Урок на тему «Слова противоположные по значению - антонимы» (Русский язык, 3 класс)

1
0
Материал опубликован 18 November 2018

 

Сквозная тема:

Время

Школа:

Дата: 2 четверть

ФИО учителя:

Класс: 3 «____» класс.

Русский язык

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Лексическая тема:

Воспитание характера.

Тема урока:

Слова, противоположные по значению.(антонимы)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.5.1 строить монологическое высказывание на заданную и интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на основе опорных слов

2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в тексте.

2.3.2.1 составлять и писать короткие тексты на заданную тему по опорным словам и по плану (с помощью учителя).

Развитие

навыков:

1.5 Составление монологического высказывания на заданную тему.

2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте.

3.2 Создание текста по плану и опорным словам.

Цель урока:

Все учащиеся смогут:

-узнавать о словах, противоположных по значению;

- определять и использовать синонимы, антонимы в устной и письменной речи.

Большинство учащихся будут уметь:

-читать текст по ролям;

-объяснять смысл слов;

-приводить примеры антонимов;

-записывать слова с антонимами по образцу;

-подбирать слова с противоположным значением;

-находить в тексте синонимы, антонимы и омонимы;

- определять в тексте роль синонимов, антонимов;

-различать антонимы, и понимать их роль в тексте с помощью учителя.

Некоторые учащиеся смогут:

- составлять и писать короткий текст, на основе предложенного плана и опорных слов по заданной теме

Критерии оценивания

- по опорным словам объясняют тему и основную мысль высказывания

- составляют монолог на заданную тему

- определяют и записывают синонимы, антонимы

- составляют и записывают текст на заданную тему по предложенному плану и опорным словам

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Литература, физическая культу­ра, самопознание.

Навыки

использования ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,

алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,

высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и

письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в

именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,

перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в

середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща,

чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й],

разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс,

родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова-

предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, синонимы.

Ход урока

Этапы урока/время

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-2мин.

Создание положительного эмоционального настроя. Организационный момент.

Мы сегодня будем снова наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

 

2-10 мин

Актуализация жизненного опыта. Постановка «открытых и закрытых вопросов»

- Ребята, что такое слова синонимы? (слова , близкие по значению)

(П) Игра «Подбери пару»

- У вас на столах лежат слова. Вы должны их объединить в пары синонимов.

Каждая пара учащихся подбирает к данным словам близкие по значению слова:

трудный — тяжелый , горячий - жаркий, лес- чаща, говорить – сказать, луна (месяц), собака (пес), доктор (врач), лошадь (конь), белый,

Бегемот, (гиппопотам), огонь (пламя), смелый (храбрый),

отважный, мужественный, бесстрашный), прыгать (скакать), алфавит (азбука), красивый (привлекательный).

Постановка задач.

- Чем различаются слова в парах? (написанием и произношением)

- У нас в гостях сегодня Зайчишка. Он к слову «белый» приготовил тоже слово – синоним «черный». Показываю карточки со словами. Дети определяют, что слова подобраны неверно. Детям создается проблемная ситуация и они сами должны сформулировать тему урока.

- Почему он неправильно подобрал слово?

Делают вывод, что слова не имеют общего значения, они противоположны.

- Все верно, это слова наоборот или противоположные по значению слова.

Карточки со словами для каждой группы

Середина урока

10-30 мин

Критерии оценивания:

Критерии оценивания

Работа по учебнику (стр. 19)

(П Ф) Прочитай по ролям

- Задание №. 1. Эту работу вы выполните в парах. Ученики читают текст по ролям; отвечают на вопрос учебника; записывают выделенные слова.

Дифференциация:

Инсценируют слабомотивированные ученики, для того, чтобы вовлечь детей в работу.

- что мы можем сказать о выделенных словах?

Сравнивают их по значению и по звучанию; объясняют их роль в тексте с помощью учителя или самостоятельно.

Ф:

- принимает участие в диалоге

- формулирует высказывания в диалоге;

- выслушивает мнение других участников диалога;

- выражает свое согласие или возражение.

Оценивание по стратегии «Большой палец»

П. Задание 2

- Задание 2. Помогите зайчонку сравнить предметы.

- Обсудите слова в паре.

Учащиеся помогают зайчонку сравнить предметы по разным параметрам; учатся различать антонимы (термин не даётся).

- Что изображено на 1 картинке?

- Какие слова вы подобрали?

Проверяют каждую пару слов (плачет-смеется, белый- черный, легкий- тяжелый, высокий – низкий) и объясняют их роль в предложениях с помощью учителя или самостоятельно;

рассказывают о том, по каким признакам можно сравнивать предметы; подбирают слова, противоположные по лексическому значению.

