Урок на тему «Синтаксический и пунктуационный разбор ССП» (9 класс)
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
Цель: изучить синтаксический и пунктуационный разборы ССП.
Задачи: знать порядок синт. и пункт.разборов;
уметь делать синт. и пункт. разбор ССП, расставлять знаки препинания в ССП
1. Разминка.
1.Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне. а)качнулась б)горящую в)вылились г)коробочка
2. Укажите ошибочное суждение
а) в слове СЕМЬИ количество букви звуковсовпадает б)в слове СДЕЛАТЬ первый звук – [з]. в) В слове МАЛЕНЬКАЯ количество букв и звуков совпадает. Г)В слове РАССЛЫШАТЬ букв больше, чем звуков
3.В каком слове правописание приставки не определяется правилом:»В приставках на –З,-С перед глухими согласными пишется С»?
А)разбитые б) беззвучно в) делал г)расслышать
4. Замените словосочетание ЛЕГКО ПЕРЕПРЫГНУЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управления. Запиши……………………………
2. Новый материал стр.45-46, прочитать план синтаксического и пунктуационного разборов.
3. Закрепление.
А)Сравнить схемы в учебнике и в бланке, найти и отметить отличие.
Схема синтаксического разбора предложения:
Б)Рассмотри пример синтаксического разбора сложного предложения:
Повеств., невоскл., сложн., союзн., ССП.
1) прост., двусост, распр., неосложн.
2) прост., двусост.,распр., неосложн.
[ ], и [ ].
В) Сделать синт.разбор предложения, пользуясь схемой и примером.
По широкому Днепру зачернела лодка, и в замке снова как будто блеснуло что-то.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Г) Рассмотреть образец пунктуационного разбора.
|
Образец пунктуационного разбора предложения:
[Длиннее и темнее стали ночи],1 и [уже иные голоса зазвучали в ночи:2 журавлиный стон в аспидно-черном поднебесье,3 грустный переклик казарок,4 сдержанный гогот гусей и посвист утиных крыльев].5
1 зап. – между частями ССП
2 двоеточие – после обобщающего слова (голоса) перед однородными членами (стон, переклик, гогот, посвист)
3-4 зап. – между однородными членами предложения
-5-точка – знак завершения
Д) Сделать пункт.разбор предложения (знаки расставлены)
Где-то начинал сверкать огонек, и благовонный запах галушек, варившихся неподалеку, разносился по утихавшим улицам, будоражил наш аппетит.
5. Контроль
Сделать синт. и пункт. разбор ССП (знаки расставлены не все!)
Английский пароход вышел из полосы лунного света и она блестела, сплошная, и переливалась тысячами матово-блестящих всплесков входя в бесконечную морскую даль все ярче и ярче.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6.Домашнее задание. § 17, контр.вопр. стр.47, упр.81(3) –выписать ССП, сделать синт. и пункт.разбор.