12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булекпаева Айжан Канибековна25

Урок 39

Раздел: Время

Лексическая тема: Экономное использование времени

Тема: Синонимы и антонимы

Урок: русский язык

школа

дата:

имя учителя

класс3

кол-во присутствующих

кол-во отсутствующих

цели обучения, которым посвящён урок

3.1.4.1 - участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы

3.2.2.1* различать синонимы, антонимы

3.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении

цели урока

Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения.

Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте

Соблюдение грамматических норм

критерии оценивания

Все учащиеся смогут: Узнать о синонимах, антонимах.

Большинство учащихся смогут: Исправлять ошибки при подборе антонимов, подбирать соответственно лексическому значению. Объяснять смысл пословиц.

Некоторые учащиеся смогут:

Добавить высказывания об экономном расходовании времени. Объяснить смысл высказывания. Приводить свои примеры антонимов. Составлять пословицы с антонимами.

привитие ценностей

ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: литература, физическая культура, самопознание, познание мира.

предварительные знания

Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание.

Ход урока

запланированные этапы урока

запланированная деятельность на уроке

ресурсы

вызов

Создание положительного эмоционального настроя.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствует гостья. Давайте поприветствуем её и подарим ей свою улыбку.

Повторение пройденного. Д/з

Игра да/нет

- Проверка домашнего задания пройдет в форме игры.

-Если утверждение верное, то вы поворачиваете руки в сторону, где прикреплено слово да, а если нет, то в сторону со словом нет.

Значение слова –это его смысл. То, что означает слово, является его тематическим значением. Нет (лексическое).

Грамматическое значение – общее значение слова как части речи. Да

Слова могут объединяться в группы по темам. Такие группы называются тематическими. (Да)

Слова с двумя или более лексическими значениями –это однозначные слова.

( многозначные)нет

Лексическое значение слова может быть прямым и переносным. (да)

Высказывание – это мысль, выраженная одним или несколькими выражениями по определенной теме. (да)

А сейчас оцените себя в листе оценивания.

 
 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.

Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)

1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

- Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

1-й – Ну и жарко!

2-й - Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.

- Эти слова называются антонимами.

- Скажите о чем пойдет речь на нашем уроке?

Ответы детей.

Скажите ребята, а что мы должны сегодня узнать?

Ответы детей.

Мои помощницы рассказали нам , что бываю слова-друзья и слова –спорщики (антонимы и синонимы) и как их отличить. А давайте попробуем сформулировать с вами правило, что такое антонимы и синонимы.

С детьми составляем правило.

- Сейчас давайте посмотрим правильно ли мы его составили.

На экране появляется правило. Один из учеников громко читает.

- Сейчас предлагаю применить наши новые знания на практике.

Задание подбери к словам синонимы и антонимы (работа в парах)

После проверяют себя с доски и оценивают себя в листе оценивания.

А теперь работа в группах. У вас на партах, у каждого лежит сердечко. У кого розовое идут за парту, где прикреплен топер с розовым сердцем, у кого зеленое –топер зеленого цвета, и желтые сердца идут к желтому топеру.

Прием «Тарсия»

- Вы будете работать по формулятору «Тарсия». Ваша задача собрать фигуру, подобрав антонимы. У одной группы антонимы –имена существительные, у второй группы прилагательные и у третьей глаголы. (Групповая работа). У детей должна получиться определенная фигура.

Физминутка.

Физминутка ,конечно, с антонимами.

- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

 Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  - храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!

- Отдохнули ребята? А теперь продолжим работу!

Делу время, а потехе час.

- Скажите, а что означает эта пословица?

Ответы детей.

Мы с вами знаем, что нужно экономно использовать время! Недавно познакомились с рассказом «Сказка о потерянном времени» по литературе, из которой узнали, что люди, которые попусту теряют время….

Ответы детей.

Скажите, а какие слова мы встретили в этой пословице? (антонимы)

- А давайте попробуем подобрать к этим словам синонимы.

Ответы детей.

-Молодцы, ребята! Вы отлично работаете! Думаю, мы можем перейти к следующему заданию.

Групповая работа. Подобрать картинки антонимы, приклеить на лист и подписать.

А также одной группе: придумать одну пословицу используя одну пару антонимов

2. Подобрать синонимы к одной из пар антонимов.

После выполнения задания меняются листами и проверяют, и оценивают другую группу.

«Карусель»

Озвучивают результат.

учебник

Рефлексия

Итог урока.

Я выбрал себе такое сердце, потому-что…

Дети выбирают себе сердце и объясняют почему они выбрали сердце именно такого цвета.

Говорят, чему научились на уроке.

Подводим итог урока.

- А сейчас мы с вами зажжем сердце нашего класса!

Дети приклеивают свои сердца на доску, где нарисовано сердце.

 

Д/З

1. Написать забавную историю, сказку или стихотворение на тему: «История о словах-спорщиках»

2 .Составить 5 предложений с синонимами и антонимами.

3.Стр.17 упр 4.

Домашнее задание по выбору.

На столе лежат разноцветные карточки. Дети выбирают себе любое задание.

 

Дополнительная информация

дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

задания в группах подобрано для

сильных, средних, слабых.

формативное оценивание

-Самооценивание по «Листу самооценивания»

-Взаимооценивание при работе в группе, классом.

-Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

физминутка

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.