Урок на тему «Слова противоположные по значению - антонимы» (Русский язык, 3 класс)
Сквозная тема: |
Время |
|||||
Школа: |
||||||
Дата: 2 четверть |
ФИО учителя: |
|||||
Класс: 3 «____» класс. Русский язык |
Количество присутствующих: отсутствующих: |
|||||
Лексическая тема: |
Воспитание характера. |
|||||
Тема урока: |
Слова, противоположные по значению.(антонимы) |
|||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
||||||
2.1.5.1 строить монологическое высказывание на заданную и интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на основе опорных слов 2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в тексте. 2.3.2.1 составлять и писать короткие тексты на заданную тему по опорным словам и по плану (с помощью учителя). |
||||||
Развитие навыков: |
1.5 Составление монологического высказывания на заданную тему. 2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте. 3.2 Создание текста по плану и опорным словам. |
|||||
Цель урока: |
Все учащиеся смогут: -узнавать о словах, противоположных по значению; - определять и использовать синонимы, антонимы в устной и письменной речи. Большинство учащихся будут уметь: -читать текст по ролям; -объяснять смысл слов; -приводить примеры антонимов; -записывать слова с антонимами по образцу; -подбирать слова с противоположным значением; -находить в тексте синонимы, антонимы и омонимы; - определять в тексте роль синонимов, антонимов; -различать антонимы, и понимать их роль в тексте с помощью учителя. Некоторые учащиеся смогут: - составлять и писать короткий текст, на основе предложенного плана и опорных слов по заданной теме |
|||||
Критерии оценивания |
- по опорным словам объясняют тему и основную мысль высказывания - составляют монолог на заданную тему - определяют и записывают синонимы, антонимы - составляют и записывают текст на заданную тему по предложенному плану и опорным словам |
|||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
|||||
Межпредметные связи |
Литература, физическая культура, самопознание. |
|||||
Навыки использования ИКТ |
На данном уроке учащиеся не используют ИКТ |
|||||
Предварительные знания |
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова- предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, синонимы. |
|||||
Ход урока |
||||||
Этапы урока/время |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||
Начало урока 0-2мин. |
Создание положительного эмоционального настроя. Организационный момент. Мы сегодня будем снова наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! |
|||||
2-10 мин |
Актуализация жизненного опыта. Постановка «открытых и закрытых вопросов» - Ребята, что такое слова синонимы? (слова , близкие по значению) (П) Игра «Подбери пару» - У вас на столах лежат слова. Вы должны их объединить в пары синонимов. Каждая пара учащихся подбирает к данным словам близкие по значению слова: трудный — тяжелый , горячий - жаркий, лес- чаща, говорить – сказать, луна (месяц), собака (пес), доктор (врач), лошадь (конь), белый, Бегемот, (гиппопотам), огонь (пламя), смелый (храбрый), отважный, мужественный, бесстрашный), прыгать (скакать), алфавит (азбука), красивый (привлекательный). Постановка задач. - Чем различаются слова в парах? (написанием и произношением) - У нас в гостях сегодня Зайчишка. Он к слову «белый» приготовил тоже слово – синоним «черный». Показываю карточки со словами. Дети определяют, что слова подобраны неверно. Детям создается проблемная ситуация и они сами должны сформулировать тему урока. - Почему он неправильно подобрал слово? Делают вывод, что слова не имеют общего значения, они противоположны. - Все верно, это слова наоборот или противоположные по значению слова. |
Карточки со словами для каждой группы |
||||
Середина урока 10-30 мин Критерии оценивания: Критерии оценивания |
Работа по учебнику (стр. 19) (П Ф) Прочитай по ролям - Задание №. 1. Эту работу вы выполните в парах. Ученики читают текст по ролям; отвечают на вопрос учебника; записывают выделенные слова. Дифференциация: Инсценируют слабомотивированные ученики, для того, чтобы вовлечь детей в работу. - что мы можем сказать о выделенных словах? Сравнивают их по значению и по звучанию; объясняют их роль в тексте с помощью учителя или самостоятельно. Ф: - принимает участие в диалоге - формулирует высказывания в диалоге; - выслушивает мнение других участников диалога; - выражает свое согласие или возражение. Оценивание по стратегии «Большой палец» П. Задание 2 - Задание 2. Помогите зайчонку сравнить предметы. - Обсудите слова в паре. Учащиеся помогают зайчонку сравнить предметы по разным параметрам; учатся различать антонимы (термин не даётся). - Что изображено на 1 картинке? - Какие слова вы подобрали? Проверяют каждую пару слов (плачет-смеется, белый- черный, легкий- тяжелый, высокий – низкий) и объясняют их роль в предложениях с помощью учителя или самостоятельно; рассказывают о том, по каким признакам можно