Урок на тему «Синонимы и антонимы» (Русский язык, 3 класс)
Урок 39
Раздел: Время Лексическая тема: Экономное использование времени Тема: Синонимы и антонимы |
||||||
Урок: русский язык |
школа |
|||||
дата: |
имя учителя |
|||||
класс3 |
кол-во присутствующих |
кол-во отсутствующих |
||||
цели обучения, которым посвящён урок |
3.1.4.1 - участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы 3.2.2.1* различать синонимы, антонимы 3.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении |
|||||
цели урока |
Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения. Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте Соблюдение грамматических норм |
|||||
критерии оценивания |
Все учащиеся смогут: Узнать о синонимах, антонимах. Большинство учащихся смогут: Исправлять ошибки при подборе антонимов, подбирать соответственно лексическому значению. Объяснять смысл пословиц. Некоторые учащиеся смогут: Добавить высказывания об экономном расходовании времени. Объяснить смысл высказывания. Приводить свои примеры антонимов. Составлять пословицы с антонимами. |
|||||
привитие ценностей |
ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
|||||
межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами: литература, физическая культура, самопознание, познание мира. |
|||||
предварительные знания |
Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание. |
|||||
Ход урока |
||||||
запланированные этапы урока |
запланированная деятельность на уроке |
ресурсы |
||||
вызов |
Создание положительного эмоционального настроя. -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствует гостья. Давайте поприветствуем её и подарим ей свою улыбку. Повторение пройденного. Д/з Игра да/нет - Проверка домашнего задания пройдет в форме игры. -Если утверждение верное, то вы поворачиваете руки в сторону, где прикреплено слово да, а если нет, то в сторону со словом нет. Значение слова –это его смысл. То, что означает слово, является его тематическим значением. Нет (лексическое). Грамматическое значение – общее значение слова как части речи. Да Слова могут объединяться в группы по темам. Такие группы называются тематическими. (Да) Слова с двумя или более лексическими значениями –это однозначные слова. ( многозначные)нет Лексическое значение слова может быть прямым и переносным. (да) Высказывание – это мысль, выраженная одним или несколькими выражениями по определенной теме. (да) А сейчас оцените себя в листе оценивания. |
|||||
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь. Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”) 1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная. 2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная? 1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная. 2-й – Ничего не понятно! - Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами. Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному) 1-й – Ну и жарко! 2-й - Да ты что? Холодно! 1-й – Я весь покраснел! 2-й – Я весь побелел! 1-й – Ты что такой кислый? 2-й – А ты что – сладкий? 1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются? 2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой. - Эти слова называются антонимами. - Скажите о чем пойдет речь на нашем уроке? Ответы детей. Скажите ребята, а что мы должны сегодня узнать? Ответы детей. Мои помощницы рассказали нам , что бываю слова-друзья и слова –спорщики (антонимы и синонимы) и как их отличить. А давайте попробуем сформулировать с вами правило, что такое антонимы и синонимы. С детьми составляем правило. - Сейчас давайте посмотрим правильно ли мы его составили. На экране появляется правило. Один из учеников громко читает. - Сейчас предлагаю применить наши новые знания на практике. Задание подбери к словам синонимы и антонимы (работа в парах) После проверяют себя с доски и оценивают себя в листе оценивания. А теперь работа в группах. У вас на партах, у каждого лежит сердечко. У кого розовое идут за парту, где прикреплен топер с розовым сердцем, у кого зеленое –топер зеленого цвета, и желтые сердца идут к желтому топеру. Прием «Тарсия» - Вы будете работать по формулятору «Тарсия». Ваша задача собрать фигуру, подобрав антонимы. У одной группы антонимы –имена существительные, у второй группы прилагательные и у третьей глаголы. (Групповая работа). У детей должна получиться определенная фигура. Физминутка. Физминутка ,конечно, с антонимами. - Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот. Встать – сесть Руки вверх – вниз Наклон вперёд – наклон назад Наклон вправо – влево Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко ( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко. Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл. Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты - храбрец. Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец! - Отдохнули ребята? А теперь продолжим работу! Делу время, а потехе час. - Скажите, а что означает эта пословица? Ответы детей. Мы с вами знаем, что нужно экономно использовать время! Недавно познакомились с рассказом «Сказка о потерянном времени» по литературе, из которой узнали, что люди, которые попусту теряют время…. Ответы детей. Скажите, а какие слова мы встретили в этой пословице? (антонимы) - А давайте попробуем подобрать к этим словам синонимы. Ответы детей. -Молодцы, ребята! Вы отлично работаете! Думаю, мы можем перейти к следующему заданию. Групповая работа. Подобрать картинки антонимы, приклеить на лист и подписать. А также одной группе: придумать одну пословицу используя одну пару антонимов 2. Подобрать синонимы к одной из пар антонимов. После выполнения задания меняются листами и проверяют, и оценивают другую группу. «Карусель» Озвучивают результат. |
учебник |
|||||
Рефлексия |
Итог урока. Я выбрал себе такое сердце, потому-что… Дети выбирают себе сердце и объясняют почему они выбрали сердце именно такого цвета. Говорят, чему научились на уроке. Подводим итог урока. - А сейчас мы с вами зажжем сердце нашего класса! Дети приклеивают свои сердца на доску, где нарисовано сердце. |
|||||
Д/З |
1. Написать забавную историю, сказку или стихотворение на тему: «История о словах-спорщиках» 2 .Составить 5 предложений с синонимами и антонимами. 3.Стр.17 упр 4. Домашнее задание по выбору. На столе лежат разноцветные карточки. Дети выбирают себе любое задание. |
|||||
Дополнительная информация |
||||||
дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
||||
задания в группах подобрано для сильных, средних, слабых. |
формативное оценивание -Самооценивание по «Листу самооценивания» -Взаимооценивание при работе в группе, классом. -Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. |
физминутка |