Урок русского языка в 3 классе на тему «Антонимы»

1
0
Материал опубликован 23 November 2017

Тема урока: " Слова- антонимы".

Цель: создать условия для продолжения ознакомления уч-ся с понятием "антонимы", формировать умение находить и подбирать антонимы.

Задачи:

обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.

содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;  

воспитывать аккуратность при письме.

Тип урока: получение новых знаний.

Ход урока.

1. Организация класса.

-Сегодня замечательное утро, я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

-Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным, вы узнаете для себя что-то новое

2. Проверка домашнего задания

Письмо под диктовку. Запишите антонимы

Зима, белый, работать, жар, утренний, урок, новый, загадка, свет, короткий, день.

Проверка на слайде.

3. Сообщение темы урока.

- Название темы урока мы узнаем, разгадав кроссворд. Работаем в группах.

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)

-На какие вопросы мы можем с вами ответить за наш урок? (что такое антонимы? Для чего они нужны?)

-Может кто-нибудь уже знает, что такое антонимы? (закрыть доску)

-Сегодня мы продолжим работу с антонимы, и узнаем как правильно использовать их в нашей речи

4.

- Итак, приступим  к выполнению задач.

- Первая наша задача? (дать определение)

- Где можем найти определение? (в учебнике и словаре)

- Работа со словарем и учебником (чтение определения)

- Итог учителя:

Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению

Историческая справка.

Слово "антоним" - произошло от древнегреческих слов " анти" - " против" и "онима"- "имя".

-Откуда я взяла эту информацию?

-А как бы вы их назвали по своему?

-Рассмотрите картинки, сравните, подберите к каждой картинке подходящие слова.

(Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий)

-Что нужно, чтобы быть крепким и здоровым?

-На уроке мы не будем забывать про наше здоровье.


 

Работа над новым материалом.

Перед вами рассыпаны пословицы. Вам необходимо их собрать и записать в тетрадь.

-Работать будем в парах.

- Кто напомнит правила работы в паре?(работа в паре, пословицы разрезаны)

Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Самопроверка (по доске)

-Теперь проверим, что у вас получилось.

- Подберите антоним к слову лёгкий.

Тяжелый, трудный.

- Познакомимся со значением этого слова в толковом словаре.

- Какой вывод можно сделать? (У разных значений многозначных слов могут быть разные антонимы)

посмотрите плакат летучей мыши на стр. 100

-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.

Физкультминутка

-А я предлагаю вам сыграть в игру "Наоборот".

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь…

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…

Теперь начало я скажу, -

Ну, отвечай…

- Перед вами лежат карточки. Соедините и запишите слова левого столбика со словами 2 столбика

Найди противоположные значение и проведи стрелки между парами слов-антонимов

Добрый                     холодный

Быстрый                   медленный

Теплый                     темный

Радостный                низкий

Высокий                   унылый

Светлый                   злой

- Мы с Вами выполнили еще одно интересное задание.

 В завершении нашего урока тестирование. Взаимопроверка с доски.

Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это:

А) антонимы

Б) многозначные

В) синонимы

Какое из слов является многозначным?

А) ручка

Б) учитель

В) кошка

Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:

А) глухой согласный

Б) глухой переулок

В) глухой голос

Подбери антоним к слову злой из слов:

А) грязный

Б) худой

В) добрый

Какая пара слов является антонимами?

А) метель – вьюга

Б) чистый – грязный

В) хороший – красивый


 

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу.

-Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)

В начале урока мы ставили перед собой цель. Какую?

-Как вы думаете, мы достигли ее?

-Чему научились?

Рефлексия.

- Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам.

- Ставьте +, если утверждение для вас верно:

1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал.

2. На уроке  я сотрудничал с одноклассниками.

3. Я могу дать определение понятию «антонимы».

4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте.

5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи.

- Кто считает, что у него за урок 5 баллов? У кого 4? Как вы думаете, над чем вам необходимо поработать? Что прочитать еще раз?

- Наше с вами путешествие закончилось. Уверена, что завтра на уроке вы сможете рассказать друг другу о стране….антонимов. Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок.

Д./з. с.101 упр. 90, стр.100 89

1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.

         

2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
 

 

3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …


 

4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
 

5.Гусеницы две ползут

Башню с пушкою везут.

6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу.

7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
 

8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -

Бежим по воде.

 

 

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Найди и проведи стрелки между парами слов-антонимов

Добрый                     холодный

Быстрый                  злой

Теплый                     темный

Радостный                низкий

Высокий                   унылый

Светлый               медленный

Найди и проведи стрелки между парами слов-антонимов

весело жарко

север далеко

веселый молодой

близко встал

сел грустный

холодно юг

старый грустно

Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это:

А) антонимы

Б) многозначные

В) синонимы

Какое из слов является многозначным?

А) ручка

Б) учитель

В) кошка

Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:

А) глухой согласный

Б) глухой переулок

В) глухой голос

Подбери антоним к слову злой из слов:

А) грязный

Б) худой

В) добрый

Какая пара слов является антонимами?

А) метель – вьюга

Б) чистый – грязный

В) хороший – красивый


 

Слова для справок: Молодой, неправильное, варёное, новый, ненадежный ,сухие.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.