Записывают их в тетрадь. Ведется коллективная проверка задания при помощи стратегии «Большой палец»:

- палец вверх- отлично;

- палец в сторону – хорошо;

- палец вниз – старайся.

(К, И) Работа с правилом.

- Посмотрите на правило на стр. 19. Читает сильный, хорошо читающий ученик. Учитель обращает внимание детей на необходимость использования в речи слов с противоположным значением.

- Почему нам нужны в речи слова с противоположным значением?

(П Ф) Стихотворение Г. Сапгира «Яблоко»

ЦО: 2.2.2.1.

- Задание № 3.

- К какому типу относится этот текст? (стихотворение)

- Почему? (есть рифма)

- это задание выполните парами, найдите слова с противоположным значением, запишите их и вставьте пропущенные буквы, записывая проверочные слова в скобках.

Дети знакомятся со стихотворением «Яблоко» Г.Сапгира; находят слова, противоположные по смыслу, объясняют пропущенные орфограммы и записывают слова парами.

Взаимопроверка.

- подбирают свои слова, противоположные по смыслу.

- составляют и записывают слова, использует опорные слова;

по предложенному тексту

Дети проводят взаимооценку при помощи шкалы: высокий, средний и низкий уровень.

Учебник стр.19

ИКТ (презентация)

Устно.

Слайд1-4

30-31 мин

(Д, К) Физминутка для глаз

https://www.youtube.com/watch?v=4fwJ3U9F1fg

31-34 мин

(К, И) Исследовательская работа

ЦО: 2.3.2.1

Задание №4.

Храбрый Ленивый

Замечательный Злой

Ласковый Трусливый

Добрый Грубый

Трудолюбивый Лживый

Честный Отвратительный

- Прочитайте слова, данные в учебнике и после выполнения дополните своими примерами;

- Подберите к словам из левого столбика слова из правого

столбика самостоятельно;

- Что или кого можно описать, используя данные слова? (характер человека, сказочного героя)

Критерии:все: выполняют соответствие слов

большинство: делают вывод

некоторые: приводят дополнительные примеры

Стратегия «Большой палец»

Учебник стр. 20

(слайд 5)

34-36 мин

(Д, К) Динамическая пауза. «Игра» Дж. Чиарди.

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко,

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.

Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец!

(Перевод с англ. Р. Сефа)

Чтение стихотворения Дж. Чиарди тоже можно сопровождать жестами и движениями.

Слова «высоко – низко» и «далеко – близко» сопровождаются соответствующими жестами рук. Когда произносят слово «трус», дрожат. Произнося слово «храбрец», выпрямляются, гордо бьют себя ладонью в грудь.

На слово «начало» делают широкий, приглашающий жест руками. На слово «конец» хлопают в ладоши.

Слайд 6 - физминутка

Конец урока

36-40 мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Критерии оценивания

Итог урока.

(К, И) Построй высказывания

ЦО 2.1.5.1

Задание № 5.

- Попробуйте объяснить, как вы поняли сегодняшнюю тему, начиная со слов:

- Я думаю…

- Я считаю…

- Мне кажется…

- По-моему…

Ученики объясняют усвоение темы фразами с помощью ключевых слов (данных в учебнике);

Составляют монологическое высказывание на пройденную тему с помощью учителя или самостоятельно, используя слова.

Рефлексия «Покажи цифру»

Учитель предлагает ученикам показать цифру (используя веер с цифрами), которая соответствует его уровню выполнения заданий на уроке:

1 – урок полезен, всё понятно.

2 – лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3 – ещё придётся потрудиться.

4- да трудно всё-таки учиться!

Веер с цифрами


 

Рефлексия проводится, начиная с цифры 1

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение ТБ

-выполняют соответствие слов

- подбирают свои слова, противоположные по смыслу.

- составляют и записывают слова, использует опорные слова по предложенному тексту .

Мотивированные

дети могут выразить насколько они усвоили тему при помощи слов-подсказок

Формативное оценивание.

взаимооценивание при работе в паре, группе, классом;

результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке;

- определение уровня усвоения навыка по теме (покажи цифру, шкалой (Высокий, средний, низкий уровень)).

С помощью ключевых слов (данных в учебнике); составляют монологическое высказывание на пройденную тему с помощью учителя или самостоятельно, используя слова.

Динамическая пауза:

физминутки.

«Игра» Дж. Чиарди.

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко,

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.

Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец!

(Перевод с англ. Р. Сефа)

Чтение стихотворения Дж. Чиарди тоже можно сопровождать жестами и движениями.

Слова «высоко – низко» и «далеко – близко» сопровождаются соответствующими жестами рук. Когда произносят слово «трус», дрожат. Произнося слово «храбрец», выпрямляются, гордо бьют себя ладонью в грудь.

На слово «начало» делают широкий, приглашающий жест руками. На слово «конец» хлопают в ладоши.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.