительного образования г. Ярославля занятия йогой реализуются в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модифицированной программы физкультурно-спортивной направленности детского объединения «Йога пресс-стрейч»
Интерес учащихся к йоге и ее возможностям, а также необходимость показать способы растяжки через работу с разными отделами позвоночника легли в основу создания проекта.
Актуальность проекта Актуальность и практическая значимость (педагогическая целесообразность) данного проекта очевидны, продиктованы Законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 2012 года, «Концепцией развития дополнительного образования детей», утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4.09.2014 года. В этих нормативных документах делается акцент на «физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 14.07.2022)
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р)
Обоснование проекта
Проект был создан, чтобы привлечь внимание к взаимосвязи разных частей тела. Дети изучают эту взаимосвязь на примере связки для шеи, которая приводит к улучшению шпагата и улучшению зрения.
При разработке данного проекта я ориентировалась на следующие методические преимущества, используя естественнонаучный подход, где дети самостоятельно изучают:
Обычными упражнениями не всегда можно достигнуть желаемый результат, т.к., часто имеются нарушения осанки, проблемы в позвоночнике.
Сделать растяжку эффективней, без причинения боли.
Проблема проекта
Основная проблема, которую решает этот проект:
1.Недостаток осведомленности о взаимосвязи всех частей тела.
2.Улучшение осанки, улучшение кровообращения головы, улучшения растяжки, и т.д.
Аудитория проекта
Учащиеся ДООП «Йога», 8-15 лет
Учащиеся других ДООП центра, 8-15 лет
Механизм реализации проекта
Дети экспериментально, самостоятельно изучают взаимосвязь шейного и тазового отдела позвоночника, а также влияния шейного отдела на зрение. Заносят показатели в таблицу. Потом проводят МК для других обучающихся.
Цель и задачи проекта
Цель:
Изучение взаимосвязи разных отделов позвоночника с костно-мышечной системой, влияние упражнений для шеи на растяжку (поперечный шпагат) и зрение.
Задачи:
1.Показать взаимосвязь детям.
-Дать возможность детям самим сделать замеры, собрать информацию о позвоночнике, о влиянии физ. нагрузок на гибкость.
2.Организовать исследовательскую работу
-Провести предварительные замеры
-Выполнить упражнения
-Сделать контрольные замеры
-Собрать в таблицу, анализировать, сделать выводы о наличии этой взаимосвязи.
3. Поработать в качестве тренера
-Провести МК обучающимся детям в других объединениях.
Продукт проекта
Описание результата работы по взаимосвязи разных частей тела (проверочная таблица, фото и видео материалы, МК в группах объединение «Палитра», публикация проекта в электронных СМИ «Урок РФ»
Результаты проекта:
-Улучшение шпагата за счет применения естественно-научно исследовательского подхода в понимании связи растяжки на шпагат и состоянием шейного отдела. И взаимосвязи состояния шейного отдела на зрение.
Усиление интереса к возможностям йоги физического совершенствования тела.
Этапы реализации проекта
№ П/п | Этапы | Сроки | Краткое описание |
1 | Подготовительный | Январь-февраль | Старт проекта. Сбор информации. Подбор упражнений. Публикация проекта «Исследование влияния правильного положения шейного отдела на растяжку (шпагат)» в электронном СМИ «Урок РФ» МК для родителей |
2 | Экспериментальный | Февраль март | Проведение начальных и контрольных замеров. Выполнение упражнений учащимися объединений «Йога» . Съемка видео занятия учениками. |
3 | Практический | Март | Проведение учащимися объединения «Йога» МК в объединении «Палитра» |
4 | Апрель | МК для учащихся других объединений МК для педагогов | |
5 | Май | Анкетирование детей о результативности растяжки и зрения до начала проекта и после Анализ собранных данных. Подведение итогов |
Оценка результативности
1.Наличие фото и видео материалов.
2.Таблица с результатами.
3.Анкетирование детей о результативности растяжки, и зрения до начала проекта и после.
4.Наличие желания у детей, изучать взаимосвязь разных отделов позвоночника на растяжку.
5.Применение упражнений для шеи, при растяжке на шпагат.
Перспективы развития проекта
Развитие проекта предполагается по нескольким направлениям:
Научиться делать упражнения правильно самостоятельно.
Уметь объяснять и показывать другим детям, других детских объединений.
Найти дополнительные упражнения для шеи и проверить их влияние на шпагат и зрение.
Провести МК для детей других объединений.
Информационные источники.
Байбородова, Л.В., Куприянова, Г.В., Степанов, Е.Н., Золотарева, А.В., Кораблева, А.А. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой [Текст] / Л.В. Байбородова и др. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 303c.
Бойко, В. С. Йога в вопросах и ответах [Текст] /В.С. Бойко. – М.: Старклайт, 2002. – 280с.
Бокатов, А., Сергеев, С. Детская йога [Текст] /А. Бокатов, С. Сергеев. – М.: Ника-центр, 2008. – 408с.
Спицына Любовь Ивановна