12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Войцеховская Анна Валерьевна17





                                                                                       Войцеховская Анна Валерьевна

                                                                             учитель МАОУ «СШ № 8»

​​​​​​​                                                                                     г.Урюпинск Волгоградская обл.





Школьный музей «Живая память»

Школьные музеи, возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по географии, истории и природе родного края, собранных и оформленных учащимися (гербарии, образцы почв и минералов, таблицы, диаграммы, документы и т. п.), в течение времени получили широкое распространение в образовании, как эффективное средство обучения и воспитания.

Участвуя в создании и деятельности школьного музея, педагоги нашей школы и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят посильный вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия.

Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

В виду этого, школьный музей - это музей, где имеются:

- музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим учетом музейных предметов;

- музейная экспозиция;

- актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию;

- программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

Сегодня в условиях модернизации школы, с учетом обновленных ФГОС, школьный музей как никогда востребован и вновь уверенно заявляет о себе, показывает способность эффективно включаться в образовательный процесс, используя свои особенности «пограничного» положения в культуре.

Школьный музей рассчитан на детей, учащихся школы. В сложившейся ситуации в стране, как никогда мы должны воспитать в наших детях гражданско-патриотический и духовно-нравственный стержни. И если сегодня мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, то мы должны понимать, что без воспитания патриотизма, гражданственности, духовности у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед.

У каждого музея должно быть название, но дать имя музею - задача не простая, ведь название музея должно быть лаконичным и достаточно информативным.

В рамках проекта по формированию местных инициатив населения Волгоградской области, путем отбора рейтингового голосования, наша школа приняла участие в конкурсе инициативного голосования по Волгоградской области со школьным проектом «Школьный музей «Живая память» https://budget4me-34.ru/poll/30d0fa7e-965a-4ac0-b393-1a75bba11ea0

В рамках этого проекта учащиеся школы изучают историю Хоперского края, оформляют материалы о ветеранах Великой Отечественной войны. Данные исследования уже обобщены в «Книге памяти» и хранятся в школьном научном обществе «Лидер». За время работы школьного научного общества «Лидер» увеличилось количество учебных проектов учащихся. Чтобы сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, необходим школьный музей, экспозиции которого позволят учащимся ближе познакомиться с историческими событиями и личностями; обогатить свои знания, глубже усвоить краеведческий материал по истории родного города, края; осознать свой долг в созидательной деятельности во имя процветания России. Экспозиции музея помогут не только при проведении музейных уроков, но и уроков истории, литературы, географии, внеклассных мероприятий. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. Используя исследовательский метод в краеведении, школьники учатся раскрывать взаимосвязь общеисторического и местного материала, становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.



Именно поэтому, музей в МАОУ «СШ № 8» г.Урюпинска создаётся в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся. Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

При реализации задач воспитания личности школьника средствами музея нами принято решение использовать разные формы работы: создание экспозиций и выставок на основе фондов музея; опрос населения; уроки мужества; краеведческие викторины, конкурсы; выставки Урюпинского городского краеведческого музея; исследовательская и поисковая деятельность; исторические и краеведческие олимпиады, викторины; встречи с участниками и свидетелями исторических событий, конференции, лекции, поездки по другим музеям и городам; экскурсии и музейные уроки; консультация; научные чтения; кружки; клубы; исторические и литературные мероприятия и т. д.

Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Очень часто среди учащихся можно услышать слова о том, что история нашего города ничем не примечательна, и живут здесь совсем обычные люди, так что и гордиться – то особенно нечем. Поэтому наша задача через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, школы, своей семьи сформировать осознание себя частью страны, осознать свою способность повлиять на развитие страны, повысить гражданско-патриотическую составляющую каждого учащегося.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.