Урок на тему «Синтаксический и пунктуационный разбор БСП» (9 класс)

7
0
Материал опубликован 10 March в группе

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Цель:…………………………………………………………………………………………………

Задачи: знать………………………………………………………………………………………… уметь…………………………………………………………………………………………………

 

1.Разминка.

А) Установить соответствие

Антитеза
(противопоставление)

Чрезмерное преувеличение свойств предмета;

В сто сорок солнц закат пылал,\ В июль катилось лето. (В.Маяковский).

Гипербола
(преувеличение)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Метафора

 

Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений.

Мне нравится, что вы больны не мной.Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева).

Параллелизм

 

Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п.

Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев).

 

Аллегория (иносказание)

 

 

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение.

В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).

 

 

2. Новый материал § 36, стр.136-138, прочитать порядок синтаксического и пунктуационного разбора БСП.

3. Закрепление.

А) Используя порядок синтаксического разбора БСП, сделать разбор предложений

 

По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха……………………………………………………………… …………… ………… …… ………………………………………………………………………………………………..………..………………………………………………………………………………………………………

Май холодный – год хлебородный………………………………………………………..…… ………………………………………………………………………………………………………..

… … … … … ……… …………… ………… ………… ………… ………… …… ……… …….

Б) Используя образец пунктуационного разбора БСП, сделать разбор предложений.

ОБРАЗЕЦ. По лопухам,1 по крапиве,2 по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки:3 отцветает черемуха.4

1-2 зап.-стоят между однородными членами предложения (лопухам, крапиве, траве)

3 двоеточие разделяет части БСП (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части, можно подставить слово помощник «потому что»)

4 точка – знак завершения.

Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. ………………………………... ……………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

В) Составить схемы предложений. Объяснить постановку знаков препинания в БСП.

Ветер подул с юга — будет дождь.

 

Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар.

 

Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел.

 

Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем.

 

 

4. Контроль. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный, год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудяться красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь.

5) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

Предложение с пункт.ошибкой

1 2 3 4 5

Предложение с орф.ошибкой

1 2 3 4 5

Указать БСП 1 2 3 4 5

Найти СПП. 1 2 3 4 5

Найти ССП 1 2 3 4 5

 

5. Домашнее задание § 36, стр.139, контрольные вопросы 1-4, упр.206.


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации