12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3622
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Синтаксическая пятиминутка - 6 (5 класс)


Синтаксическая пятиминутка развивает логическое мышление, зрительную память, внимание. При систематическом проведении синтаксических пятиминуток учащиеся смогут быстрее запомнить вопросы, на которые отвечают разные члены предложения. 

* * *

Составьте одно предложение из нескольких слов.

Выполнив задания, вы прочитаете строчки из стихотворения Сергея Есенина.


1) Найдите в первом предложении подлежащее. Выпишите его.

Тёмная грозовая туча надвигалась на небо.


2) Сколько простых предложений в одном сложном? Определите, какое слово является подлежащим во втором предложении. Выпишите его.

Ночью выпал первый снег, и на деревьях блестело тонкое нежное кружево инея.


3) Из третьего предложения добавьте обстоятельство.

Путешественника привлекает мелодичный звон родника в роще.


4) Найдите сказуемое в четвёртом предложении, добавьте в своё предложение.

Этих двух людей связала искренняя дружба.


5) Выпишите и из пятого предложения сказуемое.

И в этот момент вдали закурился столб чёрного дыма.


6) Найдите в шестом предложении определение. Выпишите его.

Старуха дала ему пахучий отвар из плошки, и он снова уснул.


7) Седьмое предложение сложное, оно состоит из двух простых предложений. Найдите подлежащее во второй части сложного предложения. Запишите его.

На следующий день дождь прекратился, но на дом опустился густой белый туман.


Что у вас получилось?

В составленном предложении подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения.



Ключ

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман. (С. Есенин)


t1638207775aa.jpg


Сложное предложение, бессоюзное.


Использованные ресурсы:


1.https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/05/02/k_5908c1e2e2b4f/img_user_file_5908c1e376598_1_4.jpg

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Соколова Елена Борисовна, 29.11.21 в 20:54 3Ответить Пожаловаться
Очень интересная и полезная головоломка. Спасибо за идею. Но возник вопрос: схема - это часть ключа? Но во втором простом предложении подлежащее и сказуемое идут в другом порядке.

Отредактировано 29-11-2021 20:56

Юлия Васильевна Воробьева, 29.11.21 в 21:50 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Елена Борисовна! Вы очень внимательны. Мне не принципиально это. Главное, чтобы дети видели в сложном предложении две части, два простых предложения. Позднее, в 8-м классе, мы вовсе оставляем квадратные скобки пустыми. Или пишем в них "двусост." (или указываем вид односоставного предл.)

Вот так:

[ двусост.], [опр. - личное].

Я ответила на Ваш вопрос?)
Легоцкая Вера Сергеевна, 29.11.21 в 23:50 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, интересно!
Юлия Васильевна Воробьева, 30.11.21 в 06:57 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за внимание, Вера Сергеевна!
Кирилл Александрович Ш., 30.11.21 в 05:54 2Ответить Пожаловаться
Полезная пятиминутка!
Юлия Васильевна Воробьева, 30.11.21 в 06:58 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Кирилл Александрович, за положительный отзыв!
Елена Владимировна, 30.11.21 в 09:50 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный образовательный ресурс, Юлия Васильевна!
Юлия Васильевна Воробьева, 30.11.21 в 16:15 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, ценю Ваше внимание!
Колышкина Елена Владимировна, 30.11.21 в 11:01 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, за полезную и развивающую пятиминутку! Быстро и эффективно!
Юлия Васильевна Воробьева, 30.11.21 в 16:16 0Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, очень приятно! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.