
Давыдова Марина Михайловна
преподаватель
ГПОУ «ТОМК» Белевский филиал
Символьные переменные
в языке программирования Qbasic

Аннотация
Данная презентация является демонстрационным материалом к уроку
информатики «Символьные переменные в языке программирования
Qbasic».
Формат документа – презентация, выполненная в программе
Microsoft PowerPoint.
Использовались следующие ресурсы:
О.А.Житкова, Е.К.Кудрявцева «Бейсик и Паскаль от простого к сложному»;
Задачи взяты из сети Интернет.
Методические рекомендации: презентация предназначена для учителей,
ведущих предмет «Информатика и ИКТ», кружки и элективные курсы
по программированию на языке Qbasic.
Объём работы – 26 слайдов.
Объём в Мбайтах – 190 Кбайт.

Что же это такое символьная (строковая) переменная?
Это переменная, значением которой может являться любой набор символов.

Обозначается символьная переменная одной или несколькими латинскими буквами со знаком $.
Пример:
A$ AB$ MIN$

Строчные переменные можно «склеивать». Для этого процесса (конкатенации) используют знак плюс (+).

Рассмотрим пример конкатенации строк:
REM конкатенация строк
s1$="Привет! "
s2$="Меня зовут Саша."
s$=s1$+s2$
PRINT s$
END


Основные стандартные функции для символьных
переменных
№
Основные функции языка Бейсик
1
ASC(XS)
переводит двоичный код символа в десятичное число
2
LEN(XS)
находит длину символьной переменной, включая конечные пробелы
3
MID$(X$,Y,Z)
выдает последовательность Z символов из строки XS , позиции Y
4
STRS(X)
преобразует значение X из числовой формы в символьную
5
CHR$(X)
преобразует код в символ
6
LEFT$(A$,N)
выделяет N левых символов строки AS
7
RIGHT$(XS,N)
выделяет N правых символов строки Х$

А теперь давайте рассмотрим
несколько задач:

Составить программу, подсчитывающую количество букв "а" в предложении.

REM кол-во букв "а"
INPUT "Введите предложение", s$
FOR I=1 TO LEN(s$)
IF MID$(s$,I,1)="а" THEN k=k+1
NEXT
PRINT "Кол-во букв а =", k
END




Составить программу, заменяющую все буквы "а" в предложении на буквы "о".

REM замена букв
ss$=""
INPUT "Введите предложение", s$
FOR I=1 TO LEN(s$)
IF MID$(s$,I,1)="а"
THEN ss$=ss$+"о“
ELSE ss$=ss$+MID$(s$,I,1)
NEXT I
END IF
PRINT "Исправленная строка: ", ss$
END




А теперь решим несколько
задач самостоятельно:

Составить программу, выводящую на печать
предложение в обратном порядке следования символов.

REM обратный порядок букв
ss$=""
INPUT "Введите предложение", s$
FOR I=LEN(s$) TO 1 STEP -1
ss$=ss$+MID$(s$,I,1)
NEXT I
PRINT "Исправленная строка: ", ss$
END

Составить программу, подсчитывающую количество пробелов в строке.

REM кол-во пробелов
INPUT "Введите строку", s$
FOR I=1 TO LEN(s$)
IF MID$(s$,I,1)=“ “ THEN k=k+1
NEXT
PRINT "Кол-во пробелов =", k
END

А теперь запишем
задание на дом: