12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тарунина Вера Александровна1811 Россия, Курганская обл., Куртамыш Материал размещён в группе «Русский язык и литература:подготовка к ВПР» |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП
Цель:…………………………………………………………………………………………………
Задачи: знать………………………………………………………………………………………… уметь…………………………………………………………………………………………………
1.Разминка.
А) Установить соответствие
Антитеза | Чрезмерное преувеличение свойств предмета; | В сто сорок солнц закат пылал,\ В июль катилось лето. (В.Маяковский). |
Гипербола | Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. | В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости. |
Метафора | Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений. | Мне нравится, что вы больны не мной.Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева). |
Параллелизм | Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. | Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев). |
Аллегория (иносказание) | Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. | В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин). |
2. Новый материал § 36, стр.136-138, прочитать порядок синтаксического и пунктуационного разбора БСП.
3. Закрепление.
А) Используя порядок синтаксического разбора БСП, сделать разбор предложений
По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха……………………………………………………………… …………… ………… …… ………………………………………………………………………………………………..………..………………………………………………………………………………………………………
Май холодный – год хлебородный………………………………………………………..…… ………………………………………………………………………………………………………..
… … … … … ……… …………… ………… ………… ………… ………… …… ……… …….
Б) Используя образец пунктуационного разбора БСП, сделать разбор предложений.
ОБРАЗЕЦ. По лопухам,1 по крапиве,2 по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки:3 отцветает черемуха.4
1-2 зап.-стоят между однородными членами предложения (лопухам, крапиве, траве)
3 двоеточие разделяет части БСП (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части, можно подставить слово помощник «потому что»)
4 точка – знак завершения.
Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. ………………………………... ……………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
В) Составить схемы предложений. Объяснить постановку знаков препинания в БСП.
Ветер подул с юга — будет дождь. | |
Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар. | |
Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел. | |
Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем. | |
4. Контроль. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .
1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. 5) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП Предложение с пункт.ошибкой 1 2 3 4 5 Предложение с орф.ошибкой 1 2 3 4 5 Указать БСП 1 2 3 4 5 Найти СПП. 1 2 3 4 5 Найти ССП 1 2 3 4 5 |
5. Домашнее задание § 36, стр.139, контрольные вопросы 1-4, упр.206.