Пояснительная записка к презентации
В алгоритмических языках программирования переменные предназначены для хранения и обработки данных в программах. Переменной называется величина, значение которой может меняться в процессе выполнения программы. |
|||||
С понятием переменной связаны следующие характеристики (атрибуты): Имя: Определяет обозначение переменной и ее место в памяти. Имя любой переменной (идентификатор) уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. Имя переменной должно обязательно начинаться с буквы. Тип: Определяет множество допустимых значений переменной и множество применимых к ней операций, объем занимаемой памяти и способ представления в памяти. Простейший способ задания типа переменной - использование в идентификаторе переменной определенного суффикса (специального значка), который приписывается к имени переменной. Значение: Это динамическая характеристика, которая может меняться многократно в ходе исполнения алгоритма. Во время выполнения алгоритма в каждый конкретный момент величина имеет какое-то значение или не определена. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целью или вещественные числа, последовательности символов, логические значения и т. д.). |
|||||
Операция присваивания. Любая переменная может получить или изменить свое значение с помощью оператора присваивания. В общем виде оператор присваивания можно записать так: <имя переменной> : = <выражение> |
|||||
|
|||||
Основные понятия алгоритмического программирования (данные, операторы, функции, процедуры и т. д.) Данные - величины, обрабатываемые программой. Переменные: Данные, значения которых изменяются в процессе выполнения программы Константы: Данные, значения которых не могут меняться в процессе выполнения программы |
|||||
Основные понятия алгоритмического программирования (данные, операторы, функции, процедуры и т. д.) Имена (идентификаторы): Используются для обозначения объектов в программе (переменных, массивов, функций и др.) Каждая переменная имеет свое уникальное имя. Операции: - арифметические операции +, - , *, /, и др. ; - логические операции и, или, не; - операции отношения <, >, <, >, =, < >; - операция сцепки («присоединения», «конкатенации») символьных значений друг с другом с образованием одной длинной строки; изображается знаком «+». |
|||||
Основные понятия алгоритмического программирования (данные, операторы, функции, процедуры и т. д.) Выражения: Предназначаются для выполнения необходимых вычислений, состоят из констант, переменных, указателей функций (например, ехр(х)), объединенных знаками операций. Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, «многоэтажных» дробей и т. д.), что позволяет вводить их в компьютер, последовательно нажимая на соответствующие клавиши клавиатуры. Операторы (команды): Текст любой программы состоит из отдельных предложений. Обычно они называются операторами. Как правило, оператор содержит имя и данные и указывает, какую операцию и над какими величинами надо выполнить. Одна строка программы может содержать один или несколько операторов, В состав операторов входят: - ключевые слова; - данные; - выражения и т, д. |
|||||
Основные понятия алгоритмического программирования (данные, операторы, функции, процедуры и т. д.) Функции: Для наиболее употребительных функций программы их вычисления записаны в память компьютера, в библиотеки программ, а функции включены в состав языков программирования. Такие функции называются встроенными (или стандартными). Для вычисления таких функций в программе достаточно указать имя функции и значение ее аргумента. Каждый язык программирования имеет свои стандартные функции. Процедуры: Процедура - это самостоятельная программная единица, которая выполняется по команде из другой программы или процедуры. Процедура оформляется определенным образом, к ней можно обращаться из разных точек программы любое число раз. При этом такая процедура может решать каждый раз одну и ту же задачу с разными значениями исходных данных. |
|||||
Пример разработки алгоритма и программы для решения задачи, содержащей команды ветвления Вычисление значения функции у(х) для заданного х: |
|||||
program zadacha; var x, y: real; begin {вычисление значения функции у(х)}; writeln ('Введите значение х'); readln (x); if x<= 10 then y:=-5 else y:= x*x*x; writeln ('y =', y) end. |
|||||
Пример разработки алгоритма и программы для решения задачи, содержащей команду повторения (оператор цикла) Вычисление суммы натуральных чисел от 1 до N. Комментарии. Натуральное число N вводится с клавиатуры в процессе выполнения программы. Искомая сумма обозначается идентификатором S. Параметром цикла является переменная i , которая изменяется от 1 до N с шагом 1, за счет чего и происходит перебор всех значений натуральных чисел от 1 до N . По окончании вычислений результат печатается на экране компьютера. |
|||||
program zadacha; var n, i, s : integer; begin writeln ('Введите натуральное число'); readln (n); s:=0; i:= 1; Repeat begin s:= s + i; i:= i + 1; end Until i > n ; writeln ('Сумма натуральных чисел s = ', s) end. |
|||||
Задача определения максимального элемента в одномерном массиве целых чисел Исходные данные: N - количество элементов в массиве, А - сам массив. Результаты: К - номер (индекс) того элемента в массиве, который оказался максимальным, АМАХ - значение максимального элемента. Промежуточные величины: I - текущий индекс элемента (переменная цикла). Поиск наибольшего значения осуществляется последовательным сравнением значений. В качестве начального значения наибольшего элемента массива выбирается значение первого элемента, а сам цикл, выполняющий сравнение, начинается со второго элемента. |
|||||
program max; uses crt; var a : array [1..20] of real; i, n, k : integer; amax : real; begin ClrScr; write ('Введите N = '); readln(n); for i := 1 to n do {Ввод элементов массива А} begin write ('а[' , i, ']='); readln (a[i]) end; amax := a[1]; k := 1; {Поиск максимального элемента} for i :=2 to n do if a[i] > amax then begin amax := a[i]; k:=i end; writeln; writeln ('Наибольший элемент номер ', k); writeln ('его значение', amax : 5 :1); readln end. |
|||||
Пример решения расчетной задачи с использованием математических функций «Вычисление значения выражения для заданного натурального числа n». Комментарии. Данная задача реализует пример классического циклического алгоритма. Интерес здесь представляет использование стандартной математической функции «корень квадратный». В языках программирования существуют определенные правила записи таких функций. В частности, языки Бейсик и Паскаль требуют, чтобы рядом с именем стандартной функции (SQR или sqrt - соответственно) в скобках был указан аргумент функции, в нашем случае - это подкоренное выражение. |
|||||
program zadacha; {вычисление суммы квадратных корней натуральных чисел} var n, i : integer; s : real; begin writeln ('Введите натуральное число'); readln (n); s:=0; for i:= 1 to n do s := s + sqrt(i); writeln ('Сумма чисел s = ', s) end. |