12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ерохина Елизавета Ивановна31
Россия, Забайкальский край, пгт Агинское
1

Доклад «Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике»

Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов становится важнейшей частью нашей жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае—июне способны определить будущее ребенка — кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Для некоторых подростков, их родителей и учителей экзамен может обернуться настоящей драмой. Поэтому, так важны подготовка к ГИА, знание нормативно-правовой базы,  объективность экзамена, прозрачность его процедур. От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки. Итоговая аттестация выпускников имеет большое значение. Экзамены дают возможность подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить успехи и пробелы в преподавании, достижения и недостатки своей работы. В готовности учащихся к сдаче ОГЭ в 9 классе, выделяю следующие составляющие как три основных направления работы:

Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).

Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).

Психологическая подготовка к ОГЭ

Высокие результаты ОГЭ - это не только качественная учебная подготовка, но и определенный психологический настрой. Прежде всего на своих уроках, решая типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником - ситуация успеха Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Обязательно надо знакомить учащихся с формой и организацией проведения ОГЭ

По «Порядку о проведении ОГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ОГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения ОГЭ. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ОГЭ.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ОГЭ, насколько это возможно в рамках школы. После проведения административных, тренировочно - диагностических работ заполняют диагностические карты подготовки к ОГЭ.

Организация информационной работы:

Подготовка учащихся к экзамену в форме инструктажа куда входят

-структура экзамена

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков);

- информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов.

- информирование о ресурсах Интернет;

- информирование о результатах пробного внутри школьного диагностического тестирования;

-разработка памятки для родителей и выпускников.

Памятка включает следующие разделы:                                  

Общие положения проведения ОГЭ.

Формы проведения ОГЭ.

Сроки и общие правила проведения ОГЭ.

Подача апелляции.

Оценка результатов ОГЭ. 

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

- знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.

- работе по КИМам.

- обучению учащихся заполнению бланков.

Предметная готовность или содержательная часть

Основные трудности при подготовке к ОГЭ: не типичность формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются; на экзамене дети допускаются вычислительные ошибки.

Поэтому требуется:

- систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач части 1.

-включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов.

-использование в домашних заданиях материалов Кимов. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем в классе.

-включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.

-добиваться того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки .

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько вариантов.

Проблема детей на сегодня - это низкая читательская грамотность. На уроках математики мы должны учить обучающихся не только математической грамотности, но и читательской грамотности. Поэтому стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз перечитывать вопрос задания, эффективно добывать и анализировать нужную информацию, сортировать и фильтровать большой объём информации. Перед тем как записать ответ, возвращаемся к вопросу и отвечаем на конкретный вопрос задачи.

При выполнении варианта ОГЭ ученик выполняет задания не по порядку, поэтому может пропустить какое - нибудь задание и потерять баллы, также для повторения теории применяю особый способ записи при решении заданий ОГЭ. Делим лист тетради на 3 части: 1часть- решение, 2 часть- запись формул, свойств и т.д .которые используются при решении, 3-часть ответы по порядку всех заданий. При такой записи видно какое задание выполнено, при занесении в бланк не будет ошибок.

Применение групповой работы при подготовке к ОГЭ

Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3 - 4 человека.

Алгоритм действий учащихся.

- Задания обязательного уровня (1 часть)

- Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.

- Делают работу над ошибками. Объясняют друг другу. Наиболее сильные группы готовят презентации по решению того или иного типа задач

Особое внимание в процессе подготовки учащихся к ОГЭ занимает мониторинг качества и обученности по предмету. В мониторинг также включаю результаты пробного и диагностического ОГЭ. Анализирую их, довожу до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ОГЭ. Большое внимание уделяю работе над ошибками у каждого ученика. Те задания, которые вызвали затруднения у большинства, разбираем в классе. После проведения административных, тренировочно - диагностических работ проанализировав результаты учащихся, вырабатываю стратегию организации обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала. При подготовке выпускников к итоговой аттестации: необходимо повторить большой объём теоретического материала по алгебре за 7-9 классы. Эти теоретические сведения должны быть обобщены и систематизированы; подкрепляться примерами-образцами.

Чтобы решить эту проблему, нашла в интернете справочный материал по каждому заданию, который содержит теорию и примеры распечатала. Во время подготовки ребята могут обращаться к этому пособию. Также, уделяю внимание тому справочному материалу, который будет на экзамене. Были случаи при разборе пробника, ребенок говорит, я не выполнил это задание, потому что забыл формулу, хотя в справочном материале это формула есть. Теперь мы с ребятами тщательно изучаем справочный материал и отмечаем, в каких заданиях есть подсказка.

Для повторения теоретического материала провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения.

Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. Ни один самый одаренный школьник не способен пройти экзаменационные испытания без вспомогательных материалов. Именно для этого создано множество сайтов, освещающих трудности и проблемы, связанные с ОГЭ и ЕГЭ, а также готовящих абитуриентов к нему.

