12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Аверкина Татьяна Петровна566
Стаж 36 лет.
Россия, Мордовия респ., с. Тарханово
Материал размещён в группе «Урок информатики и ИКТ»
5

Презентация «Переменная в программировании»



Переменная в программировании

В алгоритмических языках программирования переменные предназначены для хранения и обработки данных в программах.

Переменной называется величина, значение которой может меняться в процессе выполнения программы.

С понятием переменной связаны следующие характеристики (атрибуты):

Имя: Определяет обозначение переменной и ее место в памяти. Имя любой переменной (идентификатор) уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. Имя переменной должно обязательно начинаться с буквы.

Тип: Определяет множество допустимых значений переменной и множество применимых к ней операций, объем занимаемой памяти и способ представления в памяти. Простейший способ задания типа переменной - использование в идентификаторе переменной

определенного суффикса (специального значка), который приписывается к имени переменной.

Значение: Это динамическая характеристика, которая может меняться многократно в ходе исполнения алгоритма. Во время выполнения алгоритма в каждый конкретный момент величина имеет какое-то значение или не определена. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целью или вещественные числа, последовательности символов, логические значения и т. д.).

Операция присваивания.

Любая переменная может

получить или изменить свое

значение с помощью

оператора присваивания.

В общем виде оператор присваивания можно записать так:

<имя переменной> : = <выражение>

Оператор выполняется следующим образом:

Свойства операции присваивания:

Вычисляется выражение в правой части оператора. После этого переменная, указанная в левой части, получает вычисленное значение. При этом тип выражения должен быть совместим по присваиванию с типом переменной, а значения всех переменных, входящих в выражение, были определены.

1. Пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;

2. Значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;

3. Новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.

Основные понятия алгоритмического программирования (данные, операторы, функции, процедуры и т. д.)

Данные - величины, обрабатываемые

программой.

Переменные: Данные, значения которых изменяются в процессе выполнения программы

Константы: Данные, значения которых не могут меняться в процессе выполнения программы

Основные понятия алгоритмического программирования (данные, операторы, функции, процедуры и т. д.)

Имена (идентификаторы): Используются для обозначения объектов в программе (переменных, массивов, функций и др.)

Каждая переменная имеет свое уникальное имя.

Операции:

- арифметические операции +, - , *, /, и др. ;

- логические операции и, или, не;

- операции отношения <, >, <, >, =, < >;

- операция сцепки («присоединения», «конкатенации») символьных значений друг с другом с образованием одной длинной строки; изображается знаком «+».

Основные понятия алгоритмического программирования (данные, операторы, функции, процедуры и т. д.)

Выражения: Предназначаются для выполнения необходимых вычислений, состоят из констант, переменных, указателей функций (например, ехр(х)), объединенных знаками операций.

Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, «многоэтажных» дробей и т. д.), что позволяет вводить их в компьютер, последовательно нажимая на соответствующие клавиши клавиатуры.

Операторы (команды):

Текст любой программы состоит из отдельных предложений. Обычно они называются операторами. Как правило, оператор содержит имя и данные и указывает, какую операцию и над какими величинами надо выполнить. Одна строка программы может содержать один или несколько операторов, В состав операторов входят:

- ключевые слова;

- данные;

- выражения и т, д.

Основные понятия алгоритмического программирования (данные, операторы, функции, процедуры и т. д.)

Функции: Для наиболее употребительных функций программы их вычисления записаны в память компьютера, в библиотеки программ, а функции включены в состав языков программирования. Такие функции называются встроенными (или стандартными). Для вычисления таких функций в программе достаточно указать имя функции и значение ее аргумента.

Каждый язык программирования имеет свои стандартные функции.

Процедуры:

Процедура - это самостоятельная программная единица, которая выполняется по команде из другой программы или процедуры.

Процедура оформляется определенным образом, к ней можно обращаться из разных точек программы любое число раз. При этом такая процедура может решать каждый раз одну и ту же задачу с разными значениями исходных данных.

Пример разработки алгоритма и программы для решения задачи, содержащей команды ветвления

Вычисление значения функции у(х) для заданного х:

program zadacha;

var x, y: real;

begin

{вычисление значения функции у(х)};

writeln ('Введите значение х');

readln (x);

if x<= 10 then y:=-5 else y:= x*x*x;

writeln ('y =', y)

end.

Пример разработки алгоритма и программы для решения задачи, содержащей команду повторения (оператор цикла)

Вычисление суммы натуральных чисел от 1 до N.

Комментарии. Натуральное число N вводится с клавиатуры в процессе выполнения программы. Искомая сумма обозначается идентификатором S. Параметром цикла является переменная i , которая изменяется от 1 до N с шагом 1, за счет чего и происходит перебор всех значений натуральных чисел от 1 до N . По окончании вычислений результат печатается на экране компьютера.

program zadacha;

var n, i, s : integer;

begin

writeln ('Введите натуральное число');

readln (n);

s:=0;

i:= 1;

Repeat

begin

s:= s + i;

i:= i + 1;

end

Until i > n ;

writeln ('Сумма натуральных чисел s = ', s)

end.

Задача определения максимального элемента в одномерном массиве целых чисел

Исходные данные: N - количество элементов в массиве,

А - сам массив.

Результаты: К - номер (индекс) того элемента в массиве, который оказался максимальным, АМАХ - значение максимального элемента.

Промежуточные величины:

I - текущий индекс элемента (переменная цикла). Поиск наибольшего значения осуществляется последовательным сравнением значений. В качестве начального значения наибольшего элемента массива выбирается значение первого элемента, а сам цикл, выполняющий сравнение, начинается со второго элемента.

 

program max;

uses crt;

var a : array [1..20] of real; i, n, k : integer;

amax : real;

begin ClrScr;

write ('Введите N = '); readln(n);

for i := 1 to n do {Ввод элементов массива А}

begin

write ('а[' , i, ']='); readln (a[i]) end;

amax := a[1]; k := 1; {Поиск максимального элемента}

for i :=2 to n do

if a[i] > amax then begin

amax := a[i]; k:=i end; writeln;

writeln ('Наибольший элемент номер ', k);

writeln ('его значение', amax : 5 :1); readln

end.

Пример решения расчетной задачи с использованием математических функций

«Вычисление значения выражения для заданного натурального числа n».

Комментарии.

Данная задача реализует пример классического циклического алгоритма. Интерес здесь представляет использование стандартной математической функции «корень квадратный».

В языках программирования существуют определенные правила записи таких функций. В частности, языки Бейсик и Паскаль требуют, чтобы рядом с именем стандартной функции (SQR или sqrt - соответственно) в скобках был указан аргумент функции, в нашем случае - это подкоренное выражение.

program zadacha; {вычисление суммы квадратных корней натуральных чисел}

var n, i : integer; s : real;

begin

writeln ('Введите натуральное число');

readln (n);

s:=0;

for i:= 1 to n do s := s + sqrt(i);

writeln ('Сумма чисел s = ', s)

end.


Переменная в программировании
PPT / 973.5 Кб

Опубликовано в группе «Урок информатики и ИКТ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.