Синтаксический анализ. Подготовка к ОГЭ по русскому языку (задание № 2)
Синтаксический анализ.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку (задание № 2)
Цели:
- опознавание основных единиц синтаксиса;
- распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения;
- распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, определение грамматической основы предложения;
- опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи;
- выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения.
При составлении заданий использованы отрывки из повести «Солдат и мальчик» Анатолия Приставкина.
Задание № 1
Прочитайте текст
(1) Витька положил ботинок рядом с собой, полез за пазуху. (2) Вынул оттуда черную квадратную коробку – электрический фонарик! (3) Васька шею напряг, чтобы разглядеть чудо-фонарик. (4) Витька будто равнодушно осмотрел его, дыхнул на стекло, протер рукавом, и оно заблестело; двинул двумя рычажками, и сразу красное стекло выползло, а потом шторка с щелью. (5) Нажал на кнопку, и засветилось, полоснуло Ваську по глазам ярким светом.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, осложнено однородными сказуемыми;
2) Грамматическая основа предложения 2 - вынул фонарик;
3) Предложение 3 сложноподчиненное с придаточным причины;
4) Вторая часть сложного предложения 4 – нераспространённое предложение;
5) Вторая часть сложного предложения 5 – односоставное, безличное
Задание № 2
Прочитайте текст
(1) Она закончила обыск и теперь стояла, глядя на строй. (2) Глаза у нее были синие, этот цвет шел откуда-то из глубины ее, он не согревал. (3) Временами даже казалось, что она никого кругом не видит, а взгляд ее сосредоточен на чем-то, что за пределами окружающего.
(4) Вот и сейчас она молча смотрела, но ничего не видела. (5) Опомнившись, произнесла быстро, чтобы ребята приготовились к обеду, помыли руки.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными сказуемыми «закончила», «стояла», «глядя»;
2) В первой части сложного предложения 2 – составное именное сказуемое;
3) В сложном предложении 3 четыре грамматических основы;
4) Две части сложносочинённого предложения 4 связаны противительным союзом НО;
5) Предложение 5 – сложноподчинённое с придаточным определительным.
Задание № 3
Прочитайте текст
(1) Дело же, видимо, затягивалось, наступил вечер и ночь, а потом утро. (2) Никаких команд дано не было. (3) Дважды кормили их щами и пшенной кашей, уже некоторые успели сбегать на станцию, посмотреть и купить семечек. (4) Но никто ничего не знал. (5) Пожалуй, один Гандзюк, неутомимый как радио, продолжал утверждать, что привезли их на парад.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложное, в нём три грамматические основы;
2) В предложении 2 грамматическая основа команды дано не было;
3) Первая часть сложного предложения 3 - односоставное, неопределённо-личное предложение;
4) Предложение 4 двусоставное;
5) В первой части сложносочинённого предложения 5 - составное глагольное сказуемое, во второй части – простое глагольное сказуемое.
Задание № 4
Прочитайте текст
(1) Теперь он встал перед другой дверью, обитой грубой мешковиной, с ленточками клеенки крест-накрест. (2) С ходу дернул он за ручку, ему показалось, что закрыто изнутри. (3) Тогда Андрей снял с себя винтовку и вещмешок, сложил у стенки на полу, рядом с ведрами воды. (4) Поправил шинель, пилотку и после этого постучал. (5) Сперва тихонько, а потом кулаком забарабанил изо всех сил.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом;
2) Предложение 2 сложное с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной)
3) Предложение 3 сложносочинённое, в нём две грамматические основы;
4) Грамматическая основа предложения 4 – поправил шинель, пилотку (и) постучал;
5) Предложение 5 осложнено однородными обстоятельствами.
Задание № 5
Прочитайте текст
(1) Это было давно, очень давно, до войны. (2) Всё изменилось с тех пор. (3) Изменился и сам Андрей, повзрослел, стал мягче. (4) Война хоть и была жестокая, но учила людей доброте. (5) Андрей знал, что ему очень хотелось посидеть с теткой за чашкой чая, расспросить об отце и особенно о матери, которую он начал забывать.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Грамматическая основа предложения 1 – было давно;
2) Грамматическая основа предложения 2 – всё изменилось;
3) Вид третьего однородного сказуемого в предложении 3 – составное именное;
4) Грамматическая основа предложения 4 – война была жестокая;
5) Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
Задание № 6
Прочитайте текст
(1) Андрей поднялся, заглянул в окошко. (2) В полумраке помещения трудно что-нибудь разобрать. (3) Стекла были грязные, а между рамами лежала пожелтевшая вата, наверное, она лежала с довоенной поры.
(4) Андрей вдруг вздрогнул: прямо у его лица за стеклом пробежала большая мышь. (5) Хоть он не мог чувствовать, но показалось, что в нос шибануло тошнотворным мышиным запахом.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Грамматическая основа предложения 1 – Андрей поднялся;
2) Грамматическая основа предложения 2 – трудно что-нибудь разобрать;
3) В первой части предложения 3 составное именное сказуемое;
4) Предложение 4 бессоюзное сложное, вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным подчинением придаточных.
Задание № 7
Прочитайте текст
(1) Счастье, что кончилась очередная военная зима и можно вздохнуть свободнее. (2) Но еще холодны апрельские ночи, и нужно подтапливать печку, готовить пищу, да и оставалась забота о будущей зиме. (3) Она хоть и была за горами и до нее еще требовалось дожить, но по возможности сейчас надо было запасаться, собирать по крохам будущее тепло. (4) Холод съедал всё живое в человеке, сковывал его душу. (5) Огонь же приносил облегчение, надежду.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных;
2) Предложение 2 сложное, в нём три грамматические основы;
3) В предложении 3 четыре грамматические основы;
4) В предложении 4 грамматическая основа съедал всё, сковывал;
5) Предложение 5 осложнено однородными дополнениями.
Ключ:
Задание № 1
145
Задание № 2
23
Задание № 3
34
Задание № 4
125
Задание № 5
235
Задание № 6
345
Задание № 7
125
Использованные ресурсы:
https://mir-knig.com/read_231450-2
Ахметшина Наталья Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Ирина Владимировна Казарцева
Юлия Васильевна Воробьева
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Кирилл Александрович Ш.
Юлия Васильевна Воробьева
Селиванова Галина Геннадьевна
Юлия Васильевна Воробьева