1. http://www.fipi.ru — сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который разрабатывает тестовые задания для российских школ. Здесь находится открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ с 2004 г. (кстати, новые демо-версии заданий первыми появляются именно на этом сайте). Тут же можно найти тренировочные сборники для подготовки к экзаменам для учащихся с ОВЗ.

2. http://opengia.ru — открытый банк ГИА, включающие в себя множество заданий по ОГЭ и базового и профильного вариантов ЕГЭ. Задания здесь также разделены по областям. Правда, пройти тест онлайн и узнать количество правильных ответов возможно лишь, решая задачи по ний.

3. https://ege.yandex.ru/mathematics — раздел Яндекса по подготовке к ЕГЭ по математике. Удобный сайт для прохождения тренировочных тестов по 19-ти областям математики, каждая из которых включает в себя 35 вопросов. Здесь вы сможете пройти тесты онлайн без ограничения времени, выбрав интересующую вас область, пропустить ненужные задания, сразу попасть к ответам или изучить пояснения. Однако отметим, что пользователи жалуются на наличие на ресурсе не только устаревших задач, но даже отдельных неточностей и ошибок.

4. http://reshuege.ru — обучающая система Дмитрия Гущина. 15 готовых тестов и огромная база с заданиями, разделены по базовому варианту ЕГЭ. К остальным задачам вы не найдёте ни ответов, ни пояснений на 19 областей математики. Данный сайт позволяет конструировать тесты самостоятельно и, следовательно, фокусироваться на наиболее проблемных местах. Тесты проходятся на время, снабжены правильными ответами и подробными разъяснениями. Кроме того, сайт предоставляет возможность подключить к подготовке взрослого, который сможет отбирать задания или предлагать свои, а также видеть результат тестирования. Задания относятся к базовому и профильному вариантам ЕГЭ; тестов к ОГЭ на этом сайте нет.

5. http://ege.edu.ru/ru/classes-11/egemath — официальный информационный портал Единого Государственного экзамена. На данном портале вы найдёте достоверную общую информацию по ЕГЭ и ГИА, видеорекомендации к прохождению экзамену по математики от сотрудника Федерального института педагогических измерений, а также демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов за 2009-2015 гг.

6. http://mathege.ru/or/ege/Main — открытый банк задач ЕГЭ по математике. Этот проект, реализованный Московским институтом открытого образования, при участии Московского центра непрерывного математического образования, охватывает весь спектр возможных заданий на экзамене как базового, так и профильного уровней. В то же время следует отметить, что ресурс пока что работает в тестовом режиме, и его создатели признают наличие погрешностей в отображении формул.

7. http://alexlarin.net/ege16.html — сайт по подготовке к ЕГЭ по математике Александра Ларина. Внушительная база задач, сформированная на основе открытого банка, тренировочных, диагностических и «олимпийских» работ и реальных вариантов ЕГЭ и ОГЭ за 2008-2015 гг. Что особенно удобно, на сайте функционирует генератор вариантов экзамена. Среди других преимуществ рассматриваемого ресурса – разборы задач и приличный список учебников по математике (в т.ч., учебник самого Ларина по высшей математике), доступных онлайн. На сайте также действует форум, где можно пообщаться, разобрать типичные ошибки, обсудить задачу или предложить свою.

8. http://youclever.org — это мы. Мы поможем вам подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по математике совершенно бесплатно!

Особое внимание геометрии

Анализ проведенных диагностических работ позволяет увидеть, что большинство учащихся не справляется с заданиями по геометрии. Поэтому особое внимание уделяю отработке вопросов теории. При решении геометрической задачи говорю ребятам, что каждое слово имеет свое значение. Читая задачи сразу составляем интеллект карту или конспект во 2 части своей тетради. Например, в задаче говорится, что в равнобедренном треугольнике проведена высота и т.д. Мы составляем конспект по теме равнобедренный треугольник на математическом языке, записываем определения и свойства равнобедренного треугольника и тд. Решаем задачи разного типа сложности по этим темам. Берем задания из открытого банка и из разных сборников и при анализе кратко описываем все понятия, которые встречаются в задании, таким образом, повторяется и приходит в систему теория и 19 задание уже выполняется без проблем.

Чтобы повысить уровень подготовки учащихся к ОГЭ систематически провожу тестирование в формате ОГЭ в течение года. Для проведения таких работ используем задания Стат-Града. Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

- Обучение постоянному жесткому контролю времени.

- Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий.

- Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания.

- Обучение приему «спирального движения» по тесту.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы, т.е. постоянное повторение. И со слабыми учениками надо выработать стратегию выполнения экзаменационной работы определив индивидуально какие задания ученик выполняет легко, а сложные оставляя на потом не забывая при этом ,что по геометрии необходимо выполнить 2 задания, а для надежности выполняем больше и если на «3» требуется выполнить 8 заданий , то вы должны выполнять не менее 13 заданий. Так как на экзамене сказывается волнение, и вы можете допустить ошибки. Задача учителя – в условиях «обучения всех», прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше. Педагогика успеха, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.

Принцип совместного прогнозирования результатов. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать «на выходе» для ребенка результат выше, чем планировалось.

Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

-консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

-консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);

-индивидуальные консультации

Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.