Урок на тему «Синтаксический и пунктуационный разбор БСП» (9 класс)
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП
Цель:…………………………………………………………………………………………………
Задачи: знать………………………………………………………………………………………… уметь…………………………………………………………………………………………………
1.Разминка.
А) Установить соответствие
Антитеза |
Чрезмерное преувеличение свойств предмета; |
В сто сорок солнц закат пылал,\ В июль катилось лето. (В.Маяковский). |
Гипербола |
Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. |
В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости. |
Метафора
|
Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений. |
Мне нравится, что вы больны не мной.Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева). |
Параллелизм
|
Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. |
Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев).
|
Аллегория (иносказание)
|
Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. |
В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).
|
2. Новый материал § 36, стр.136-138, прочитать порядок синтаксического и пунктуационного разбора БСП.
3. Закрепление.
А) Используя порядок синтаксического разбора БСП, сделать разбор предложений
По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха……………………………………………………………… …………… ………… …… ………………………………………………………………………………………………..………..………………………………………………………………………………………………………
Май холодный – год хлебородный………………………………………………………..…… ………………………………………………………………………………………………………..
… … … … … ……… …………… ………… ………… ………… ………… …… ……… …….
Б) Используя образец пунктуационного разбора БСП, сделать разбор предложений.
ОБРАЗЕЦ. По лопухам,1 по крапиве,2 по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки:3 отцветает черемуха.4
1-2 зап.-стоят между однородными членами предложения (лопухам, крапиве, траве)
3 двоеточие разделяет части БСП (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части, можно подставить слово помощник «потому что»)
4 точка – знак завершения.
Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. ………………………………... ……………………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
В) Составить схемы предложений. Объяснить постановку знаков препинания в БСП.
Ветер подул с юга — будет дождь. |
|
Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар. |
|
Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел. |
|
Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем. |
|
4. Контроль. Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .
1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. 5) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП Предложение с пункт.ошибкой 1 2 3 4 5 Предложение с орф.ошибкой 1 2 3 4 5 Указать БСП 1 2 3 4 5 Найти СПП. 1 2 3 4 5 Найти ССП 1 2 3 4 5 |
5. Домашнее задание § 36, стр.139, контрольные вопросы 1-4, упр.206.