12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Атласкирова Ася Заурбековна19
учитель музыки
Россия, Адыгея респ., Ходзь
Наш школьный музей
 

И сегодня, и в далеком будущем нам нужно постараться сохранить то доброе и хорошее, что было у нашего народа. Чтобы хоть немного понять и прочувствовать, как жили, что переживали и чему радовались наши далекие предки, наши прабабушки и прадедушки, в школах открываются музеи, краеведческие уголки. И в нашей школе есть такой историко- краеведческий музей имени Афашагова Аслана Хаджимуратовича.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Актуальность музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Истоки краеведения уходят в глубь веков и берут свое начало от народного краеведения. Свои знания «краезнатцы» передавали из поколения в поколение, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. В этом состоит значимость и актуальность темы музейной педагогики.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы

В 1976 году учащиеся под руководством учителя истории начали поисково-исследовательскую работу по сбору материалов. В результате этой работы накопилось много полезных, нужных материалов об истории образования учебного заведения, истории аула, изучили быт народов населяющих наш край учителях-ветеранах, о выпускниках и все, что относилось к деятельности нашей школы и таким образом, в «Школьный историко-краеведческий музей». Общий объем площади музея составлял 48 кв.м. Инициатором создания школьного музея являлся Афашагов Аслан Хаджимуратович, который расположился в кабинете истории ,ныне музей расположен в учебном кабинете музыки. Вопрос об открытии школьного музея решался педагогическим коллективом школы при согласовании с местными органами управления образования. Общий контроль и руководство за деятельностью школьного музея осуществляется администрацией школы. За время работы было собрано много материалов об учителях-ветеранах, ветеранах войны и тыла в виде стендов, фотографий, воспоминаний, альбомов. Вместе с Советом музея, учащимися и администрацией школы проводились мероприятия, посвященные  Великой Отечественной войне. Учащиеся встречаются со старожилами села, записывают воспоминания, изучают обряды и традиции. Весь накопленный материал систематизируется, оформляется соответствующим образом и хранится отдельно.

Часто учителя проводят различные встречи и утренники, используя экспонаты в качестве наглядного пособия.

С момента своего создания (с 1976 года) наш музей является важнейшим структурным элементом воспитательной работы школы. Деятельность музея ориентирует школьников на принятие ценностей, которые осознаны в качестве базовых ценностей воспитания (уважение к прошлому, терпимость, сотрудничество). Содержание работы музея направлено на решение задач национального воспитания: чувства привязанности и причастности к прошлому своего народа. Экспонаты музея позволяют ученикам соприкоснуться с предметами быта наших предков.

По своему профилю наш музей является краеведческим. Он воссоздает страницы истории школы, рассказывает о жизни выпускников, учителей. В музее собраны и зарегистрированы в инвентарной книге 180 музейных предмета. Все экспонаты распределены по разделам:

- одежда, обувь и головные уборы;

- посуда и утварь;

- прядение и ткачество;

- предметы быта.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранит и пропагандируют музей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Традицией стало проведение ежегодных историко-краеведческих игр для учеников школы, организуемых руководителем музея совместно с активом музея. Ребята, задействованные в работе музея, становятся наиболее активными участниками мероприятий . Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному народу, формируется у человека в детские годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Проведение в школе праздников адыгского народа, являющихся неотъемлемой частью духовной жизни адыгов, обогащают наших детей знаниями в области сельскохозяйственного труда, физического и духовного воспитания, прививают чувства дружбы и коллективизма, патриотизма и толерантности, доброты и порядочности.

Фонд школьного музея пополняется новыми материалами, отражающими местную историю. Работа музея имеет большое значение для реализации регионального компонента в обучении.

В музее налажена связь со старшим поколением, знающим и соблюдающим традиции, обычаи, культуру адыгского народа, это оказывает неоценимую помощь в организации работы музея. Работа музея была бы невозможна без поддержки и внимания со стороны учителей, учащихся, родителей и выпускников школы. Значительная часть экспонатов передана в дар музею теми, кто в разные годы учился в нашей школе, жил на территории села. Именно музей стал местом, где могут встретиться люди, заинтересованные в сохранении обычаев и традиций нашего народа.

Задачи :

- участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;

- участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование музейного фонда;

- участие в научно – исследовательской деятельности;

- проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения.

Экспозиционная площадь музея представлена разделами в виде стендов, витрин, стеллажей.

«Уголок старины»

Предметы быта, посуда и утварь, одежда и т.д.

« История школы»

Экспозиция представлена в виде стенда, на котором отражены фотографии школы разных лет, сведения о директорах школы разных лет, информация из истории школы

«Учителя-ветераны педагогического труда»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются фотографии и сведения об учителях-ветеранах. Также представлена Книга Почета «Мы гордимся вами»

«Уголок славы Великой Отечественной войны»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения об участниках Великой Отечественной войны. Под стендом в витрине размещены предметы разного типа, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет.

«Защитник Отечества».

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения о службе выпускников школы. Сочинения детей о службе в армии (отцов, старших братьев)

Кроме этого в школьном музее проводятся конкурсы, встречи с интересными людьми,музейный праздник.

С 2016 года на базе музея проводятся семинары по патриотическому воспитанию; семинары – совещания с учителями-предметниками, реализующими программы патриотической направленности;

В 2018 году планируется вручение почётных грамот учащимся «За активное участие в патриотической работе»;

Ежегодно в музее проводятся:

- творческие встречи с ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил;

школьные конкурсы чтецов, конкурс рисунков, посвященных Дню Победы;

- отмечаются юбилейные даты, посвященные героическому прошлому российских воинов

-проводятся уроки мужества, посвященные Дню Победы;

-«Солдатские письма»

«Герои живут рядом»

«Ветеран»

Заключение:

Наш музей является не только помещением, где хранятся вещи, связанные с историей и обычаями адыгского народа. Он является местом развития творчества детей, кабинетом, где каждая вещь работает на ученика, обучая его и обогащая знания о культуре родного аула и быте адыгского народа, воспитывая в учащихся любовь к историко-культурному наследию родины, любовь к родному языку, формируя духовные и нравственные ценности. как мы видим, роль школьного музея в развитии военно-патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность. Ведь, как поется в отрывке из известной нами любимой песни «С чего начинается Родина? С картинки твоем букваре…», тоже также учащиеся в первую очередь, должны знать и помнить историю своей школы, затем по цепочке – историю аула, Республики и в целом историю– нашей многонациональной Родины.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.