12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3644
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
16

Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку (синтаксический, лексический, орфографический анализ) - 2

Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку

(синтаксический, лексический, орфографический анализ) - 2


При составлении работы использован отрывок из повести Анатолия Алексина «Раздел имущества»

t1644245635aa.jpg


Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Сообщая о том, что я буду отсталым ребёнком, врачи, конечно, чуть-чуть понижали голос. (2) Но не настолько, чтобы я их не слышала. (3) Я всё понимала и ужасалась своей судьбе. (4) Меня повергали в смятение и руководящие телефонные звонки маминой мамы. (5) По тому, как долго и тщательно она объясняла, где надо искать пути моего спасения, я смекала, что дела мои плохи.

(6) А бабушка как ни в чем не бывало говорила:

(7) - Принеси-ка коробку с нитками. (8) Будем шить и учить стихи.

(9) Мне становилось легче.



Синтаксический анализ

1. Замените словосочетание «телефонные звонки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2. Выпишите из предложений № 1 - 2 словосочетание, построенное по способу связи СОГЛАСОВАНИЕ.

3. Найдите в тексте предложение, которое осложнено обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

4. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения № 7 и 8 – односоставные, определённо-личные

2) В предложении № 2 две грамматические основы.

3) Предложение № 4 осложнено однородными членами.

4) Предложение № 1 является СПП с придаточным обстоятельственным (причины).

5) В предложении № 5 представлены все виды сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

6) В предложении № 9 грамматическая основа Мне становилось легче.



Лексический анализ

1. Найдите в тексте слово, синонимами к которому являются слова «ошеломление, потрясение, растерянность, тревога, беспокойство». Выпишите этот слово.

2. Найдите в тексте фразеологизм со значением «так, как будто ничего не произошло». Выпишите этот фразеологизм.

3. Замените разговорное слово «смекала» в предложении № 5 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

4. Найдите в тексте слово, антонимами к которому являются слова «небрежно, беспечно». Напишите это слово.  

5. Найдите в тексте слово, которое употреблено в значении «последовательность жизненных событий, возникающих у человека на протяжении всей жизни». Выпишите это слово.

6. Найдите в тексте слово, которое употреблено в значении «способность человека издавать звуки при разговоре». Выпишите это слово.

7. Подберите антоним к слову «всё» (предложение № 3). Запишите этот антоним.



Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


1) ПОНИЖАЛИ (голос) – правописание чередующегося гласного И в корне слова зависит от суффикса А.

2) (Тщательно) ОБЪЯСНЯЛА – если приставка заканчивается на согласный, после неё всегда пишется Ъ.

3) БУДЕМ (шить) – в окончании глагола I спряжения пишется буква Е.

4) ТЕЛЕФОННЫЕ (звонки) – в имени прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН

5) ПРИНЕСИ-КА (коробку) – правописание приставки ПРИ- объясняется её лексическим значением «неполное действие»




Ключ

Синтаксический анализ

1. звонки телефона

2. отсталым ребёнком

3. 1

4. 1) 2) 5)



Лексический анализ


1. Смятение

2. Как ни в чём не бывало

3. Догадывалась / понимала / соображала

4. Тщательно

5. Судьбе

6. Голос

7. Ничего


Орфографический анализ

3, 4


Использованные ресурсы:

1. https://azbyka.ru/fiction/razdel-imushhestva-anatolij-aleksin/

2. http://kolkras.ru/wp-content/uploads/2017/03/bigstock-Bubble-20564510.jpg

3. https://kartaslov.ru/



Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 07.02.22 в 18:48 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за продолжение полезного материала!
Юлия Васильевна Воробьева, 07.02.22 в 18:52 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваше внимание, Марина Юрьевна!
Колышкина Елена Владимировна, 08.02.22 в 09:50 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, за полезный практический материал для подготовки к ОГЭ! Уверена, что Ваши ученики успешно справятся с заданиями на экзамене!
Юлия Васильевна Воробьева, 08.02.22 в 16:02 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за добрые слова, Елена Владимировна! Будем надеяться)
Кирилл Александрович Ш., 09.02.22 в 09:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, за работу!
Юлия Васильевна Воробьева, 09.02.22 в 10:57 1Ответить Пожаловаться
Кирилл Александрович, спасибо за Ваше внимание!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.