12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Войцеховская Анна Валерьевна17 |
Школьный музей "Живая память"
Войцеховская Анна Валерьевна
учитель МАОУ «СШ № 8»
г.Урюпинск Волгоградская обл.
Школьный музей «Живая память»
Школьные музеи, возникнув как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по географии, истории и природе родного края, собранных и оформленных учащимися (гербарии, образцы почв и минералов, таблицы, диаграммы, документы и т. п.), в течение времени получили широкое распространение в образовании, как эффективное средство обучения и воспитания.
Участвуя в создании и деятельности школьного музея, педагоги нашей школы и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят посильный вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия.
Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
В виду этого, школьный музей - это музей, где имеются:
- музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим учетом музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию;
- программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.
Сегодня в условиях модернизации школы, с учетом обновленных ФГОС, школьный музей как никогда востребован и вновь уверенно заявляет о себе, показывает способность эффективно включаться в образовательный процесс, используя свои особенности «пограничного» положения в культуре.
Школьный музей рассчитан на детей, учащихся школы. В сложившейся ситуации в стране, как никогда мы должны воспитать в наших детях гражданско-патриотический и духовно-нравственный стержни. И если сегодня мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, то мы должны понимать, что без воспитания патриотизма, гражданственности, духовности у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед.
У каждого музея должно быть название, но дать имя музею - задача не простая, ведь название музея должно быть лаконичным и достаточно информативным.
В рамках проекта по формированию местных инициатив населения Волгоградской области, путем отбора рейтингового голосования, наша школа приняла участие в конкурсе инициативного голосования по Волгоградской области со школьным проектом «Школьный музей «Живая память»
В рамках этого проекта учащиеся школы изучают историю Хоперского края, оформляют материалы о ветеранах Великой Отечественной войны. Данные исследования уже обобщены в «Книге памяти» и хранятся в школьном научном обществе «Лидер». За время работы школьного научного общества «Лидер» увеличилось количество учебных проектов учащихся. Чтобы сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, необходим школьный музей, экспозиции которого позволят учащимся ближе познакомиться с историческими событиями и личностями; обогатить свои знания, глубже усвоить краеведческий материал по истории родного города, края; осознать свой долг в созидательной деятельности во имя процветания России. Экспозиции музея помогут не только при проведении музейных уроков, но и уроков истории, литературы, географии, внеклассных мероприятий. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. Используя исследовательский метод в краеведении, школьники учатся раскрывать взаимосвязь общеисторического и местного материала, становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.
Именно поэтому, музей в МАОУ «СШ № 8» г.Урюпинска создаётся в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся. Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.
При реализации задач воспитания личности школьника средствами музея нами принято решение использовать разные формы работы: создание экспозиций и выставок на основе фондов музея; опрос населения; уроки мужества; краеведческие викторины, конкурсы; выставки Урюпинского городского краеведческого музея; исследовательская и поисковая деятельность; исторические и краеведческие олимпиады, викторины; встречи с участниками и свидетелями исторических событий, конференции, лекции, поездки по другим музеям и городам; экскурсии и музейные уроки; консультация; научные чтения; кружки; клубы; исторические и литературные мероприятия и т. д.
Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».