Материал к уроку русского языка «Синтаксическая пятиминутка. Часть 6» (5 класс)

19
10
Материал опубликован 29 November 2021 в группе

Синтаксическая пятиминутка - 6 (5 класс)


Синтаксическая пятиминутка развивает логическое мышление, зрительную память, внимание. При систематическом проведении синтаксических пятиминуток учащиеся смогут быстрее запомнить вопросы, на которые отвечают разные члены предложения. 

* * *

Составьте одно предложение из нескольких слов.

Выполнив задания, вы прочитаете строчки из стихотворения Сергея Есенина.


1) Найдите в первом предложении подлежащее. Выпишите его.

Тёмная грозовая туча надвигалась на небо.


2) Сколько простых предложений в одном сложном? Определите, какое слово является подлежащим во втором предложении. Выпишите его.

Ночью выпал первый снег, и на деревьях блестело тонкое нежное кружево инея.


3) Из третьего предложения добавьте обстоятельство.

Путешественника привлекает мелодичный звон родника в роще.


4) Найдите сказуемое в четвёртом предложении, добавьте в своё предложение.

Этих двух людей связала искренняя дружба.


5) Выпишите и из пятого предложения сказуемое.

И в этот момент вдали закурился столб чёрного дыма.


6) Найдите в шестом предложении определение. Выпишите его.

Старуха дала ему пахучий отвар из плошки, и он снова уснул.


7) Седьмое предложение сложное, оно состоит из двух простых предложений. Найдите подлежащее во второй части сложного предложения. Запишите его.

На следующий день дождь прекратился, но на дом опустился густой белый туман.


Что у вас получилось?

В составленном предложении подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Составьте схему предложения.



Ключ

Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман. (С. Есенин)


t1638207775aa.jpg


Сложное предложение, бессоюзное.


Использованные ресурсы:


1.https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/05/02/k_5908c1e2e2b4f/img_user_file_5908c1e376598_1_4.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная и полезная головоломка. Спасибо за идею. Но возник вопрос: схема - это часть ключа? Но во втором простом предложении подлежащее и сказуемое идут в другом порядке.

29 November 2021

Спасибо за комментарий, Елена Борисовна! Вы очень внимательны. Мне не принципиально это. Главное, чтобы дети видели в сложном предложении две части, два простых предложения. Позднее, в 8-м классе, мы вовсе оставляем квадратные скобки пустыми. Или пишем в них "двусост." (или указываем вид односоставного предл.) Вот так: [ двусост.], [опр. - личное]. Я ответила на Ваш вопрос?)

29 November 2021

Спасибо, Юлия Васильевна, интересно!

29 November 2021

Спасибо Вам за внимание, Вера Сергеевна!

30 November 2021

Полезная пятиминутка!

30 November 2021

Спасибо, Кирилл Александрович, за положительный отзыв!

30 November 2021

Спасибо за интересный образовательный ресурс, Юлия Васильевна!

30 November 2021

Елена Владимировна, ценю Ваше внимание!

30 November 2021

Спасибо, Юлия Васильевна, за полезную и развивающую пятиминутку! Быстро и эффективно!

30 November 2021

Елена Владимировна, очень приятно! Спасибо!

30 November 2021

Похожие публикации