сравнивать предметы; подбирают слова, противоположные по лексическому значению. Записывают их в тетрадь. Ведется коллективная проверка задания при помощи стратегии «Большой палец»: - палец вверх- отлично; - палец в сторону – хорошо; - палец вниз – старайся. (К, И) Работа с правилом. - Посмотрите на правило на стр. 19. Читает сильный, хорошо читающий ученик. Учитель обращает внимание детей на необходимость использования в речи слов с противоположным значением. - Почему нам нужны в речи слова с противоположным значением? (П Ф) Стихотворение Г. Сапгира «Яблоко» ЦО: 2.2.2.1. - Задание № 3. - К какому типу относится этот текст? (стихотворение) - Почему? (есть рифма) - это задание выполните парами, найдите слова с противоположным значением, запишите их и вставьте пропущенные буквы, записывая проверочные слова в скобках. Дети знакомятся со стихотворением «Яблоко» Г.Сапгира; находят слова, противоположные по смыслу, объясняют пропущенные орфограммы и записывают слова парами. Взаимопроверка. - подбирают свои слова, противоположные по смыслу. - составляют и записывают слова, использует опорные слова; по предложенному тексту Дети проводят взаимооценку при помощи шкалы: высокий, средний и низкий уровень. |
Учебник стр.19 ИКТ (презентация) Устно. Слайд1-4 |
||||
30-31 мин |
(Д, К) Физминутка для глаз |
https://www.youtube.com/watch?v=4fwJ3U9F1fg |
||||
31-34 мин |
(К, И) Исследовательская работа ЦО: 2.3.2.1 Задание №4. Храбрый Ленивый Замечательный Злой Ласковый Трусливый Добрый Грубый Трудолюбивый Лживый Честный Отвратительный - Прочитайте слова, данные в учебнике и после выполнения дополните своими примерами; - Подберите к словам из левого столбика слова из правого столбика самостоятельно; - Что или кого можно описать, используя данные слова? (характер человека, сказочного героя) Критерии:все: выполняют соответствие слов большинство: делают вывод некоторые: приводят дополнительные примеры Стратегия «Большой палец» |
Учебник стр. 20 (слайд 5) |
||||
34-36 мин |
(Д, К) Динамическая пауза. «Игра» Дж. Чиарди. Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко, Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко, Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец. Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец! (Перевод с англ. Р. Сефа) Чтение стихотворения Дж. Чиарди тоже можно сопровождать жестами и движениями. Слова «высоко – низко» и «далеко – близко» сопровождаются соответствующими жестами рук. Когда произносят слово «трус», дрожат. Произнося слово «храбрец», выпрямляются, гордо бьют себя ладонью в грудь. На слово «начало» делают широкий, приглашающий жест руками. На слово «конец» хлопают в ладоши. |
Слайд 6 - физминутка |
||||
Конец урока 36-40 мин
Критерии оценивания |
Итог урока. (К, И) Построй высказывания ЦО 2.1.5.1 Задание № 5. - Попробуйте объяснить, как вы поняли сегодняшнюю тему, начиная со слов: - Я думаю… - Я считаю… - Мне кажется… - По-моему… Ученики объясняют усвоение темы фразами с помощью ключевых слов (данных в учебнике); Составляют монологическое высказывание на пройденную тему с помощью учителя или самостоятельно, используя слова. Рефлексия «Покажи цифру» Учитель предлагает ученикам показать цифру (используя веер с цифрами), которая соответствует его уровню выполнения заданий на уроке: 1 – урок полезен, всё понятно. 2 – лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3 – ещё придётся потрудиться. 4- да трудно всё-таки учиться! |
Веер с цифрами
Рефлексия проводится, начиная с цифры 1 |
||||
Дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение ТБ |
||||
-выполняют соответствие слов - подбирают свои слова, противоположные по смыслу. - составляют и записывают слова, использует опорные слова по предложенному тексту . Мотивированные дети могут выразить насколько они усвоили тему при помощи слов-подсказок |
Формативное оценивание. взаимооценивание при работе в паре, группе, классом; результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке; - определение уровня усвоения навыка по теме (покажи цифру, шкалой (Высокий, средний, низкий уровень)). С помощью ключевых слов (данных в учебнике); составляют монологическое высказывание на пройденную тему с помощью учителя или самостоятельно, используя слова. |
Динамическая пауза: физминутки. «Игра» Дж. Чиарди. Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко, Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко, Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец. Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец! (Перевод с англ. Р. Сефа) Чтение стихотворения Дж. Чиарди тоже можно сопровождать жестами и движениями. Слова «высоко – низко» и «далеко – близко» сопровождаются соответствующими жестами рук. Когда произносят слово «трус», дрожат. Произнося слово «храбрец», выпрямляются, гордо бьют себя ладонью в грудь. На слово «начало» делают широкий, приглашающий жест руками. На слово «конец» хлопают в ладоши. |