Синтаксический анализ. Подготовка к ОГЭ по русскому языку (задание № 2)

16
14
Материал опубликован 30 March 2022 в группе

Синтаксический анализ.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку (задание № 2)



Цели:

- опознавание основных единиц синтаксиса;

- распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения;

- распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, определение грамматической основы предложения;

- опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи;

- выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения.


При составлении заданий использованы отрывки из повести «Солдат и мальчик» Анатолия Приставкина.


Задание № 1

Прочитайте текст

(1) Витька положил ботинок рядом с собой, полез за пазуху. (2) Вынул оттуда черную квадратную коробку – электрический фонарик! (3) Васька шею напряг, чтобы разглядеть чудо-фонарик. (4) Витька будто равнодушно осмотрел его, дыхнул на стекло, протер рукавом, и оно заблестело; двинул двумя рычажками, и сразу красное стекло выползло, а потом шторка с щелью. (5) Нажал на кнопку, и засветилось, полоснуло Ваську по глазам ярким светом.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложнено однородными сказуемыми;

2) Грамматическая основа предложения 2 - вынул фонарик;

3) Предложение 3 сложноподчиненное с придаточным причины;

4) Вторая часть сложного предложения 4 – нераспространённое предложение;

5) Вторая часть сложного предложения 5 – односоставное, безличное



Задание № 2

Прочитайте текст

(1) Она закончила обыск и теперь стояла, глядя на строй. (2) Глаза у нее были синие, этот цвет шел откуда-то из глубины ее, он не согревал. (3) Временами даже казалось, что она никого кругом не видит, а взгляд ее сосредоточен на чем-то, что за пределами окружающего.

(4) Вот и сейчас она молча смотрела, но ничего не видела. (5) Опомнившись, произнесла быстро, чтобы ребята приготовились к обеду, помыли руки.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными сказуемыми «закончила», «стояла», «глядя»;

2) В первой части сложного предложения 2 – составное именное сказуемое;

3) В сложном предложении 3 четыре грамматических основы;

4) Две части сложносочинённого предложения 4 связаны противительным союзом НО;

5) Предложение 5 – сложноподчинённое с придаточным определительным.



Задание № 3

Прочитайте текст

(1) Дело же, видимо, затягивалось, наступил вечер и ночь, а потом утро. (2) Никаких команд дано не было. (3) Дважды кормили их щами и пшенной кашей, уже некоторые успели сбегать на станцию, посмотреть и купить семечек. (4) Но никто ничего не знал. (5) Пожалуй, один Гандзюк, неутомимый как радио, продолжал утверждать, что привезли их на парад.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное, в нём три грамматические основы;

2) В предложении 2 грамматическая основа команды дано не было;

3) Первая часть сложного предложения 3 - односоставное, неопределённо-личное предложение;

4) Предложение 4 двусоставное;

5) В первой части сложносочинённого предложения 5 - составное глагольное сказуемое, во второй части – простое глагольное сказуемое.



Задание № 4

Прочитайте текст

(1) Теперь он встал перед другой дверью, обитой грубой мешковиной, с ленточками клеенки крест-накрест. (2) С ходу дернул он за ручку, ему показалось, что закрыто изнутри. (3) Тогда Андрей снял с себя винтовку и вещмешок, сложил у стенки на полу, рядом с ведрами воды. (4) Поправил шинель, пилотку и после этого постучал. (5) Сперва тихонько, а потом кулаком забарабанил изо всех сил.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом;

2) Предложение 2 сложное с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной)

3) Предложение 3 сложносочинённое, в нём две грамматические основы;

4) Грамматическая основа предложения 4 – поправил шинель, пилотку (и) постучал;

5) Предложение 5 осложнено однородными обстоятельствами.



Задание № 5

Прочитайте текст

(1) Это было давно, очень давно, до войны. (2) Всё изменилось с тех пор. (3) Изменился и сам Андрей, повзрослел, стал мягче. (4) Война хоть и была жестокая, но учила людей доброте. (5) Андрей знал, что ему очень хотелось посидеть с теткой за чашкой чая, расспросить об отце и особенно о матери, которую он начал забывать.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Грамматическая основа предложения 1 – было давно;

2) Грамматическая основа предложения 2 – всё изменилось;

3) Вид третьего однородного сказуемого в предложении 3 – составное именное;

4) Грамматическая основа предложения 4 – война была жестокая;

5) Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.



Задание № 6

Прочитайте текст

(1) Андрей поднялся, заглянул в окошко. (2) В полумраке помещения трудно что-нибудь разобрать. (3) Стекла были грязные, а между рамами лежала пожелтевшая вата, наверное, она лежала с довоенной поры.

(4) Андрей вдруг вздрогнул: прямо у его лица за стеклом пробежала большая мышь. (5) Хоть он не мог чувствовать, но показалось, что в нос шибануло тошнотворным мышиным запахом.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Грамматическая основа предложения 1 – Андрей поднялся;

2) Грамматическая основа предложения 2 – трудно что-нибудь разобрать;

3) В первой части предложения 3 составное именное сказуемое;

4) Предложение 4 бессоюзное сложное, вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным подчинением придаточных.



Задание № 7

Прочитайте текст

(1) Счастье, что кончилась очередная военная зима и можно вздохнуть свободнее. (2) Но еще холодны апрельские ночи, и нужно подтапливать печку, готовить пищу, да и оставалась забота о будущей зиме. (3) Она хоть и была за горами и до нее еще требовалось дожить, но по возможности сейчас надо было запасаться, собирать по крохам будущее тепло. (4) Холод съедал всё живое в человеке, сковывал его душу. (5) Огонь же приносил облегчение, надежду.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных;

2) Предложение 2 сложное, в нём три грамматические основы;

3) В предложении 3 четыре грамматические основы;

4) В предложении 4 грамматическая основа съедал всё, сковывал;

5) Предложение 5 осложнено однородными дополнениями.






Ключ:

Задание № 1

145

Задание № 2

23

Задание № 3

34

Задание № 4

125

Задание № 5

235

Задание № 6

345

Задание № 7

125







Использованные ресурсы:

https://mir-knig.com/read_231450-2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный материал! Спасибо, Юлия Васильевна!

30 March 2022

Спасибо, Наталья Юрьевна! Очень ценю Ваше внимание!

30 March 2022

Спасибо, Юлия Васильевна, за помощь коллегам! Очень качественный и полезный материал!

31 March 2022

Спасибо за Ваше внимание, Елена Владимировна!

31 March 2022

Юлия Васильевна, спасибо!

31 March 2022

Ирина Владимировна, спасибо Вам за отзыв!

31 March 2022

Благодарю за полезный ресурс!

31 March 2022

Марина Юрьевна, спасибо за Ваше внимание!

31 March 2022

Юлия Васильевна, спасибо за актуальный и полезный материал для подготовки обучающихся к ОГЭ! Ваш труд будет высоко оценён коллегами!

31 March 2022

Спасибо большое за добрые слова, Елена Владимировна! Надеюсь, кому-то пригодится)

31 March 2022

Полезная работа, Юлия Васильевна!

31 March 2022

Кирилл Александрович, благодарю за Ваше внимание!

31 March 2022

Спасибо,Юлия Васильевна! Начали подготовку.

23 September 2022

Спасибо за внимание, Галина Геннадьевна!

24 September 2022

Похожие публикации