Урок русского языка в 3 классе на тему «Антонимы»
Тема урока: " Слова- антонимы".
Цель: создать условия для продолжения ознакомления уч-ся с понятием "антонимы", формировать умение находить и подбирать антонимы.
Задачи:
обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.
содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
воспитывать аккуратность при письме.
Тип урока: получение новых знаний.
Ход урока.
1. Организация класса.
-Сегодня замечательное утро, я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.
-Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным, вы узнаете для себя что-то новое
2. Проверка домашнего задания
Письмо под диктовку. Запишите антонимы
Зима, белый, работать, жар, утренний, урок, новый, загадка, свет, короткий, день.
Проверка на слайде.
3. Сообщение темы урока.
- Название темы урока мы узнаем, разгадав кроссворд. Работаем в группах.
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)
-На какие вопросы мы можем с вами ответить за наш урок? (что такое антонимы? Для чего они нужны?)
-Может кто-нибудь уже знает, что такое антонимы? (закрыть доску)
-Сегодня мы продолжим работу с антонимы, и узнаем как правильно использовать их в нашей речи
4.
- Итак, приступим к выполнению задач.
- Первая наша задача? (дать определение)
- Где можем найти определение? (в учебнике и словаре)
- Работа со словарем и учебником (чтение определения)
- Итог учителя:
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению
Историческая справка.
Слово "антоним" - произошло от древнегреческих слов " анти" - " против" и "онима"- "имя".
-Откуда я взяла эту информацию?
-А как бы вы их назвали по своему?
-Рассмотрите картинки, сравните, подберите к каждой картинке подходящие слова.
(Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий)
-Что нужно, чтобы быть крепким и здоровым?
-На уроке мы не будем забывать про наше здоровье.
Работа над новым материалом.
Перед вами рассыпаны пословицы. Вам необходимо их собрать и записать в тетрадь.
-Работать будем в парах.
- Кто напомнит правила работы в паре?(работа в паре, пословицы разрезаны)
Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Самопроверка (по доске)
-Теперь проверим, что у вас получилось.
- Подберите антоним к слову лёгкий.
Тяжелый, трудный.
- Познакомимся со значением этого слова в толковом словаре.
- Какой вывод можно сделать? (У разных значений многозначных слов могут быть разные антонимы)
посмотрите плакат летучей мыши на стр. 100
-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.
Физкультминутка
-А я предлагаю вам сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь…
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты…
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…
Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай…
- Перед вами лежат карточки. Соедините и запишите слова левого столбика со словами 2 столбика
Найди противоположные значение и проведи стрелки между парами слов-антонимов
Добрый холодный
Быстрый медленный
Теплый темный
Радостный низкий
Высокий унылый
Светлый злой
- Мы с Вами выполнили еще одно интересное задание.
В завершении нашего урока тестирование. Взаимопроверка с доски.
Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это:
А) антонимы
Б) многозначные
В) синонимы
Какое из слов является многозначным?
А) ручка
Б) учитель
В) кошка
Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:
А) глухой согласный
Б) глухой переулок
В) глухой голос
Подбери антоним к слову злой из слов:
А) грязный
Б) худой
В) добрый
Какая пара слов является антонимами?
А) метель – вьюга
Б) чистый – грязный
В) хороший – красивый
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу.
-Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)
В начале урока мы ставили перед собой цель. Какую?
-Как вы думаете, мы достигли ее?
-Чему научились?
Рефлексия.
- Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам.
- Ставьте +, если утверждение для вас верно:
1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал.
2. На уроке я сотрудничал с одноклассниками.
3. Я могу дать определение понятию «антонимы».
4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте.
5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи.
- Кто считает, что у него за урок 5 баллов? У кого 4? Как вы думаете, над чем вам необходимо поработать? Что прочитать еще раз?
- Наше с вами путешествие закончилось. Уверена, что завтра на уроке вы сможете рассказать друг другу о стране….антонимов. Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок.
Д./з. с.101 упр. 90, стр.100 89
1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
5.Гусеницы две ползут
Башню с пушкою везут.
6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу.
7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Найди и проведи стрелки между парами слов-антонимов
Добрый холодный
Быстрый злой
Теплый темный
Радостный низкий
Высокий унылый
Светлый медленный
Найди и проведи стрелки между парами слов-антонимов
весело жарко
север далеко
веселый молодой
близко встал
сел грустный
холодно юг
старый грустно
Слова, различные по написанию, но близкие по значению – это:
А) антонимы
Б) многозначные
В) синонимы
Какое из слов является многозначным?
А) ручка
Б) учитель
В) кошка
Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:
А) глухой согласный
Б) глухой переулок
В) глухой голос
Подбери антоним к слову злой из слов:
А) грязный
Б) худой
В) добрый
Какая пара слов является антонимами?
А) метель – вьюга
Б) чистый – грязный
В) хороший – красивый
Слова для справок: Молодой, неправильное, варёное, новый, ненадежный ,сухие.